Северо-Запад

«Последнего из могикан хотят попилить на иголки»

26 мартa 06:12

Уникальное судно – единственное оставшееся из «звёздной флотилии» – уже осенью может быть отправлено на металлолом

В Калининградской области разворачивается кампания по спасению научно-исследовательского судна «Космонавт Виктор Пацаев» – единственного оставшегося из флотилии, обеспечивающей связь с космонавтами на орбите. Общественную инициативу – сохранить корабль как часть истории освоения космоса – поддержали не только сотни жителей янтарного края, но и члены отряда космонавтов, а также известные учёные. Руководство Музея Мирового океана готово сделать из уникального судна полноценный филиал на воде, однако реализовать эту идею без поддержки госбюджета невозможно.

– Я не понимаю, как так можно относиться к истории, – возмущается калининградец Сергей Свиридов. – На чём тогда воспитывать патриотизм, если сами выкидываем свою гордость на свалку?

Сергей Свиридов, капитан 3-го ранга запаса, с детства грезил небом. Мечтал стать не просто лётчиком, а именно космонавтом. До сих пор назубок знает названия всех орбитальных кораблей и станций, фамилии космонавтов.

– Чтобы работать на орбите, была необходима устойчивая связь, её и обеспечивали 17 судов «звёздной флотилии», – поясняет военный пенсионер. – Последнее из них, сошедшее со стапелей, было названо в честь нашего земляка Виктора Пацаева. Сейчас оно снова последнее – все остальные суда флотилии были распроданы в середине 1990-х по цене металлолома. Но переживший времена развала отрасли «Космонавт Виктор Пацаев» до сих пор в строю. Работает на благо освоения космоса. Более того, на его борту уже развёрнуты экспозиции Музея Мирового океана. А вот теперь последнего из могикан хотят попилить на иголки. Насколько известно, есть решение Морской коллегии России о сохранении судна, но никто не спешит его исполнять.

Мрачный прогноз военного моряка подтвердила корреспонденту «НВ» и Татьяна Комарова, начальник отдела ОАО «НПО измерительной техники» – организации из Королёва, на чьём балансе сегодня числится судно.

– До конца года, точнее, до августа судно в плане работы имеет необходимые допуски регистра, – рассказала она. – Но ввиду предстоящего ввода в строй наземного командно-измерительного пункта в регионе оно будет исключено из контура управления полётами. К концу года планируется вывод в резерв. И на сегодняшний день мне дано указание готовить его к продаже. Всем понятно: чтобы привести в порядок мореходные качества судна, нужен очень дорогой ремонт, сопоставимый со строительством нового плавсредства.

Для спасения корабля имени своего земляка активные калининградцы создали специальный сайт, несколько страничек в социальных сетях. Причём многие из активистов янтарного края даже не подозревают, что в благородной борьбе они не одиноки: за сохранение живой легенды ратуют и ветераны освоения космоса, и знаменитые учёные.

– Я проходил на этом судне 14 экспедиций, – вспоминает инженер связи Владимир Пашутин. – Бывали во всяких переделках. Несмотря на то что мы ходили по морям под флагом Академии наук СССР, натовцы регулярно устраивали нам провокации – то информационные, заявляя в портах захода, что мы шпионы, то откровенные. Никогда не забуду, как нас пытались испугать тараном ракетные катера. Но в самых невероятных условиях «звёздная флотилия» исполняла свою функцию от и до. Хотя нештатные ситуации случались регулярно. При этом учтите, что в те времена зона сопровождения пилотируемого объекта составляла максимум десять минут. И решения, от которых зависела жизнь космонавтов, принимались за секунды. Например, помню, когда однажды произошло касание корабля со станцией и Владимир Джанибеков проходил стыковку в ручном режиме по инструкциям с Земли…

Письма и обращения с просьбой сохранить НИС «Космонавт Виктор Пацаев» поступают в самые различные инстанции с завидной регулярностью. У Владимира Пашутина уже скопился целый архив переписки с чиновниками. Наверх – мотивированные просьбы, объясняющие, почему нельзя пускать судно на металлолом. В ответ – дежурные, ничего не значащие отписки. А в высоких кабинетах хранят гордое молчание, несмотря на то что в действительности есть документально оформленное решение заседания Морской коллегии РФ под председательством Дмитрия Рогозина от декабря 2013 года о придании статуса объекта культурного наследия научно-исследовательскому судну «Космонавт Виктор Пацаев».

