Северо-Запад

Богатство России Северо-Западом прирастать будет?

31 мартa

В чём заключается главный потенциал регионов, входящих в СЗФО, и что мешает его полномасштабной реализации


 

Сейчас в новостях Северо-Запада России всё чаще идут сообщения о достижениях региона. Тут запустили новый завод, там построили новую дорогу, где-то заработала суперсовременная свиноферма, а здесь заключён контракт на астрономические суммы, сулящие ещё более астрономическую прибыль. Всё это не может не радовать, но почивать на лаврах, конечно, не стоит. Лучше обратить особое внимание на наши проблемные места. На те места, где мы можем упасть. А значит, стоит подстелить солому, чтобы нынешние успехи не исчезли, как надпись мелом на школьной доске. Да и многие успехи могли бы быть гораздо более ощутимыми. Проблемы можно разделить на разные группы, но основных, по нашей оценке, три: нехватка отечественных технологий, недостаточно развитая транспортная инфраструктура и острый дефицит кадров.

 

технологии

Голь на выдумки хитра, но…

В нашем федеральном округе последние годы бурно развивается рыбоводство. Соответствующие фермы всё больше продукции поставляют на прилавки, и в магазинах уже основную часть рыбы деликатесных сортов составляют не уловы из морей и рек, а продукция, выращенная в садках и бассейнах, в частности, Поморья и Заполярья. Вот только выращивают-то её из норвежского смолта (мальков). Если вдруг норвежские поставки прекратятся, то бурно развивающейся отрасли останется лишь сушить вёсла, точнее, сушить бассейны. Как получилось, что мы оказались без технологии «проращивания икринок» при очень развитой когда-то ихтиологии?

Подобная проблема (хотя и не столь острая) есть и в нашем животноводстве. Племенной скот фермы Северо-Запада закупают за границей. И тут есть одно «но»: приобретённые, скажем, поросята не обеспечивают породой навсегда. То есть пройдёт относительно немного лет, и сортовые характеристики будут утрачены, а с ними и качественные показатели мяса. Тогда приходится делать всё новые и новые закупки. Это, скажем, как с голландскими луковичными цветами, которые лишь в первый год роскошно цветут. На второй – уже кое-как, а на третий вообще выходят одиночные задохлики. Аналогия, конечно, грубая, но принцип она отражает верно.

Отдельная проблема (кстати, давняя, с советских времён) – сохранение выращенного урожая. Осенью – в разгар санкционных-антисанкционных баталий – много говорили о яблоках. Вроде бы у нас тут всё схвачено. Например, новые сады, посаженные в той же Новгородчине, недалеко от Старой Руссы, принесли в прошлом году первый урожай, а сбор яблок в Калининградской области был таким, что арифметически мог обеспечить этим продуктом несколько областей до следующего урожая. Мог бы… Если бы у нас эти фрукты хранились, как в той же Польше. Увы, наши склады в большинстве не способны сберечь фрукты даже до весны. Портящуюся продукцию хорошо если пускают на корм скоту, а нередко и вовсе просто высыпают в отвалы… Практически как во времена СССР, когда у нас народ массово отправлялся на овощехранилища рубить гниющую капусту.

О сельском хозяйстве можно говорить долго – всё-таки оно на передовой в борьбе за импортозамещение. А вот о промышленном производстве можно сказать и кратко: основная масса, да что там – практически все новые линии – это иностранные технологии. Взять, к примеру, открытый завод по производству OSB-плит в Петрозаводске. Чуть что – и мы останемся без комплектующих. Голь, конечно, на выдумки хитра, и, может, работяги придумают, как нашу гайку на их винт напялить, но… Как ни крути, а решать проблему импортозамещения, опираясь на иностранные технологии, проблематично. Значит, надо развивать свои.

 

транспорт

А могли бы ещё и на соседях заработать

Безусловно, дорожная инфраструктура в СЗФО сейчас стремительно развивается, сеть современных автотрасс становится всё гуще. Например, регулярно открываются новые участки автобанов. Да какие! Ещё пять лет назад, увидев их фотографии, любой бы сказал: «Это Финляндия!» Но нет, это наши дороги. Или совсем недавно в Поморье открыли трассу, впервые (!) связавшую столицу региона с одним из райцентров. Действительно здорово! Вот только этого мало. Огромные территории по-прежнему остаются связаны лишь зимниками, или условно годными дорогами. А это тормозит любое экономическое и социальное развитие региона. В частности, туризм.

Взять ту же Карелию. У республики теоретически огромный потенциал в этой сфере. Но в множество мест может добраться разве что караван экстремалов на внедорожниках. Тех, которые любят провести ночь у костра в лесу в облаке комаров. А для армии изнеженных туристов, которые хотят ехать на комфортабельном автобусе, спать в мягкой кровати, да ещё чтобы душ в гостинице был с горячей водой, большая часть красивейших мест останется долго недоступной. И это проблема далеко не только Карелии.

Следует также учитывать, что в регионе немало мест с рухнувшими переправами, и когда их починят – неизвестно. Из-за этого машинам приходится делать огромные крюки по объездным дорогам. Порой вместо 50–70 километров приходится проезжать 250–300. Соответственно, транспортная составляющая во всех товарах значительно вырастает, спрос падает, экономика несёт убытки.

