Мнения и комментарии

Всё, что он делал, было объяснением в любви к фотографии

31 мартa

В воскресенье, 29 марта, в Петербурге скоропостижно скончался фотограф Владимир Никитин.

Это имя едва ли что скажет широкой публике, но сделанное им наверняка у многих на слуху. Владимир Анатольевич был автором-составителем книг и альбомов «Оптимизм памяти. Ленинград 1970-х» (2000, 2002), «Неизвестная блокада. Ленинград 1941–1944 гг.» (2002), «Время несбывшихся надежд. Петроград – Ленинград 1920–1930 гг.» (2007), «Конец столетия: метаморфозы бытия. Ленинград – Петербург» (2013), вышедших в издательстве «Лимбус Пресс».

«В этом проекте город представлен в мельчайших жизненных подробностях, в исторической перспективе, в горе и радости, не каждая европейская столица удостоилась такого подношения, монументальной фотолетописи», — писал один из учеников Никитина.

Если вы жили в Петербурге последние лет 15, то не видеть эти издания вы не могли. Это едва ли не лучший, а может, и вправду лучший визуальный рассказ о жизни Петербурга в последние сто лет. Историк журналистики Геннадий Жирков, чьим мнением Владимир Никитин чрезвычайно дорожил, посмотрев альбом «Время несбывшихся надежд», сказал составителю:

— Можешь спать спокойно – памятник ты себе уже создал!

…Родился Владимир Анатольевич 18 февраля 1944 года в городе Усть-Каменогорске. Учился в девяти школах, от Хельсинки до Баку. Окончил художественную школу при ЛВХПУ им. В.И. Мухиной (в 1962-м). Работал в профессиональной журналистике с 1968-го.

Он сочетал в себе несколько талантов, которые редко уживаются в одном человеке. Замечательный фотограф, он был также превосходный куратор и преподаватель, глубокий историк и теоретик фотографии. Опубликовал больше 200 статей по проблемам истории и теории фотографии и фотожурналистики, истории российской культуры. Работал в региональной и ленинградской прессе, агентстве печати «Новости», в 1980–1987 годах вёл на Ленинградском телевидении программу «Ракурс». Преподаватель Ленинградского государственного университета с 1972 года. Коллекционер.

В таком разнообразии и равной успешности занятий не было ничего странного. Всё, что он делал, было объяснением в любви к фотографии, и способ выражения этой любви мог быть каким угодно.

У Владимира Никитина было огромное количество учеников, чтобы даже перечислить лучших и самых известных, газетной заметки не хватит. Его все любили. Будучи в высшей степени творческим человеком, он тем не менее превосходно ладил с самыми разными людьми, никогда не тянул одеяло на себя в коллективных проектах, искренне радовался чужим успехам — и житейским, и творческим, был всегда открыт, искренен, лишён какого бы то ни было нарциссизма.

— Подавляющее большинство тех фотографов, кто преподаёт, демонстрируют студентам главным образом свои работы. Я же всегда начинал с Брессона. Я про себя говорил, только когда по-другому было не показать, — объяснял он.

Владимир Анатольевич оставил после себя колоссальный архив, который может стать основой десятков превосходных выставок и альбомов. В последние годы он вынашивал планы издать альбом фотографий Альфреда Эберлинга (1870–1952) – одного из самых замечательных русских фотографов, до сих пор малоизвестного. Думается, осуществление этого издания стало бы ему лучшим памятником.

 

Сергей Князев, литературный критик
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
24 ноября
воскресенье
+1
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь