«У каждой марионетки – свой норов»
Фаина Костина, народная артистка России, всю свою жизнь работает только в одном театре – Санкт-Петербургском театре марионеток им. Е.С. Деммени. Вчера вечером на родной сцене она отметила юбилейную дату – 55 лет творческой деятельности.
Фаина Ивановна – первая исполнительница роли Чебурашки в стране. Если кто не знает, то прежде, чем был снят мультфильм с пластилиновыми персонажами Эдуарда Успенского, был поставлен спектакль о приключениях Чебурашки, и это была оранжевая мохнатая игрушка, которая надевалась на руку.
В детстве Фаина Ивановна в кукольный театр не играла, но лет в 10 у неё было увлечение: она рисовала для картонных героев костюмы из бумаги – самые фантастические! Вдохновлялась сюжетами из «Графа Монте-Кристо», «Трёх мушкетёров», «Робинзона Крузо», «Гаргантюа и Пантагрюэля» – читала книжки даже по ночам под одеялом с фонариком.
Семья у Фаины не была связана с театром, но родители часто брали дочку с собой на оперу, балет и в театр марионеток. Могла ли она предположить, что в недалёком будущем станет там работать?
В те годы, чтобы начать играть в театре, не надо было заканчивать институт или театральное училище – достаточно было пройти конкурс в самом театре. Фаина конкурс выдержала с лёгкостью, правда, вышел некий казус. Девушка была уверена, что театр носит имя Деммени и этот человек с фантастической итальянской фамилией уже давно умер. Но оказалось, что вполне себе живой Евгений Сергеевич сидел в комиссии и, услышав, как она читает басню, танцует и поёт, настоял, чтобы Фаину Костину взяли работать.
– Марионетка появилась у меня в руках сразу, как я пришла в театр, – рассказывает Фаина Костина. – Это был спектакль «Кукольный город» по пьесе Евгения Шварца. А потом был «Гулливер в Стране лилипутов», где я сыграла Красного лилипута. Спектакль был поставлен по пьесе Елены Данько ещё в 1928 году, потом дважды восстановлен, и мы играем его по сей день. Спектакль уникален уже тем, что там впервые появился живой человек наравне с куклами в качестве персонажа. В 1920-е годы марионетки были очень популярны, это было новым словом в кукольном театре – считалось, что марионетки могут заменить драматических актёров.
Марионетки по сравнению с перчаточными и тростевыми куклами оказались самыми сложными «существами». Длина нити у марионеточной куклы доходит до 3 метров. И в создании этой куклы актёр обязательно принимает участие вместе с механиком. Куклу нужно правильно подвязать, определить центр тяжести, чтобы она хорошо ходила, нагибалась, садилась… И даже могла вынуть платок и вытереть пот со лба, открыть табакерку и понюхать табак!
– Однажды со мной был такой случай в Москве на отчётном спектакле «Как тебя зовут» – у Зайца отвязалась от одной ноги нитка, – рассказывает Фаина Костина. – Хотя я всё проверила перед спектаклем – были привязаны крепкие вощёные натуральные нитки с фабрики «Скороход». Но я поняла потом, что нитка была отрезана, – кто это сделал, осталось загадкой. Во время действия у меня не выдалось ни минуты, чтобы подвязать нитку. И Заяц ковылял вместо того, чтобы бегать, а мои слёзы капали на картонную траву. А однажды у меня на гастролях в Польше пропал Лев. Видно, кто-то влюбился в эту куклу – она была очень мила – и позаимствовал её.
Фаина Ивановна рассказывает, что куклы в её театре сохраняются десятилетиями, и не пропадали даже в войну.
– Знаете, что брали в эвакуацию актёры, когда разрешалось везти с собой 30 килограммов весу? Конечно, кукол! – рассказывает она. – Но те, что остались в блокадном Ленинграде, тоже не пострадали, ни одна не попала в печку. Мне кажется, люди театра воспринимают куклу как живое существо, которое имеет свою энергетику, силу, характер, норов.
Конечно, от времени старые куклы ссыхаются, рассыпаются. Но их реставрируют, и поэтому сегодня в спектаклях по сей день играют марионетки, которым по 60–70 лет.
– Для того чтобы работать с марионетками, нужен летящий голос, который доходит до зрителя, нужно тратить много физической силы, – рассказывает Костина. – Профессиональные заболевания, конечно, есть: артриты, артрозы, болезни позвоночника. Но это всё ерунда, когда ты знаешь, что занимаешься любимым делом, которое никогда ни на что не променяешь.
Елена Добрякова