Экономика

Нащупали дно. Всплываем?

24 мартa

Аналитики американского агентства Блумберг подтвердили слова министра финансов России Антона Силуанова о том, что ситуация в российской экономике начала улучшаться


 

«Ситуация в российской экономике начала меняться в лучшую сторону», – обрадовало намедни агентство Блумберг, являющееся одним из мировых лидеров деловой и финансовой информации. Его аналитики заявляют, что колебания стоимости российского рубля, резко завалившегося в декабре, сейчас гораздо ниже, чем у большинства других торгующихся на рынке валют.

Вчера в ходе торгов доллар впервые с начала года опустился ниже отметки в 59 рублей. Растёт и доходность держателей облигаций российских компаний, которые демонстрируют больший рост продаж, чем аналогичные организации по всему миру. В этом году инвесторы, вложившие средства в рублёвые государственные ценные бумаги, уже получили прибыль почти в 7 процентов, причём в долларовом эквиваленте. В то время как инвесторы, вложившиеся в гособлигации других развивающихся рынков, потеряли более процента. «В 2015 году инвесторы начали относиться к России значительно благосклоннее», – констатируют аналитики Блумберга.

Чуть ранее на съезде РСПП с не менее оптимистичными заявлениями выступил и министр финансов России Антон Силуанов. По его словам, худшие времена кризиса позади. Если в этом году падение ВВП прогнозируется на уровне трёх процентов при цене нефти в 50 долларов за баррель и курсе национальной валюты в размере 60 рублей за доллар, то уже в следующем Минфину видится ощутимый экономический рост. В этой части с ним в целом солидарно, хотя и с более сдержанным оптимизмом, и Минэкономразвития, глава которого Алексей Улюкаев полагает, что ближе к концу следующей трёхлетки российская экономика может выйти на рост в 2,5 процента. Инфляция, которая в феврале превысила 16 процентов, по итогам 2015 года, по мнению Антона Силуанова, может оказаться меньше официального прогноза в 12,2 процента, поскольку в марте ситуация резко улучшилась. 

Алексей Улюкаев полагает, что инфляция может выйти на однозначные значения уже к концу года, что, по его мнению, должно стать поводом для дальнейшего снижения ставки ЦБ РФ, которая, напомним, недавно была вновь незначительно снижена – с 15 до 14 процентов. Что же касается промышленного производства, индексы которого в последние месяцы падают, то и тут у Минфина нашлись поводы для оптимизма. Так, например, умеренный рост выпуска продукции демонстрируют агропромышленный комплекс и металлургия, что напрямую связывают с положительным эффектом девальвации рубля.

Из всех этих заявлений невольно напрашивается вывод о том, что российская экономика нащупала дно кризиса и вот-вот начнёт планомерно выплывать на поверхность. Однако мнения экспертов на этот счёт более чем сдержанны. Как, впрочем, и данные того же Росстата с его «средней температурой по больнице». В частности, продолжает падать объём розничной торговли, которая раньше вносила заметный вклад в общую копилку роста. Это и немудрено, учитывая, что уровень зарплат в феврале оказался меньше январского, который, в свою очередь, был ниже декабрьского. Также при росте выпуска продукции сельского хозяйства в феврале на 9,9 процента по сравнению с январём в целом индекс промышленного производства снизился почти на процент. Самое же значительное падение демонстрируют показатели внешнеторгового оборота. Так, например, объём импорта в феврале оказался вполовину меньше январских показателей. А экспорт товаров уменьшился на четверть.

По мнению ряда экспертов, можно согласиться с тем, что наметилась некоторая стабилизация в российской экономике. Дальше всё будет зависеть от цены на нефть. Но чтобы экономика начала качественно меняться, нужны структурные изменения, которых экономисты пока так и не видят. Неслучайно на проходившем вчера в Петербурге экономическом конгрессе, собравшем ведущих учёных в области экономики и финансов, звучали настоятельные требования изменения экономической политики, которые только и позволят выйти на качественно иной уровень развития.

– Если мы будем двигаться по нынешней траектории и дальше, нас неминуемо ждут серьёзные потрясения, в том числе и социальные, – заключил директор Института нового индустриального развития имени Витте Сергей Бодрунов.

 

«До конца лета ситуация выглядит стабильной»

Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук:

– Безусловно, с точки зрения спекулятивных инвесторов, острая фаза кризиса пройдена. Для них Россия сейчас находится в идеальной ситуации: ценные бумаги стоят недорого, в обозримые месяцы должны дорожать. Вот и «Голдман Сакс» (один из крупнейших в мире коммерческих банков. – Прим. ред.) утверждает, что нужно покупать российские ценные бумаги. Думаю, позиция агентства Блумберг и некоторых наших деятелей исходит именно из этого.

Министр финансов Антон Силуанов в своей позиции, скорее всего, ориентируется на инфляцию. Действительно, если динамика официальной инфляции с ноября по февраль превышала показатели прошлых годов в разы, то в марте она вернулась на прошлогодний уровень, и многие люди, которые ничего, кроме макроэкономической статистики, не видят, этому очень рады.

Если смотреть на экономическую ситуацию до конца лета, то она выглядит стабилизированной, и это довольно неплохо. Но, к сожалению, в среднесрочном плане она будет ухудшаться, потому что экономическое развитие блокировано очень дорогими кредитами и чрезмерно жёсткой политикой федерального центра. Так что, полагаю, этой осенью нас ждёт новое существенное ухудшение, причём не только социально-экономической, но и политической ситуации. Чтобы не допустить этого, нужно немедленно решать имеющиеся проблемы.

Однако люди, которые считают, что уже сейчас у нас всё в порядке, отрицают наличие существенных проблем. Да, от дна мы оттолкнёмся, немножко всплывём, но потом побьём рекорд новых глубин. До осени рубль, вероятно, падать не будет, а скорее даже станет несколько укрепляться. Ну а дальше ситуация неопределённа, потому что у нас дикая бюджетная катастрофа в регионах. Долги – это не самая большая проблема, их, в конце концов, можно списать. Хуже всего, что регионы лишены возможности себя финансировать. Также у нас резко сокращаются международные резервы, поскольку Банк России как в прошлом году их разбрасывал, как сеятель, так и сейчас разбрасывает. У нас стагнирует экономика и сокращается та же промышленность, которой, казалось бы, должна была помочь девальвация. Так что ситуация довольно скверная…


«Стагнация – наиболее вероятный сценарий»

Александр Бузгалин, директор Института социоэкономики Московского финансово-юридического университета, доктор экономических наук, профессор:

–Конечно, радоваться рано. Экономическая ситуация остаётся, по крайней мере, на уровне стагнации, и вызывающие её фундаментальные причины не преодолены. Более того, пока не видно никаких серьёзных решений, которые говорили бы о готовности высшей власти в стране к изменению системы экономических отношений, институтов, экономической политики, с тем чтобы достичь не нескольких процентов роста, а выйти на новое качество экономического развития. Вот этот вопрос остаётся абсолютно далёким от решения, а все мелкие конъюнктурные колебания, касающиеся улучшения или ухудшения курса рубля, либо позитивная или негативная динамика валового национального продукта в долях процента или даже в несколько процентов в рамках одного месяца или квартала – это мало что говорящие изменения. Поэтому я бы очень осторожно отнёсся к этому оптимизму, тем более что формулировки Антона Силуанова были крайне расплывчатыми. Да и формулировки Блумберга тоже оставляют массу возможностей для толкования – в них содержится в лучшем случае ощущение того, что худшие времена позади. Но такие заверения, думаю, нужно воспринимать с большим недоверием. На мой взгляд, ситуация будет ухудшаться. Хотя бы потому, что не предпринимается радикальных изменений в фундаменте экономической системы. Без таких изменений рецессия или просто стагнация – наиболее вероятный сценарий.


«Основных кризисных моментов мы пока не почувствовали»

Никита Кричевский, председатель экспертного совета Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», доктор экономических наук, профессор:

–У меня господину Силуанову веры нет, потому что он неоднократно ославлялся ложными предсказаниями, в том числе по курсу национальной валюты в прошлом году и по другим актуальным темам. К Блумбергу доверия больше, однако надо учесть, что агентство даёт характеристику состояния российской экономики буквально на текущий момент, то есть по состоянию на середину марта. Но это не означает, что через два месяца или полгода мы выйдем на траекторию устойчивого экономического роста. При этом основных негативных моментов, характеризующих любой экономический кризис, мы пока не почувствовали. Что имеется в виду? Во-первых, значительная инфляция, а в последние месяцы её нет. Далее – сильная безработица, которой тоже нет. Наконец, это недостаток денежного предложения со стороны банков – здесь всё тоже более или менее нормально. Да, ставки несколько выше, чем хотелось бы, но это не значит, что они запредельно высокие. В целом они на уровне ставок развивающихся стран и тех же стран БРИКС, кроме Китая. В Бразилии, например, ключевая ставка – 12 процентов, в России – 14, то есть разница небольшая.

Блумберг не учитывает многих моментов, характерных сегодня для российской экономики. В частности, это поддержка курса со стороны возвращающихся капиталов в Россию или продажа части международных резервов страны, а ведь эти козыри и повлияли в последние месяцы на укрепление рубля по отношению к доллару. Так что говорить, что рубль нащупал своё дно, укрепился и теперь мы опять будем подниматься, конечно же, нельзя, потому что цена на нефть устойчиво маленькая, Россия находится в финансовой блокаде и каких-либо прочих мер, например, по импортозамещению, которое могло бы заместить собой продовольственный и промышленный импорт, мы тоже пока не наблюдаем. Можно сказать, что мы сегодня находимся в ситуации устойчивого равновесия, которое может привести либо к дальнейшему плавному падению, либо к резкому крушению в пропасть. Скорее всего, это будет плавное падение, и наиболее вероятно мы это почувствуем осенью. Надо готовиться к тому, что 60 рублей за доллар – далеко не предел. По всей вероятности, следует ожидать новых всплесков, встрясок и новых откровений со стороны Блумберга и правительственных чиновников. Правда, есть вопрос, чьи откровения в следующий раз мы будем комментировать – этого или, может быть, другого…

 

Анна Кострова, спецкор «НВ»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
100.22
0.184 (0.18%)
Курс Евро
105.81
0.075 (0.07%)
Погода
Сегодня,
21 ноября
четверг
+3
Слабый дождь
22 ноября
пятница
+1
Облачно
23 ноября
суббота
-1