Прилетай – подешевело!
Петербург попал в десятку самых привлекательных городов Европы для туристов с небольшим бюджетом
Снижение курса рубля и экономический кризис обернулись неожиданным бонусом для туристов, приезжающих в Петербург. Северная столица России заняла шестое место в рейтинге самых бюджетных европейских городов. Его составил американский аналитический портал Price of Travel, оценивающий стоимость путешествий по всему миру.
Сутки на берегах Невы с проживанием в трёхзвёздочной гостинице в центре, трёхразовым питанием, посещением одной достопримечательности, транспортными расходами и даже алкоголем обойдётся всего лишь в 50 долларов – по сегодняшнему курсу три с лишним тысячи рублей. Дешевле отдохнуть только в Сараево, Чески-Крумлове, Киеве и Софии. Лидером списка стал румынский Бухарест, но разница с Петербургом небольшая – каких-то семь долларов.
Всего аналитики портала оценили 56 европейских городов. За основу взяли так называемый индекс трёх звёзд – именно на отели этой категории, по данным авторов рейтинга, ориентируется среднестатистический турист. Помимо стоимости гостиницы в индекс входят самые насущные траты путешественника – еда, транспорт, скромные развлечения. При этом подчёркивается, что речь идёт не о летних месяцах – традиционно самых горячих в плане цен.
«В 2015-м Петербург подешевел рекордно за долгие годы наблюдений. Несмотря на то что наиболее популярные музеи слегка повысили цены для иностранных граждан, экономия выходит существенная. Правда, получить визу непросто, так что планировать поездку стоит заранее», – говорится на сайте компании, проводившей исследование.
Даёт ли это основания надеяться, что нынешний год вернёт пошатнувшийся въездной туризм на прежний уровень (по неофициальным данным, в 2014-м этот показатель упал на 15–20 процентов по сравнению с 2013-м)? И да, и нет. Как отмечают эксперты, с одной стороны, любое попадание в международные рейтинги – безусловный плюс: подобная реклама как нельзя лучше повышает престиж города в глазах потенциальных гостей. Низкий курс национальной валюты – дополнительный стимул для тех, кто посещение Петербурга откладывал или даже не рассматривал вовсе.
С другой – обольщаться не стоит. И относиться к таким хит-парадам надо критически.
– При оценке подобных рейтингов очень важно понимать, из каких данных исходили составители, – говорит Павел Румянцев, официальный представитель Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии. – Конечно, это прекрасный промоушн. Но на реальном бизнесе он, как правило, не сильно сказывается. Озвученная цена за пребывание в сутки кажется немного заниженной. Традиционно Петербург считается отнюдь не дешёвым городом, и туристический продукт постепенно, но неуклонно дорожает: музеи поднимают стоимость билетов, растут цены в ресторанах и магазинах.
Справедливости ради надо сказать, что Петербургу не привыкать к топовым позициям в иностранных туристических рейтингах. Так, прошлым летом Спас на Крови стал восьмым в списке самых ярких достопримечательностей планеты, а годом ранее Петербург назвали девятым по посещаемости в Европе. Иными словами – к нам едут. Несмотря на обширный список препятствий, среди которых – сложности в получении визы, заряженный ценник на авиаперелёты и не самый высококлассный сервис. И есть ещё уйма проблем, которые туристическому Петербургу следует решить. Это и общественный транспорт, который навевает тоску даже на местных, и безопасность туристов, обеспечивать которую сотрудники полиции не горят желанием (чего стоят участившиеся в последние месяцы случаи грабежа на центральных станциях петербургской подземки, о которых недавно писало «НВ»), и попытки законодателей прикрыть мини-отели – как раз таки самые оптимальные по соотношению цены и качества. Да чего далеко ходить – даже повесить грамотные уличные указатели на иностранном языке порой не под силу.
В общем, чтобы реализовать, без преувеличения, огромный туристический потенциал, предстоит ещё много работать, в первую очередь, кстати, с потенциальными туристами.
Шаги в этом направлении делаются – в прошлом году впервые вступила в действие принципиально новая концепция продвижения Петербурга как одного из самых красивых и удобных для туриста городов мира. Петербургские чиновники рассчитывают активно рекламировать город на Неве в крупных международных аэропортах и в европейских городах (так, например, по лондонским улицам колесили 200 кэбов-такси, расписанных видами Петербурга). А на выезде почти из каждого крупного аэропорта мира установлены огромные рекламные щиты, предлагающие посетить северную столицу России. Дадут ли эффект подобная реклама и позиции в рейтингах? Поживём – увидим.
Конечно, это прекрасный промоушн. Но на реальном бизнесе он, как правило, не сильно сказывается. Традиционно Петербург считается отнюдь не дешёвым городом, и туристический продукт постепенно, но неуклонно дорожает.
Павел Румянцев, официальный представитель Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии