Настоящих буйных мало…
В январе 2014 года сотрудники УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области обратили внимание на одну из страничек социальной сети «ВКонтакте». Некий Михаил Б. (по этическим соображениям, суть которых станет понятна ниже, фамилию называть не будем), на которого она была зарегистрирована, пропагандировал демократические европейские ценности. Был и определённый круг сторонников, которые в ходе бурных обсуждений выражали своему вожаку полную поддержку. На первый взгляд – ничего криминального в этом нет. Страна у нас свободная, Конституцию никто не отменял, высказывать свою точку зрения не запрещено. С одним маленьким дополнением – если это не нарушает ни одну из статей закона.
А вот с этим у гражданина Б. возникли определённые неувязки. Дело в том, что все лозунги, которые он, не стесняясь в выражениях, бросал в тусующиеся на бескрайних просторах Сети массы, в конечном итоге сводились к тому, что Уголовный кодекс трактует как призывы к экстремистской деятельности. Естественно, было заведено дело. Б. вызвали к следователю. Правда, задерживать не стали, а после допроса отпустили под подписку о невыезде. А тем временем в рамках расследования началась проверка. И один из первых стандартных запросов показал, что на протяжении последних 15 лет после черепно-мозговой травмы подозреваемый в государственном преступлении состоял на учёте в районном психоневрологическом диспансере с диагнозом «органическое расстройство личности».
Тут же была назначена первая судебная психиатрическая экспертиза. Но в амбулаторных условиях врачи не смогли ответить на поставленные следствием вопросы, указав на необходимость помещения подозреваемого в стационар. Провозившись с пациентом месяц, психиатры, по сути, подтвердили диагноз коллег. Более того. Они уточнили, что, создавая посты на своей страничке, по своему психическому состоянию Б. не мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. То есть, размещая на эмоциональной волне очередной пост «ВКонтакте», Б. фактически не осознавал, к чему могут привести его призывы, если, не дай бог, найдутся желающие воплотить их в жизнь.
Как удалось выяснить в ходе следствия, в орбиту «политической борьбы» Б. оказался вовлечён случайно. Несколько лет назад, проходя мимо места проведения несанкционированного митинга, он попал под «замес». Разгоняя сходку, полицейские загребли и его вместе с участниками. Нескольких часов в отделе под впечатлением пламенных речей оказалось достаточно для такого человека, как Б.
По решению суда Б. направлен на стационарное психиатрическое лечение. Говорят, что он собирается через суд бороться за свои права. Но не в плане отмены диагноза. С этим не поспоришь. Есть у Б. желание поменять лечение в стационаре на амбулаторное.
По сути, рядовой эпизод с относительно счастливым завершением. Но почему мы заострили на нём внимание? Скажем так: в назидание! Время сейчас не самое спокойное. А именно это и порождает массу психических отклонений у людей. И тут даже травма головы не нужна. Крыша и так поедет. Помните, как у Высоцкого: «Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков…» Пока – мало. Но со временем их может стать куда больше. И вступая на скользкую стезю политической деятельности, убедитесь, что ваш лидер – не псих. В прямом смысле этого слова.
Игорь Осочников