Александр Говорунов: «Госслужба – не синекура»
Вице-губернатор Санкт-Петербурга, отвечающий в Смольном в том числе и за кадровую политику, считает коррупционеров предателями, лучшим принципом управления – демократический централизм, а государственную службу – не просто работой, но служением
Вице-губернатор – руководитель администрации губернатора Санкт-Петербурга Александр Говорунов курирует в Смольном много вопросов: работу районных администраций, межнациональные отношения и миграцию, законность и правопорядок, молодёжную политику, печать и СМИ, информатизацию и связь. Кроме всего перечисленного он отвечает за подбор кадров и кадровую политику Смольного и районов. Люди во власти – всегда в центре общественного внимания, поэтому именно «кадровый вопрос» стал темой беседы с Александром ГОВОРУНОВЫМ главного редактора «НВ» Михаила Иванова.
– Александр Николаевич, вы вместе с губернатором отвечаете за формирование новой команды Смольного. Не скрою, многих удивили развернувшиеся после осенних выборов главы города масштабные перестановки людей на высших должностях – вице-губернаторов, председателей комитетов.
– Удивляться, собственно, нечему. Меняется мир, обстановка вокруг, постоянно появляются новые информационные, финансовые, управленческие технологии. Если человек останавливается в своём развитии, он мгновенно отстаёт от жизни. А в худшем случае – деградирует. Он по-прежнему является толковым специалистом, надёжным человеком, но это как отстать от поезда: казалось бы, на минуту всего задержался, а поезд не догнать. Считайте это ответом на ваш вопрос о ротации кадров. Госслужба – не синекура, где главное – получить место и можно наслаждаться им всю жизнь, здесь каждый день нужно доказывать, что соответствуешь должности.
– Понятно, что уволить можно любого, повод найти нетрудно, главное, чтобы было кем заменить, имелся достойный кадровый резерв.
– Повод для увольнения никто специально не ищет, для этого должны быть объективные причины. Что касается кадрового резерва – разумеется, он существует, мы постоянно с ним работаем. Главный резерв – это наши сотрудники рядового и среднего звена. Везде есть люди, нацеленные на карьеру, желающие расти, «звёздочки», которых мы должны заметить и включить в список резерва. Претенденты на руководящие должности проходят серьёзную проверку: профессиональное тестирование, оценку личностных и деловых качеств, а если новая должность как-то связана с коррупционными рисками, то и проверку на полиграфе. Результаты проверки на нём для нас не решающий показатель, но полиграф нередко даёт подсказки – какие особенности человека или моменты его биографии нужно повнимательнее посмотреть. И разумеется, в наших планах – серьёзное обучение сотрудников по специальным программам.
– Такую систему в одночасье не создать, нужны методики, специалисты, да и вообще она недёшево стоит.
– А зачем создавать её с нуля? Она есть в РЖД, есть в Сбербанке, где я проработал много лет. У них самые передовые в России технологии подготовки и контроля персонала – и они не делают из них секрета. Мы используем их наработки, есть и свой успешный опыт.
– Но нередко в Смольный берут и людей со стороны, к примеру из бизнеса. Вы какого о них мнения? В своё время мы насмотрелись на так называемых гарвардских мальчиков, готовых руководить чем угодно…
– В первую очередь мы берём людей всё же из кадрового резерва. В случае если кандидат на должность в нём не состоит, выбор именно этого претендента должен быть отдельно обоснован губернатору. Общий рынок труда – тоже поставщик кадров для госслужбы, но бизнесмены никакими преимуществами не пользуются. Хочется развеять бытовавший некоторое время назад стереотип о том, что в чиновники идут те, кто не добился успехов в бизнесе. Люди должны понимать, что государственная служба – это почётно, это не просто работа, а именно служба, служение городу и его жителям. Для этих целей мы и ищем ярких, креативных людей в разных сферах: в политических партиях, общественных организациях, среди муниципалов. Пользуясь случаем, хочу в очередной раз призвать: если вам это интересно, если вы уверены, что ваши профессиональные знания и опыт необходимы городу, мы ждём вас в наш кадровый резерв!
– Но это могут быть люди с разными политическими взглядами – для вас это играет какую-то роль?
– Цвет их партбилета – если речь идёт о легальных партиях – меня не интересует. Главное – их желание служить городу. Недавно председателем комитета по культуре стал Константин Сухенко, член ЛДПР с большим стажем. Андрей Петров, лидер партии «Родина», стал заместителем главы Центрального района. Кстати, и Сухенко, и Петров были соперниками нашего губернатора на осенних выборах. Как видите, ни это, ни их партийная принадлежность не стали препятствием.
– Хотя у вас строгий кадровый отбор, недавние назначения в ключевые экономические комитеты молодых выходцев из консалтинговых компаний вызвали, как минимум, удивление общественности.
– Понимаю – эти люди не были широко известны. Но здесь нет никакой интриги. Во-первых, в консалтинговых компаниях невозможно сделать карьеру за счёт связей, денег родителей, для этого нужен собственный талант, деловые качества. Во-вторых, в администрации города эти люди были хорошо известны, поскольку были советниками губернатора, принимали участие в совещаниях, подготовке документов – в общем, были погружены в городские дела. Кроме того, хочу особо подчеркнуть, что такой опыт существует, это не ноу-хау губернатора, во многих крупных корпорациях можно встретить подобный подход к подбору кандидатов на руководящие посты, когда приходят люди извне, «со стороны», погружаются в работу и затем занимают ключевые позиции.
К слову, в связи с некоторыми кадровыми перестановками в Смольном группа депутатов нашего Законодательного собрания задала мне вопрос: а почему это мы вице-губернаторов утверждаем на должность, а глав районов, председателей комитетов – нет? Хотим всех утверждать! Я им в ответ предложил: давайте администрация города будет, в свою очередь, утверждать руководителей ваших парламентских фракций, председателей и членов депутатских комиссий. Они шутку, думаю, поняли, а всерьёз я им предложил: хотите активно участвовать в формировании новой администрации города – выдвигайте своих кандидатов. Мы ведь на самом деле ищем таланты.
– Что, на ваш взгляд, важнее для чиновника: талант, интеллект – или моральные качества? В США у одного из их недавних президентов IQ был ниже уровня среднего человека, но он неплохо справлялся с обязанностями, был даже слегка популярен. У нас же в стране есть люди, у которых всё в порядке с образованием, интеллектом, языками иностранными владеют, но с такими взглядами и отношением к людям, что я им руки не подам.
– Что касается личной порядочности кандидата, то если в этом отношении возникают хоть какие-то сомнения – это уже повод для того, чтобы отказать ему от места. Коррупционеров я считаю предателями – они и доверие людей, и нас, своих коллег, предают. В этом вопросе компромиссов быть не может. Что касается политических взглядов, то я уже сказал, что мне важен не цвет партбилета у человека, а его способность и желание работать на благо Петербурга. Лучшим принципом управления я считаю демократический централизм. Своих сотрудников с первого дня работы приучаю высказывать и отстаивать своё мнение. Говорю им: не пытайтесь угадать, что я от вас хочу услышать, – всё равно не получится, не бойтесь, что скажете что-то не то и испортите свой имидж, – иногда именно в неожиданных мыслях можно найти золотое зерно. То же самое с представителями оппозиции – важна их мотивация. Если человек приходит во власть, чтобы поливать её со всех трибун, – это одно. Если его критика конструктивна, у человека есть идеи, что и как улучшить, – другое. Но, конечно, команда не должна превращаться в кисель: споры – спорами, дело – делом.
– В России ничуть не лучше коррупции другая беда власти – бюрократия. Можно её хотя бы держать в каких-то рамках? Бизнес замучен бесконечными согласованиями, мы, журналисты, бывает, месяцами не можем получить от ваших коллег ответы на самые простые и безобидные вопросы. Известные законы Паркинсона оказываются сильнее российских законов.