Отдельно стоит упомянуть проблемы с реализацией стратегических транспортных проектов. Это в первую очередь относится к ставшему уже легендарным «Белкомуру» – железной дороге, которая должна связать Урал через Республику Коми с Белым морем. Причём Мурманская область жаждет добиться её протяжения до своих портов. Этот проект дал бы огромный импульс экономического развития регионам Северо-Запада. Ведь тогда, в частности, стала бы обоснованной разработка многих месторождений полезных ископаемых, не говоря уже о банальном расширении рынков сбыта уже имеющегося продукта… Но, увы, проект снова отложен под сукно – нет денег…

Так же как проекты создания глубоководных портов на севере нашего региона, в первую очередь Мурманской области. Ведь получается, что, имея выход к незамерзающему морю, мы в значительной степени не используем эту уникальную возможность и, соответственно, теряем или недополучаем деньги. Вроде бы всё очевидно, но всё висит в странной позе. Что уж тут говорить про строительство порта в Калининградской области – его по некоторым проектам пытались запихнуть в такие места, что хочется спросить у его разработчиков: «Вы карту-то видели? Ну хоть разок, хоть одним глазком?» Естественно, после таких предложений (на разработку которых потрачены очень приличные деньги) проект опять замирает. Хотя его востребованность всем вроде бы очевидна.

В общем, проблемы транспортных развязок и отсутствие логистики – огромный тормоз развития региона. А ведь могли бы ещё и на соседях заработать…

 

кадры

Без людей как без воды

Проблему кадров стоит разделить на две части – нехватку специалистов и отсутствие собственно населения. Начнём со специалистов.

О дефиците рабочих высокой квалификации говорится много и давно. Директора всевозможных заводов неоднократно сетовали, что портфель заказов своих предприятий могли бы увеличить в разы (благо мощности позволяют), да только выполнять их в таком объёме некому. Причём ведь порой платятся не просто достойные, а по российским меркам огромные деньги. Недавно в петербургских маршрутках, например, крутилась заявка – искали специалиста по установке винтовых свай. Ему кроме соцпакета гарантировали зарплату в 250 тысяч рублей в месяц. Вроде нашли…

Причём сейчас на многих предприятиях региона важнейшие подразделения укомплектованы людьми предпенсионного возраста и ещё больше – пенсионерами. А когда они уйдут со сцены?.. Остаётся только надеяться, что появится молодое поколение, которому они успеют-таки передать свой опыт…

Но ещё острее и, наверное, тупиковее ситуация, когда людей нет вообще. Да, у нас сейчас, по данным статистики, улучшились демографические показатели: смертность снизилась, рождаемость выросла. Только это часть картинки, не очень точно отражающая ситуацию в регионах. Там миграция (а точнее, отток населения) играет огромную роль. Даже необязательно, чтобы люди уезжали в другие области, – достаточно, чтобы они перебирались в местную столицу, а огромные территории в итоге оказывались практически незаселёнными. Развивать такие земли очень проблематично.

Вот в Карелии была разработана программа стратегического развития региона. Причём при её выполнении республика могла стать локомотивом даже не для СЗФО, а для всей России. Оценивалась она в астрономические 15 триллионов рублей. Программа включала два добрых десятка проектов, запускать которые можно было по отдельности. Причём чем больше бы было запущено проектов, тем меньше средств требовалось на выполнение всей программы. (Это чем-то напоминает освоение Дикого Запада. Обустроить дальний край сразу – сложно, но через череду форпостов это куда проще.) Однако основная проблема запуска тех самых карельских предприятий в том, что надо под них построить не только дороги и линии электропередачи, но и… города. По крайней мере сеть посёлков. Ведь, чтобы это всё заработало, в ставших глухими углами земли требовалось заселить десятки тысяч человек.

Именно это, а совсем не возведение предприятий (которое при выполнении прочих условий взял бы на себя частный бизнес) требовало основных капиталовложений. А если бы там уже были населённые пункты значимых размеров, то стоимость проекта сократилась бы в сотни раз… Так что без людей, как без воды, и ни туды и ни сюды.

 

резюме

Что делать?

1. Требуется не только развивать отечественную науку, но и наладить внедрение изобретений. На федеральном уровне должна быть создана специальная структура, отвечающая за успех применения инноваций. Она же должна отслеживать потребности в собственных ноу-хау и финансировать их разработку.

2. Грамотная пропаганда рабочих профессий. Развитие системы училищ.

3. Финансирование разработки программ комплексного развития территорий. Недостаточно только запускать отдельные предприятия. Необходимо увязывать их с другими проектами, тогда возможен кумулятивный эффект в развитии.

4. Различные фонды будущих поколений должны больше финансировать проекты стратегического развития. Именно кадры и производства – залог обеспеченного будущего, а не средства, лежащие под низкий процент в иностранных банках.

5. Разработка кредитной политики. Деньги должны стать гораздо более доступными для производственных проектов, а налоговые льготы – более широкими и продолжительными.

 

Дмитрий Шандлоренко, редактор отдела «Северо-Запад»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
24 ноября
воскресенье
+1
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь