Отмахнулись от футбола
Если бы перед возобновлением сезона кто-то сказал, что первый гол «Зенит» пропустит именно в матче с «Торпедо», а не с ПСВ или «Торино», я бы сильно удивился. Но надо было следить за «Торпедо», чтобы понять, как изменилась эта команда с приходом Валерия Петракова. Если под руководством Николая Савичева, тренера толкового, но чересчур мягкого, команда проиграла 8 матчей из 12 (в том числе «Зениту» на «Петровском» 1:8), то Петраков, известный своей жёсткостью, показал другую статистику: 2 победы, 4 ничьи и всего одно поражение в семи играх.
Кстати, придя на тренерский мостик, Петраков указал на главную проблему «Торпедо»: мало игроков ходит в атаку. И вспомните, как чёрно-белые штурмовали ворота «Зенита» на последних минутах. По большому счёту, они заслуживали ничьей. Да, гол Халка стал отличным оружием против «окопного» футбола, которое предложило «Торпедо» с первых минут. Но, раз уж забили, надо было стараться развить успех на контратаках. Однако после выхода на поле Рамиля Шейдаева атака сине-бело-голубых заглохла. Замены, сделанные Виллаш-Боашем (Анатолий Тимощук вместо Саломона Рондона, Николас Ломбертс вместо Халка), буквально «вжали» команду в свою штрафную. Расплата последовала в виде гола новичка торпедовцев – исландского форварда Арнора Смарасона. Это было, к слову, его первое появление на поле в чемпионате России и, кажется, первый удар по воротам.
Игра на плохом поле – тоже работа футболиста. Ведь дело не только в полях, но и в желании побеждать. А зенитовцы в Раменском, показалось, решили как-нибудь отбиться от «Торпедо». Пережить плохой день. Отмахнуться от футбола.
Кочкодром
в Раменском
Снятые крупным планом ноги футболиста утопают в грязи так, что даже бутс не видно, и подпись: «Российский футбол: первые шаги». Таким фото отметил начало чемпионата России – 1997 один из спортивных журналов того времени. С тех пор российские клубы выигрывали еврокубки, сборная блистала на Евро-2008, к нам едут игроки сборных Бразилии, Аргентины и Франции… И газоны весны 1997-го кажутся такими далёкими, будто смотришь на них из космоса.
В воскресенье «Зенит» вернули из космоса на дряблую землю. До состояния болота поле в Раменском не дошло, но кочкодром из него получился отменный. Глядя за потугами Халка и Шатова приручить подпрыгивавший мяч, оставалось радоваться тому, что Виллаш-Боаш решил оставить в запасе Данни. Португальцу с его битыми-перебитыми коленями только такого газона и не хватало.
Родной стадион «Торпедо» на Восточной улице в Москве оказался не готов к возобновлению сезона – там… не включили подогрев. Как заявил президент чёрно-белых Александр Тукманов, клуб не владеет этой ареной и заниматься её обслуживанием за свой счёт не собирается. Так всплыл вариант с подзабытым «Сатурном». Поле в Раменском РФПЛ приняла с третьей попытки, но после матча признала, что это решение было ошибочным.
Между тем рецепт борьбы со старыми аренами и безответственными клубами успешно опробован в КХЛ, где без сожалений расстаются с командами, у которых нет арен, соответствующих регламенту. Так за бортом лиги остались титулованные «Крылья Советов» и «Химик». Несколько сезонов пришлось пропустить «Ладе». Процедура лицензирования арен существует и в РФПЛ. Осталось лишь набраться решимости и не допускать к соревнованиям команды, у которых нет постоянного соглашения со стадионом, пригодным для проведения матчей. Едва ли элитный дивизион оскудеет, расставшись с такими «грандами», как «Торпедо» или «Уфа».
Кирилл Легков, обозреватель газеты «Спорт день за днём», специально для «НВ»