Общество

Опасения ушли, но вопросы остались

26 мартa

Все мы, кто окончил школу при советской власти, получили образование, из которого любые начатки религии были напрочь исключены. И в этом нет ничего плохого, ибо, убеждён, истинная вера, если рождается в человеке, то происходит это в семье или в храме, куда ребёнка приводят родители.

Но в этом нашем образовании не было и ничего хорошего. Школа должна дать ученикам основы общей культуры, а без религиозных основ культура ущербна. Думаю, это признает даже самый убеждённый атеист. Ведь без общих религиозных знаний нельзя ничего понять ни в истории, ни в классической литературе, ни в живописи, ни в музыке…

Поэтому, когда в 2010 году в четвёртых классах ряда регионов страны, в порядке эксперимента, детям начали преподавать основы религиозной культуры и светской этики, все возражения общественности сводились к опасению, что это превратится в уроки Закона Божьего, как было «при царизме». Но вот эксперимент завершился, новый предмет уже скоро три года, как стал обязательным во всех 4-х классах российских школ, и страхи исчезли.

Однако благодать на уроках ОРКСЭ пока так и не наступила. И главная проблема, конечно, в учителях. Почти все они приступили к изучению предмета фактически с чистого листа. Во-первых, большинство крайне плохо разбираются в основах религии и религиозности. Ни школа, ни педагогический колледж, ни вуз таких знаний прежде не давали, а они крайне сложны, поскольку вбирают в себя умение ориентироваться и в истории, и в искусстве, и в вопросах морали, нравственности, этики. Во-вторых, 72 часа лекций – это крайне мало. В-третьих, даже если учитель и обладает знаниями, он должен вдобавок владеть методикой преподавания столь многогранной дисциплины. В противном случае получается не учёба, а профанация, что чаще всего и происходит на практике.

Есть и другие серьёзные проблемы. Например, многие учителя вдруг стали считать, будто духовность свойственна исключительно религии и верующим людям. Или вот ещё один парадокс: в предыдущем учебном году на весь Татарстан и Башкирию не нашлось ни одного школьника, который изучал бы основы православной или иудейской культуры. А в Москве и Подмосковье ученики татарских школ массово штудируют основы православных ценностей. В чём причины таких феноменов: то ли школы предлагают детям вполне определённый вариант в добровольно-принудительном порядке, то ли нет учителей с подготовкой по другим профилям?.. В этом чиновникам от образования ещё предстоит разобраться.

Тем временем в Минобрнауки уже обдумывают, как поэтапно, до 2018 года, ввести преподавание нового предмета со 2-го по 10-й класс. Это вызывает немало вопросов. Нужно ли так спешить, если до сих пор не решены все проблемы с четвероклассниками? Как будут учить самих учителей тем же основам религиозной культуры и светской этики, ведь преподавать этот предмет в старших классах ещё труднее? Услышат ли чиновники мнения родителей, выбирающих для своих детей чаще всего светскую этику? Не лучше ли, учитывая огромную нагрузку школьников 5–10-х классов, включить отдельные аспекты ОРКСЭ в программы других предметов – литературы, истории, иностранных языков?.. Ответов на эти вопросы нет. Во всяком случае, пока.

 

Сергей Ачильдиев, редактор отдела спецпроектов «НВ»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
60.32
0.053 (-0.09%)
Курс Евро
61.16
0.2 (-0.33%)
Погода
Сегодня,
09 августа
вторник
+20
Слабый дождь
10 августа
среда
+21
Облачно
11 августа
четверг
+22
Облачно