– Безусловно, ваши слова во многом справедливы. Нередко внутренние процессы в крупных организациях и ведомствах, в том числе хождение документооборота, начинают влиять на сам ход работы. Службы, отделы начинают клонироваться, размножаться. Как с этим бороться? Для этого существует кадровый аудит, который оценивает, кто и чем занят, проверяет, нет ли у разных ведомств дублирующих друг друга функций. Если говорить о бюрократии, мы часто упоминаем словосочетание «административные барьеры». Что это такое? Это те решения, которые были прописаны в конкретных документах. В наших силах это исправить. В настоящее время есть договорённость с бизнесом о том, что мы совместно работаем над разрушением ненужных барьеров. Уверен, что такой способ взаимодействия наиболее эффективен.
Очень большое значение имеет переход на электронный документооборот. Контролировать бумажную переписку сложно даже в пределах одного комитета, в масштабах же администрации практически невозможно. Электронный же документооборот при наличии нужных программ позволяет проверить любой вопрос – как, сколько, кем решался – за считаные минуты. Правда, внедряется эта технология с трудом. То же самое было в Сбербанке, когда я там работал. Дело не в саботаже, просто многие люди с трудом принимают новое. Если успешно работает старая бумажная технология, к которой все привыкли, как к распорядку дня или смене времён года, человек зачастую не понимает, зачем её менять. Без принуждения здесь не обойтись, потом, правда, все хлопоты окупаются.
– Ещё один вопрос, который тоже касается отношений власти и общества: как руководство Смольного оценивает работу чиновников? Если в городе ухудшаются экономические показатели, чиновники экономического блока должны нести за это ответственность? Или их дело – только составление справок и прогнозов? А как оценивать деятельность районных администраций? Может ли энергичный талантливый глава сделать свой район лучшим в городе, создав условия для развития бизнеса, реализуя свои проекты благоустройства, озеленения, – или он только выполняет указания Смольного?
– По поводу оценки: мы договорились с главами районов, что нам нужна объективная система, некий набор ключевых показателей эффективности (KPI), которые позволят чётко понимать, насколько успешен тот или иной руководитель в своей работе. Сейчас система активно внедряется, мы её тестируем. Что касается критериев, одним из наиболее серьёзных может быть динамика налоговых поступлений. Если она растёт, значит, развивается бизнес, появляются рабочие места, район может запустить ещё больше собственных проектов. Чтобы у районных администраций появились стимулы проявлять инициативу, рассматривается возможность оставлять им на развитие часть от прироста собранных налогов. Кроме того, важнейшим критерием оценки, безусловно, является мнение жителей. Разумеется, мы принимаем во внимание, что люди всегда острее реагируют на недостатки, что отрицательные оценки тоже могут быть разными: основанными на эмоциях либо на логике, аргументах.
– СМИ тоже отражают мнения населения…
– Разумеется. К тому же вы, журналисты, не только отражаете, но и формируете настроения общества, помогаете гражданам осознать их интересы, понять проблемы. В одном из регионов – не буду его называть – был дельный губернатор: построил новый стадион, много дорог, но люди его работой были недовольны. Потому что самой острой проблемой региона были не дороги, а нехватка воды. О чём глава региона, конечно, знал, но не придавал значения – видно, не читал местной прессы.
– Кадры у нас в стране всегда «решали всё», но если вспомнить прошлые годы – сколько было ошибок, сколько бывших чиновников стали фигурантами уголовных дел… Каким должен быть главный критерий отбора в «государевы люди»?
