Северо-Запад

Рыба на дальний кордон ушла?

01 апреля

В Заполярье скандально завершился сезон ловли мойвы. «Народной» рыбки оказалось мало, а цена на неё выросла в 8 раз

Мойвенная путина стала в нынешнем году для Мурманской области своеобразным зеркалом экономических трудностей, которые связали в единое целое рыбаков, судовладельцев, переработчиков, сетевиков, чиновников и обычных северян. В общем, получилось нечто среднее между эпическим полотном и сериалом – куда там звягинцевскому «Левиафану»!

Мойва, конечно, не ветхозаветный кит, а маленькая рыбка. Причём в нынешнем году маленькая в полном смысле слова. По каким-то загадочным причинам – возможно, в происшедшем есть что-то символическое – мойва заполярным рыбакам в этом году попадалась исключительно мелкая. Но, как говорится, мал золотник, да дорог. Ведь именно она стала для северян, промысла и фабрик своеобразным спасательным кругом. Причин тому несколько. В частности, из-за колебания курса рубля сметливые владельцы рыбодобывающих компаний бросились продавать более ценные породы рыб вроде трески за границу. Зарабатывают они на этом хорошо, если не брать во внимание проблемы всего остального «прирыбного сообщества».

Сейчас полностью весь улов в порт доставляют только прибрежники. Вот только квоты им выделяют небольшие. Из-за этого у многих предприятий в этом году работы едва хватит до лета. Рыбаки-прибрежники вздыхают, не знают, как жить. Многие на время простоя вынуждены устраиваться охранниками и таксистами.

На проблемную ситуацию союз прибрежных рыбопромышленников уже не раз жаловался в Министерство сельского хозяйства РФ. Там обещают внести изменения в закон, чтобы преференции получали те, кто везёт рыбу в Россию. Вот только пока окончательного решения так и нет.

А в Мурманске из-за увеличения экспорта «серьёзной» рыбы, естественно, стали продавать меньше. Так что на безрыбье и мойва оказалась хороша и для перерабатывающих предприятий, и для обычных покупателей.

Впрочем, за последние годы северяне привыкли, что трески, пикши, окуня, палтуса на полках заполярных магазинов появляется не так много. Это вполне естественно ещё и потому, что нормальный судовладелец предпочитает приводить свои траулеры в порядок – ремонтировать и модернизировать их – в других странах. На родине, к сожалению, осталось не так много верфей для гражданских судов, да и стоит такое удовольствие дороже. К тому же, если такой обновлённый, или, не дай бог, построенный за рубежом траулер зайдёт в порт Мурманска, то предпринимателю придётся за один раз заплатить такую сумму, что в пору разориться.

Правда, в нынешнюю путину не то кризис сказался, не то о существовании «народной» рыбы наконец-то узнали федеральные чиновники, но этот драконовский запрет ненадолго был ослаблен. В результате к мурманским берегам подошёл даже траулер «Сергей Агапов», последний раз разгружавшийся в мурманском порту почти 20 лет назад. Впрочем, здравое начинание чиновники до конца не довели. И такие траулеры вынуждены были, не швартуясь, курсировать недалеко от берега. А улов перегружался на более мелкие суда, которые и привозили мойву в порт. Разумеется, это сделало стоимость рыбы значительно выше.

О цене особый разговор. В нынешнюю путину она вобрала в себя и последствия экономического кризиса, и желание владельцев торговых сетей заработать. Если в прошлом году мойва стоила около 22 рублей за килограмм, то сейчас её цена взлетела к 120 рублям, а в некоторых магазинах – до 180! И это при том, что руководство комитета, отвечающего за рыбохозяйственный комплекс в правительстве региона, ещё в начале путины обещало, что «народная рыбка» будет стоить около 50 рублей. Вот только оказалось, что по такой цене её можно было купить лишь в одной торговой сети. Но там мойва быстро заканчивалась, и большинство мурманчан просто не успевали сделать приобретение. В итоге мурманчане перестали обращать внимание на цену и рыбёшку стали расхватывать, не глядя на стоимость.

А остальные торговые сети на справедливое возмущение мурманчан отсутствием в магазинах рыбы или её высокой стоимостью только разводили руками. Мол, нужны специальные логистические схемы. А сейчас оптовики сначала везут рыбу в Москву и Петербург, а потом оттуда обратно в Мурманск. Вот такой парадокс. Где уж взяться дешевизне?

В общем, путина завершилась. Мойва, как ей и положено, ушла к норвежским берегам. Вместе с ней почти по-звягинцевски ушёл с должности глава комитета рыбохозяйственого комплекса Олег Заболотский. Говорят, с места его попросили из-за излишне оптимистического прогноза на цену мойвы и неожиданно возникших рядом с промысловыми судами военных кораблей Северного флота, о которых никто не знал.

 

прямая речь

Геннадий Степахно, глава комитета по природопользованию, рыбохозяйственному и агропромышленному комплексу:

– Был у нас в прошлом году праздник мойвы в середине марта. Рыба продавалась по смешным ценам. Тогда рыбаки субсидировали из своего кармана по восемь рублей за килограмм, что составляло почти половину стоимости. Вот такой подарок был для горожан. А сейчас рыбаки по-прежнему отдают мойву по 20 рублей за килограмм, а сетевики накручивают 120. Вообще стоимость мойвы намного ниже, чем она указана на прилавках. Хорошо бы ввести меры регулирования, как в Норвегии. А то получается, что по всей России выгоднее распространять мойву, чем в Мурманской области. 

 

тем временем…

По договору будет дешевле

– Между Мурманским траловым флотом и торговым домом «Евророс» подписано соглашение об обеспечении мурманчан свежей мойвой в рамках путины 2015 года, – сообщают в региональном комитете рыбохозяйственного комплекса.

По документу предприятием будет отгружено, а сетью супермаркетов «Евророс» реализовано около 100 тонн мойвы. Ожидается, что цена мойвы составит не более 50 рублей и будет отмечена особыми ценниками. По словам представителя Мурманского тралового флота Сергея Жакуна, подобное решение руководства области и компании прежде всего основано на желании обеспечить северян «народной рыбкой».

В свою очередь, и. о. председателя комитета Андрей Алексеев подчеркнул, что работа по установлению взаимовыгодных связей между предприятиями рыбохозяйственного комплекса и торговой сети будет продолжена, к ней будут привлекаться и другие предприятия рыбной промышленности.

 

реплика

Снова сапожники остались без сапог

Дмитрий Шандлоренко, редактор отдела «Северо-Запад»

История с мойвой в Мурманске напомнила мне анекдот конца 1980-х.

«Что будет, если в Сахаре к власти придут коммунисты? – Первые 70 лет ничего, а потом исчезнет песок». Ну действительно кажется загадочным, как город рыбаков можно умудриться оставить без рыбы. Это ж какой конгломерат дурацких правил и непродуманных распоряжений надо нагромоздить?! И ведь их все производят и производят, похоже не зная сна и покоя.

Причём многие из них на первый взгляд не представляют никакой угрозы. Например, не так давно чуть изменили правила регистрации судов в зависимости от их габаритов, ненамного – на какие-то сантиметры. В итоге практически все прибрежники были вынуждены остаться у причалов (или уходить в море нелегально, а рыбу сдавать контрабандой).

Пока они опротестовывали новые нормативы или пытались получить разрешение по новым правилам, время шло. Сезон лова прошёл почти весь. В итоге – убытки вплоть до разорения и минус рыба на берегу. И таких примеров множество.

 

 

 

Марина Калинина, собкор «НВ» в Мурманской области. Фото автора
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.44
0.651 (-0.7%)
Курс Евро
99.58
0.952 (-0.96%)
Погода
Сегодня,
19 апреля
пятница
-1
20 апреля
суббота
+1
21 апреля
воскресенье
+5
Слабый дождь