Мансарды. Беспредел продолжается
На исторических зданиях Петербурга вновь и вновь появляются уродливые надстройки. Остановить этот процесс градозащитники не могут. А чиновники – не хотят?
Казалось бы, в последнее время тема мансард ушла в тень. Однако, как выяснило «НВ», в Петербурге назревает очередной градостроительный скандал – в ближайшее время двумя этажами может прирасти дом на Невском проспекте, 110, что стоит рядом с печально известным «Стокманном». Жильцы протестуют: здание и так на ладан дышит, всё в трещинах. И оказалось, что это далеко не единственный тревожный адрес: конца мансардному нашествию пока нет.
На Невском, 110, компания «Невский двор» планирует создать мини-гостиницу. Санкционировал такое «приспособление» чердака город в далёком 2007 году, но инвестор за столь долгий срок не исчез. По словам председателя местного ТСЖ Владимира Луценко, фирма должна была выполнить в доме большой объём ремонтных работ, чтобы постройка выдержала два новых этажа. Но за восемь лет так и не приступила к ним.
– При этом дом остро нуждается в ремонте, – говорит Владимир Луценко. – В ходе строительства по соседству универмага «Стокманн» он получил значительные повреждения и покрылся трещинами.
Между тем по закону чердак – общедомовое имущество, а потому разрешение на обустройство мансарды должны дать собственники дома. Однако это правило зачастую игнорируется. По словам председателя «Антимансардной коалиции» Светланы Цылёвой, желание превратить чердаки в используемые помещения не проходит. Только на днях к ней обратились с просьбой о помощи с двух адресов: Васильевского острова и Почтамтской улицы. В случае с последним было решение суда, вступившее в законную силу, но воз и ныне там – исполнять некому.
– Список домов, по которым вышли такие решения суда, обширен, – говорит Светлана Цылёва. – Это Невский проспект, 3, проспект Добролюбова, 19, Миллионная улица, 12. Громко проходил суд по Миллионной, 4, возбуждали уголовное дело по факту повреждения памятника – и ничего. На Добролюбова, 2, мансарду сейчас достраивают.
Ситуация со сталинкой на проспекте Добролюбова, 2 (угол с Мытнинской набережной), очень показательная. Мансарда над этим домом «появилась» в документах в 2004 году, когда вышло распоряжение комитета по управлению городским имуществом об инвентаризации ряда чердаков в Петроградском районе. Примерно в это же время было зарегистрировано ООО «Эсмеральда». В 2008 году фирма начала надстраивать здание, затем работы приостанавливались. Люди стали препятствовать стройке, обращались в суд, но ничего не помогло. На мансарду получившаяся надстройка не похожа – это полноценный этаж с отвесными стенами. Руководитель «Эсмеральды» Дмитрий Размашкин говорит, что такой облик согласован и все разрешения получены. Сейчас работы практически завершены.
Тот же Размашкин построил мансарду на другой стороне проспекта Добролюбова. Хотя против надстройки дома № 1 (дом Ритинга) выступал ни много ни мало глава администрации Петроградского района Константин Желудков. Он транслировал в свой «Твиттер», что письмом «лично запретил» строительство, также «лично» обращался он и в прокуратуру. «Факт ведения незаконных работ» обнаруживал и КГИОП. Но сейчас все работы завершены – во всяком случае, внешне.
Бьются за свой двор жители ещё одного старинного дома – на углу Фонарного переулка и Мойки. Там за лицевым фасадом доходного дома прячутся Воронинские (Фонарные) бани, созданные по проекту известного архитектора Павла Сюзора (автора дома компании «Зингер»). Причём, когда бани отдавали инвестору – фирме «Аркус», – тогдашний губернатор Валентина Матвиенко едва не хлопала в ладоши от удовольствия: мол, наконец-то Фонарные бани реконструируют. Но в итоге площадь помывочной показалась «Аркусу» недостаточной: если верить жильцам, теперь инвесторам хочется надстроить новый этаж.
Другое дело с мансардой, возведённой на доме Васильева на 12-й Красноармейской улице, 3 (см. фото № 1). Надстройка конспирировалась воссозданием прежнего облика дома Васильева: ему было решено вернуть башенку, выходящую на уличный фронт, и КГИОП это разрешил. А тем временем позади башни усиленными темпами начали расти два этажа. КГИОП обратился в Куйбышевский районный суд с требованием обязать застройщика заплатить штраф – 930 тысяч рублей, а также снести мансарду в течение полугода. Суд встал на сторону охранителей, на днях решение вступило в законную силу.
Однако Светлана Цылёва не верит, что комитету удастся добиться исполнения решения суда. Ей неизвестно ни одного примера, когда мансарду сносили. Более того, в КГИОП подсказали, что если незаконные мансарды появляются на памятниках, то их могут согласовать, даже если они уродуют фасады. Так произошло с механическим заводом Зигеля на улице Марата, 63 (там надстройки просто невероятно провинциальные), и с жилым домом фабрики «Красный треугольник» на Старо-Петергофском, 21, и с домом Тимофеева на Суворовском, 10.
То есть на деле в Петербурге можно самоуправно и безнаказанно превращать кровли в жилые и офисные помещения, повышать их высоту без всех необходимых документов и лишь потом, задним числом, получать необходимые «разрешения». И власти, получается, не заинтересованы в сохранении уникального облика города?..
Владислав Воробьёв. Фото Александра Гальперина