Дорожные работы оказались… раскопками!
По информации «НВ», в ходе ремонта на Арсенальной набережной найдены артефакты – следы древней цивилизации и канализации
В Петербурге разгорается новый градостроительный скандал. Началось всё с частного случая: в начале марта жители СИ «Кресты» выразили возмущение затянувшимся ремонтом Арсенальной набережной, где в связи с ремонтом гранитной стенки набережной (заказчик работ — СПб ГКУ «Генеральная дирекция дорожно-транспортного строительства») периодически полностью или частично закрывается движение. Работы тянутся с ноября прошлого года. Население «Крестов» жаловалось на то, что шум от строительной техники мешает их полноценному отдыху, приезжающим в гости друзьям и партнёрам (в оригинале жалобы: пацанам и адвокатам) негде припарковать свои машины. Недовольны были перекрытиями оживлённой улицы даже простые автомобилисты. Казалось бы, банальная для нашего города ситуация, обычный срыв сроков, за который никого и никогда не наказывают, потому что в ином случае нужно было бы начинать со строителей стадиона на Крестовском острове. А у них иммунитет вплоть до начала ЧМ-2018.
Однако, как нам удалось выяснить, на Арсенальной набережной всё намного сложнее, чем кажется простым горожанам, которые полагают, что всё дело в криворукости подрядчиков и стремлении раздуть смету. В «Гендирекции дорожно-транспортного строительства» нам сообщили, что выбились из графика и вынуждены просить ГАТИ о продлении ордера на дорожные работы по указанному адресу не по своей вине, а в связи с обнаружением в ходе земляных работ ряда артефактов – обломков досок, брёвен и керамики, которые могут представлять археологическую ценность. В план и смету работ не было включено предварительное археологическое обследование территории (в этом ещё предстоит разобраться следственным органам), но, наткнувшись на указанные артефакты, подрядная организация сочла нужным остановить ремонт набережной (с оплатой вынужденного простоя «по среднему» за счёт заказчика) и проинформировать о находке все инстанции.
Ни в комитете по культуре, ни в комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры нам не смогли дать разъяснений, что за артефакты были обнаружены строителями. Однако на условиях анонимности один из чиновников одного из комитетов сообщил нам, что администрация планировала заказать археологическую экспертизу находок, но профильные археологические институты попросили финансирование в размере 150–200 миллионов рублей и полное закрытие обследуемой территории не меньше чем на два года, мотивируя это тем, что таков средний срок для написания кандидатских диссертаций. Поскольку в бюджете текущего года такие расходы не предусмотрены, вопрос решено было отложить до второго чтения бюджета будущего года.
Что же касается находок, то неофициальную их экспертизу провели работники ГУП «Водоканал», которые в этом же районе – на Пискарёвском проспекте – прокладывают свой коллектор и встречали в земле много чего интересного. По их мнению, найденные артефакты – следы древней канализации. Доски и брёвна могут быть останками примитивного (возможно – времён неолита) туалета, керамический осколок – частью не то унитаза, не то ночного горшка времён шведского Ниеншанца.
Казалось бы – конфликт исчерпан: после археологического исследования и территории и музеефикации находок работы по устройству набережной можно продолжить. Однако в ситуацию вмешались градозащитники. Один из лидеров городского отделения партии «Грейпфрут» Рудольф Апельсинов направил в комитет по защите памятников ЮНЕСКО требование немедленно вмешаться в ситуацию и остановить уничтожение доказательств благотворного шведского господства (наличие туалетов – показатель высокого уровня цивилизации) в Приневском крае. Правда, из ЮНЕСКО пришёл ответ, что они не намерены заниматься древним г…м.
В то же время инициативу Апельсинова поддержали предложившие своё участие в раскопках институты, движение «Хрюши – за что угодно», экологическая организация «Шелест зелени» и жители СИ «Кресты», которые потребовали от Смольного права на проведение бессрочных митингов и пикетов протеста на набережной, а также у Гостиного Двора, ТЮЗа и на Марсовом поле.
– Я настаиваю и требую, чтобы городские власти совместно с монополиями, олигополиями и международной общественностью объявили заповедным и сакральным местом всё пространство от Охтинского мыса до Ленина на броневике перед Финляндским вокзалом. Разумеется, памятник Ленину неприкосновенным не является, тем более что под ним могут быть найдены новые следы прошлого, – заявил нашему изданию Рудольф Апельсинов. – Всё пространство между двумя археологическими сокровищницами я предлагаю назвать «Шведской стенкой» – в память о стенах Ниеншанца (о «шведских стенках» в школьных спортзалах наш собеседник, по его словам, не слышал, потому что был освобождён от физкультуры).
Какова в итоге будет судьба Арсенальной набережной? Сторонники Апельсинова считают, что она непоправимо исказит исторический облик берега Невы, поэтому её нужно перенести куда-нибудь в Купчино, а там, где сейчас идёт поток машин, воссоздать историческую систему канализации и показывать её школьникам и туристам.
В администрации говорят, что связываться с этими движениями себе дороже, проще тянуть время в надежде, что протестная общественность найдёт себе новый объект защиты, а там и к достройке набережной можно будет вернуться.
Юлий Заневский-Объективнов, собспецкор «НВ». Фото Александра Гальперина