– Желание и готовность служить городу и людям. Слово «работа» подразумевает, что человек трудится ради денег, и это нормально, но служба – она предполагает служение некой высокой цели, идее. Когда меня утверждали на должность в Законодательном собрании, депутаты, конечно, удивлялись: зачем мне это нужно? Мне уже немало лет, карьера состоялась, дети взрослые, своих детей растят, есть определённый уровень финансового достатка. Но я ежедневно посвящаю службе 12–16 часов, иногда бываю даже рад, когда машина застревает в пробке – можно несколько лишних минут подремать. Я сам выбрал свой путь – я люблю свой город и хочу быть ему полезным. Этого же требую от коллег. А кто хочет много денег или популярности – пусть идут в бизнес или в политику.
Александр Николаевич Говорунов – коренной ленинградец. Родился в 1954 году, после школы отслужил два года в Советской армии, получил высшее образование в Ленинградском инженерно-экономическом институте им. П. Тольятти по специальности инженер-экономист. В 1980 году был избран первым секретарём Фрунзенского райкома комсомола Ленинграда, затем – с 1983 по 1996 год – служил в рядах Вооружённых сил РФ. В 1996 году перешёл на работу в петербургский Сберегательный банк, где в должности заместителя председателя правления банка отвечал за кассовые операции, защиту информации, безопасность и другие направления деятельности. В 1999–2002 годах работал помощником президента, заместителем председателя правления Сбербанка России. С 2003 по 2013 год Александр Говорунов работал председателем Северо-Западного банка Сбербанка России. С 2014 года по настоящее время – вице-губернатор – руководитель администрации губернатора Санкт-Петербурга.
власть и общество
«Ждём конструктивной критики и предложений»
– Я отлично понимаю, – говорит Александр Говорунов, – что мир не таков, каким его видишь из окна кабинета или служебного автомобиля. Стараюсь чаще бывать в районах, посещать предприятия, разговаривать с людьми. Читаю новости, слежу, о чём говорят в интернете. Учитывая огромное влияние, которое интернет оказывает на нашу жизнь, безусловно, считаю его не только колоссальным источником самой разнообразной информации, но и отличным механизмом для обратной связи с горожанами. Не так давно мы запустили портал «Наш Санкт-Петербург», который до этого работал в тестовом режиме. Мы бы очень хотели, чтобы из «жалобной книги» он постепенно превратился в действенный инструмент по- настоящему эффективного взаимодействия власти и жителей. Есть намерение запустить портал с условным пока названием «Активный петербуржец», где будет приветствоваться любая конструктивная критика, но особенно – предложения. Мы видим его как некую биржу идей, лучшие из которых пополнят число городских проектов и будут реализованы.
кстати
Кадры решают всё
Екатерина Великая придерживалась правила: «Оказывайте доверие лишь тем, кто имеет мужество при случае вам поперечить и кто предпочитает ваше доброе имя вашей милости». А один посол как-то спросил императрицу: «Как вы добиваетесь того, что ваши непослушные дворяне вас всегда слушаются?» Государыня ответила: «Я никогда не заставляю их делать то, что им невыгодно».
Генри Форд, набирая сотрудников в свою компанию, категорически возражал против приёма «компетентных специалистов». Он говорил, что если бы захотел убить конкурентов нечестными средствами, то предоставил бы им толпы специалистов – и конкуренты, получив множество хороших советов, просто не смогли бы приступить к работе. При этом Форд никогда не спрашивал у людей, которые искали у него работу, об их прошлом. Ему было всё равно, вышел человек из Гарварда или из тюрьмы «Синг-Синг». От человека требовалось только одно: желание работать. Форд был убеждён, что в конечном итоге каждый человек на его фабрике попадает туда, куда заслуживает.
Эрик Шмидт, председатель совета директоров Google, установил принцип, согласно которому собеседование с кандидатом на работу должно быть ограничено 30 минутами. Считается, что если оно длится дольше, то либо кандидат не подходит, либо это сигнал, что в компании проблемы с кадровой службой.
Стив Джобс, основатель корпорации Apple, считал, что, «когда команда растёт, очень легко примириться с парочкой игроков из второй лиги, но потом они притянут к себе других таких же, а там у тебя появится и третья лига – нельзя добавлять к сильным игрокам слабых».