– Однако с тех пор не сделано ни одного шага для осуществления этого решения, – сокрушается Владимир Пашутин. – Все мы понимаем, что, когда подойдёт время списания, чиновники разведут руками и скажут: «Денег в бюджете нет!»

Не так давно уже к президенту страны с просьбой вмешаться в судьбу легендарного судна обратилась дочь космонавта профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Светлана Пацаева.

– Вопрос, который должны решить чиновники, – это источники финансирования докового ремонта и содержания «Космонавта Виктора Пацаева», – пояснил Сергей Свиридов. – Самое затратное – разовые вложения в доковый ремонт, чтобы оценить состояние подводной части корпуса.

По подсчётам энтузиастов, спасение легенды космической связи обойдётся государственной казне в 50, максимум 60 миллионов рублей. Деньги, конечно, большие, но даже в кризис эта сумма не выглядит астрономической для сохранения славной истории.

Всё, что нужно сегодня чиновникам, – это перевести НИС «Космонавт Виктор Пацаев» в одно из предприятий Роскосмоса. Например, передать его на баланс заводу «Факел» для дальнейшего ремонта. В свою очередь, Музей Мирового океана готов продолжать обеспечивать судно энергией и причальным местом. При этом музейщики в случае положительного решения вопроса в кратчайшие сроки смогут развернуть на судне более широкую экспозицию, связанную с историей советской и российской космонавтики. И отбою от туристов у частички нашей звёздной истории точно не будет.

 

прямая речь

Светлана Сивкова, директор Музея Мирового океана:

– НИС «Космонавт Виктор Пацаев» – единственное сохранившееся судно знаменитой «звёздной флотилии», свидетель и творец истории отечественной космонавтики, осуществляющий в настоящее время связь с международной космической станцией. На борту корабля экспозиционные площади сегодня занимают более 500 квадратных метров. При этом каждый год открываются всё новые и новые выставки. Именно по этой причине судно космической связи принимает ежегодно до 10 тысяч туристов. Сейчас возможность сохранения НИС «Космонавт Виктор Пацаев» существует, и она весьма вероятна. Необходимо срочно передать плавсредство в ведение Федерального космического агентства, срочно провести докование и ремонт систем жизнеобеспечения. После этого мы готовы продолжить работы по музефикации судна и приданию ему статуса памятника науки и техники.


«...На сегодняшний день корабль науки находится в хорошем состоянии, имеет прочный корпус ледового класса и может быть использован как средство технического контроля космических полётов, учебный центр с общежитием для курсантов военного или мореходного училища, объект социального бизнес-проекта. Уникальное НИС может послужить в качестве памятника Морскому космическому флоту, живого экспоната на плаву с созданием на нём общедоступного музея на борту...

...Очень надеемся, что НИС «Космонавт Виктор Пацаев» будет сохранено для потомков так же, как НИС «Витязь», крейсер «Аврора», подводная лодка С-56, ледокол «Красин» и другие корабли славного Российского флота!»

Из письма президенту России Владимиру Путину

(Этот документ подписали лётчики-космонавты СССР В.В. Ковалёнок, А.А. Леонов, В.В. Горбатко, В.А. Джанибеков, А.П. Александров, В.В. Аксёнов, лётчик-космонавт РФ Ф.Н. Юрчихин, руководители Клуба ветеранов Морского космического флота, учёные – ветераны космической отрасли)

 

 

Илья Козырев, собкор «НВ» в Калининградской области
Курс ЦБ
Курс Доллара США
63.85
0.371 (-0.58%)
Курс Евро
70.6
0.34 (-0.48%)
Погода
Сегодня,
23 сентября
понедельник
+7
Облачно
24 сентября
вторник
+7
Ясно
25 сентября
среда
+6
Слабый дождь