Планета

Что происходит в Йемене?

03 апреля

Обострившийся конфликт в стратегически важной точке планеты – очередной раунд глобального противостояния не только Ирана и Саудовской Аравии, шиитов и суннитов, но также России и США

 

Война в Йемене идёт с перерывами уже несколько десятилетий. Боевые действия активизировались летом, когда хуситы (йеменские шииты) взяли под контроль северную и центральную части страны, и с того времени активность конфликта только нарастала. Собственно, это гражданская война между шиитским севером и суннитским югом страны, которая объединилась в 1990 году.

В этом противостоянии принимают участие несколько разнородных сил, однако в общей расстановке на карте Йемена в военно-политическом отношении наиболее сильны хуситы, которым покровительствует шиитский Иран. Фактически после отстранения (22 января) от власти президента страны Абд-Раббу Мансура Хади и взятия под контроль столицы страны Сана хуситы могут претендовать на то, что теперь представляют йеменскую власть. Когда же 25 марта хуситы захватили стратегически важный (и не только для Йемена) порт Аден, где укрывался президент Хади, коалиция арабских стран во главе с суннитской Саудовской Аравией начала против них военную операцию под названием «Буря решимости».

– Мы заблокировали хуситов в йеменских портах и пресекли их продвижение к саудовской границе, – прокомментировал первые результаты операции генерал Ахмед Асири, представитель коалиционного командования.

Блокада портов, осуществлённая египетским флотом, – первое, что было необходимо сделать коалиции. Дело в том, что сегодня формирования хуситов контролируют стратегический Баб-эль-Мандебский пролив, а значит, способны запереть Красное море, что, в свою очередь, означает фактическое закрытие Суэцкого канала. Для прекращения судоходства по проливу (который в самом узком месте имеет ширину всего 26 километров) хуситам достаточно воспользоваться противокорабельными ракетами, которые в изобилии поставлялись прежним властям Йемена американцами. Такая возможность уже вызвала рост цен на нефть, ведь Суэц является важнейшей артерией транспортировки чёрного золота.

На самом деле именно цены на нефть, которые находятся в прямой зависимости от исхода противостояния в Йемене, и являются одной из причин конфликта.

Впрочем, Саудовская Аравия, которая сейчас играет на понижение цен на нефть (с какой целью – захватить ли рынок, «усмирить» ли добычу сланцевой нефти в США, помочь ли Штатам в борьбе с Россией – неизвестно), нервничает не только поэтому. Юго-западные провинции саудовского королевства – Джизан, Наджран и Асир – в своё время были отторгнуты саудовцами именно у Йемена. Большинство населения этих провинций составляют шииты, и, разумеется, их йеменские единоверцы в случае своей победы обратят взгляд на этот регион. А его потеря создаёт непосредственную угрозу саудовской провинции Хиджаз, в которой находятся мусульманские святыни Мекка и Медина, без которых королевство перестанет представлять столь сакральное значение для исламского мира.

Эта война имеет ещё одно измерение: внутриполитические расклады в саудовском королевстве. В январе на престол взошёл король Салман ибн Абдул-Азиз, которому почти 80 лет. Король желает видеть своим преемником сына Мухаммеда ибн Салмана, нынешнего министра обороны страны. Но этого не хотят другие мощные саудовские кланы. Мухаммеду всего 35 лет, он молод и горяч и жаждет показать себя. Война в Йемене даёт ему такой шанс. Возможно, принца толкают на эскалацию его политические противники, – ведь в случае поражения Саудовской Аравии в этой войне позиции Мухаммеда, а с ним и короля Салмана окажутся подорванными.

Так что, как ни крути, воевать саудитам придётся. Пока коалиция ограничивается авиаударами по контролируемой хуситскими формированиями территории. Поговаривают и о наземной операции, но большинство аналитиков уверены, что до неё дело дойдёт не скоро. Если вообще дойдёт. Одно дело бомбить сопредельное государство, в котором идёт гражданская война, с воздуха, а другое – втягиваться в полномасштабные военные действия на суше. Для этого по крайней мере желательно, чтобы иностранные войска призвали законные власти этого государства. Однако в случае с Йеменом непонятно, кто, собственно, эти законные власти. Под давлением хуситов президент Хади (срок полномочий которого, кстати, официально истёк ещё в феврале прошлого года) уже подавал заявление об отставке, но, вырвавшись на свободу, отозвал его и просил помощи у Саудовской Аравии. Однако за это время хуситы установили временное правительство, хоть и не признанное в мире, но действующее. А после взятия Адена Хади бежал за пределы страны.

– Если он не вернётся в ближайшее время, то легитимность возможной наземной операции повиснет в воздухе. Потому что вся она может быть построена на том, что законный президент призвал войска своих соседей у Персидского залива помочь ему навести порядок в стране. Саудовцы хотят операцию провести быстро, чтобы не тратить на неё большие средства. Они, видимо, хотят отбить Сану и Аден, оставить войска для охраны, а дальше пусть йеменские власти сами с хуситами разбираются, – считает Сергей Серёгичев, доцент кафедры всеобщей истории РГГУ, эксперт Института Ближнего Востока.

Существуют и чисто военные причины, делающие наземную операцию маловероятной. При таком развитии событий станет неизбежностью усиление наземной группировки и втягивание её в затяжные и в общем-то бесперспективные бои с повстанцами, которые более десяти лет сражаются в этой местности, имеют налаженную систему укрытий, тактических складов, связи с местным населением и так далее. А боевая организация хуситов «Ансар Алла», как показывают последние события, весьма неплохо воюет.

– Я абсолютно уверен, что, если саудовцы и дальше будут бомбить хуситов, те предпримут ответные рейдовые удары по местам дислокации саудовской армии и по нефтепромыслам, – говорит Семён Багдасаров, директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии. – А в Восточной провинции находятся основные запасы саудовской нефти.

В воскресенье в египетском Шарм-эль-Шейхе закончился саммит Лиги арабских государств (ЛАГ), на котором встал вопрос о создании единых вооружённых сил численностью до 40 тысяч военнослужащих. В работе саммита помимо лидеров арабских государств приняли участие беглый президент Йемена и генсек ООН Пан Ги Мун. И, разумеется, идея «арабского НАТО» возникла в качестве меры устрашения не столько йеменских хуситов, сколько их покровителя Ирана.

– Будет единый штаб, – считает Семён Багдасаров. – Будут по схеме НАТО определять, куда сколько войск отправлять в случае необходимости. Будут подразделения быстрого реагирования, подразделения, которые развёртывают во вторую очередь, в третью… Поскольку сейчас противостояние обострилось в Йемене, значит, корпуса быстрого реагирования могут дислоцироваться в соседних Египте или Саудовской Аравии. 

Впрочем, часть экспертов скептически относится к идее «арабского НАТО».

– Это болтовня, – уверен Евгений Сатановский, президент Института Ближнего Востока. – ЛАГ – это пустопорожнее место, что генсеку спонсоры скажут, то он и говорит. Вчера хотел объединяться на борьбу с «ИГ», сегодня – против Йемена… Для простоты скажу, что ни одно арабское государство, равно как и неарабское, не отдаст никому собственные войска.

…Словом, ситуация, что для Ближнего Востока типично, запутанная до предела. Но каковы же интересы во всей этой заварухе ключевых мировых игроков?

США с начала века проводят акции против йеменских боевиков всех мастей, получив в своё время формальное согласие на то от президента Салеха, впоследствие свергнутого в ходе «арабской весны». Американцы поставили ему оружие на 500 миллионов долларов. Но всё это не предотвратило переворот, после которого Штаты фактически самоустранились от активного участия в решении йеменской проблемы. У США слишком много других внешнеполитических проблем, чтобы серьёзно вступать в очередную ближневосточную войну. США вывели из Йемена дипломатический и воинский контингент, эвакуировали базу беспилотников, наблюдательный пункт на острове Сокотра… Пока Штаты ограничиваются предоставлением арабской коалиции разведданных и оказанием технической помощи.

– США заинтересованы в том, чтобы Саудовская Аравия на каком-то этапе установила свой контроль над Йеменом. Но если смотреть дальше, то в интересах американцев, чтобы там продолжалась война, которая будет ослаблять и саудовцев, и Иран, – говорит Сергей Плеханов, арабист, член Российского совета по международным делам.

Что же касается России, то контакты нашей страны с Йеменом были весьма интенсивными с 1960-х годов. СССР осуществлял для Йемена подготовку кадров, поставлял оружие, налаживал внешнеполитическое сотрудничество… Суннитско-социалистический Южный Йемен был одним из ближайших советских союзников на Ближнем Востоке. Но и север, который поддерживал Штаты, также был заинтересован в сотрудничестве с СССР. Но в 1990 году Йемен объединился. В СССР тогда был разгар перестройки, и мы оставили свои позиции на Аравийском полуострове. Сейчас Россия пытается их восстановить.

На воскресном саммите ЛАГ было зачитано обращение Владимира Путина к властям стран антихуситской коалиции, в котором он призвал разрешить конфликт «мирными методами, без внешнего вмешательства». Почти истерическая реакция на это обращение со стороны делегации Саудовской Аравии говорит о том, что США и их союзники очень опасаются восстановления влияния России в регионе.

Рост цен на нефть, ставший следствием йеменского кризиса, разумеется, на руку России. Однако Кремлю не нужна ни оккупация Йемена саудитами, ни коллапс Саудовской Аравии – издержки от этого сейчас перевесят плюсы. Главное: Россия заинтересована в уменьшении (а то и ликвидации) американского присутствия в регионе – как военного, так и политического.

– То, что происходит в Йемене, для нас неплохо, – отмечает Евгений Сатановский. – Ведь американцев вышибли из Йемена.






 

подробности

• В 2012 году по итогам «арабской весны» в Йемене Хади был назначен, а затем и избран президентом (до этого работал в команде смещённого президента Али Абдаллы Салеха). Пока именно его международное сообщество считает легитимным президентом. Его поддерживает республиканская армия. Хади – суннит, и хуситы считают его союзником суннитской «Аль-Каиды». Даже лагерь сторонников Хади разобщён: некоторые выступают за отделение южных провинций и реанимацию независимой республики Южного Йемена. При этом часть суннитов из южной части страны выражает намерение противостоять вторжению саудитов, считая его иностранной интервенцией.

• Хуситы – это движение шиитов на территории Йемена. Названо по его основателю Хусейну аль-Хуси, убитому йеменской армией в сентябре 2004 года. Учение близко к шиизму, хотя кое в чём от него отличается. Противники хуситов считают, что они пытаются возродить шиитский имамат, существовавший на территории Северного Йемена до революции 1962 года. Боевое крыло движения – группировка «Ансар Алла». Хуситы поддерживаются Ираном и бывшим президентом Йемена Али Абдаллой Салехом.

• «Аль-Каида на Аравийском полуострове» (АКАП) действует в Йемене с 2009 года. В ходе «арабской весны» выделяется часть «Аль Каиды» – «Ансар аш-Шариа». Она была одним из самых сильных участников «арабской весны» и даже на время взяла под контроль провинцию Абиян на юге страны. В феврале этого года часть АКАП принесла присягу «халифу», приобретя покровительство «Исламского государства». Сейчас выступает против хуситов, однако враждебно настроена и по отношению к Саудовской Аравии.

 

прямая речь

«Хуситы воюют не против суннитов как таковых, а против американских марионеток на Ближнем Востоке»

Семён Багдасаров, полковник запаса, директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии:

– На мой взгляд, война закончится поражением коалиции во главе с Саудовской Аравией вне зависимости от того, как будут разворачиваться боевые действия на первом этапе. Хуситы – это племена горцев, очень воинственные и мотивированные в идеологическом плане. Даже если произойдёт чудо и коалиция начнёт сухопутную операцию, хуситы в ответ развернут партизанскую войну. Кто будет с ними в этом случае воевать? Да, численность саудовской армии – 140–150 тысяч человек. В целом это одна из самых технически оснащённых армий на Ближнем Востоке и, возможно, в мире. Но боеспособность её невысокая – из-за низкой мотивации бойцов и командиров. Они слишком богато живут и не готовы умирать в бою. Когда несколько лет назад у них произошли первые боевые столкновения с хуситами, военнослужащие саудовской армии попросту побросали оружие и бросились бежать.


Евгений Сатановский,
президент Института Ближнего Востока:

– Хуситы – это племена, которые испокон веку никому не подчинялись. И подчиняться не собираются. Коалиция только и делает, что бомбит хуситов с воздуха, но с воздуха никакая война не выигрывается. Тем более – война с племенами. Но пойдут ли союзники на сухопутную операцию – большой вопрос. Пока мы знаем только, что несколько лет назад хуситы в столкновениях на границе наголову разгромили национальную гвардию Саудовской Аравии и захватили в плен множество высокопоставленных офицеров, которых пришлось выкупать. Саудовская Аравия – страна, «слепленная» из разных кусков и разрываемая тяжелейшими внутренними конфликтами. Она вообще может разлететься на много маленьких кусочков. Сегодня мы, возможно, стоим у истоков глобальной ближневосточной войны. Де-факто – войны Ирана и Саудовской Аравии…

 

Назим Межид ад-Дейрави, доктор, директор Независимого русско-арабского культурного центра:

– Саудиты не желают, чтобы соседнее государство опиралось на волю своего народа. Они испугались, что в Йемене состоится режим, представленный подавляющим большинством местного населения. Саудовская Аравия сначала убрала бывшего президента Йемена Али Салеха и с помощью своих союзников стран Арабского залива, особенно Катара, Кувейта, Эмиратов и Бахрейна, поставила своего человека Хади, который начал очищать армию и правительство, намереваясь уничтожить парламент. Поэтому произошло истинное народное восстание, начавшееся с севера Йемена и с хуситов, против которых всегда воевала Саудовская Аравия. Сегодня объединился йеменский народ в ответ на агрессивную политику против него.


Михаил Александров,
доктор политических наук, ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО:

– В процессе объединения Народно-Демократическая Республика Южный Йемен оказалась поглощена Северным Йеменом, а южные йеменские элиты были репрессированы. Сейчас йеменским шиитам нужно было бы заключить соглашение с элитами Южного Йемена. В этом случае получится, что хуситы воюют не против суннитов как таковых, а против американских марионеток на Ближнем Востоке.



 

Павел Виноградов, редактор отдела социальных проблем «НВ»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
103.79
1.215 (1.17%)
Курс Евро
108.87
1.445 (1.33%)
Погода
Сегодня,
26 ноября
вторник
+5
Умеренный дождь
27 ноября
среда
+4
Слабый дождь
28 ноября
четверг
+4
Слабый дождь