Дорога через… дом
Как стало известно «НВ», более десятка дореволюционных зданий городские власти планируют снести ради прокладки дорог
Дома в Петербурге сносятся не только по инициативе застройщиков. Порой они мешают прокладке дорог. Все помнят кадры из фильма «Невероятные приключения итальянцев в России», где после незапланированного взрыва рухнул дом, мешавший пробить Невский проспект. Похожих случаев за последнее время было немного, и в основном они имели отношение к пробивке КАД. Однако Смольный намерен «наверстать упущенное»...
«Дом был снесён на основании чего-то…»
За последние годы ради развития улично-дорожной сети решили пожертвовать двумя домами на Приморском проспекте в Старой Деревне. Как известно, с 2010 года власти создали комплекс развязок, чтобы получился бессветофорный выезд из центра Петербурга в сторону Сестрорецка. Помимо строительства новых дорожных объектов и даже новой набережной Большой Невки расширили и саму проезжую часть, прибавив к ней полосы с южной стороны.
С этой целью в 2011 году был снесён дом Колотушкиной на Приморском проспекте, 42. Это четырёхэтажное здание построено ещё в 1910-х годах и было редким объектом исторической застройки в Приморском районе. Угловая башенка десятилетиями встречала автомобилистов, въезжающих в город с сестрорецкого направления. Но Смольный выпустил постановление об изъятии помещений, поскольку не нашёл другой альтернативы строительства дороги, и переселил людей. Теперь о доме Колотушкиной не напоминает ничего.
А рядом, на Приморском проспекте, 46, не стало выразительного представителя стиля модерн – здания механосборочного цеха петроградской верфи моторных судов. Двухэтажный дом был возведён в 1906–1910 годах. Сохранившиеся чертежи подписаны владельцем верфи, известным энтузиастом водно-моторного спорта купцом Александром Золотовым.
Снос, кстати, провёл не город, а инвестор – Setl Group. Этот холдинг сейчас строит здесь жилой комплекс Stokholm. Дело в том, что лицевая часть модернового цеха выходила за красные линии расширенного Приморского проспекта, поэтому его участь была предрешена.
Градозащитник, исполняющий обязанности руководителя движения «Экология рядовой архитектуры» Николай Лаврентьев рассказал, что в своё время боролся за воссоздание двухэтажки. Здесь находится охранная зона, а в ней запрещается снос дореволюционных построек, а если это происходит из-за аварийности, то обязательно воссоздание. Но на это требование закона чиновники закрыли глаза. Лаврентьев иронизирует:
– Дом был снесён на основании чего-то, и с этим чем-то согласилась прокуратура – с ней это иногда случается.
Сейчас, когда здание утрачено, по мнению Лаврентьева, компромиссом была бы отстройка здания не на своём историческом месте, поскольку из-за прокладки дороги это невозможно, а чуть ближе к Большой Невке. Но проектом Stokholm этого не предусмотрено.
«Комплекс XIX века пойдёт под слом»
В ходе недавнего выступления в Законодательном собрании губернатор Георгий Полтавченко сказал, что львиная доля дорожных проектов замораживается, но при этом в приоритете остаётся создание безостановочного движения по набережным Обводного канала. Так, в 2015 году должна открыться южная набережная от Глухоозерского шоссе до проспекта Обуховской Обороны с путепроводом, а одновременно будут проектировать несколько тоннелей: под Московским, Лиговским и Старо-Петергофским проспектами на южном берегу (аналогичные появились в советское время под Лиговским и Московским на северном берегу). Это позволит убрать оттуда светофоры.
Но проект реконструкции набережных Обводного включает не только эти пункты. По планам северная набережная после улицы Степана Разина должна быть продлена до реки Екатерингофки, пересечь её по мосту и соединиться с Межевым каналом и Гапсальской улицей. Ранее предполагалось, что сделают это безболезненно – за счёт незастроенных территорий и промышленных объектов. Но теперь Дирекция транспортного строительства, подведомственная КРТИ, убедила профильную комиссию внести изменения в Генеральный план Петербурга, чтобы отдать под слом дом № 15 по улице Степана Разина.
Это – двух- и трёхэтажный комплекс бронзовой фабрики Товарищества Генке, Плеске и Морана. Он был построен в 1858–1859 годах по проекту архитектора Фёдора Пуншеля. Стиль – «кирпичный». Сейчас дома сдаются в аренду.
Снос необходим, чтобы срезать угол: после перекрёстка с улицей Степана Разина набережная пойдёт не прямо, а на северо-запад, чтобы привести точно к перекрёстку Межевого канала и Гапсальской улицы.
«Строительство в настоящее время не планируется»
Больше пяти лет комитет по благоустройству и дорожному хозяйству, ныне зовущийся комитетом по развитию транспортной инфраструктуры, вынашивает идею строительства моста через Малую Неву через остров Серный. Это необходимо, чтобы соединить набережную Адмирала Лазарева с продолжением набережной Макарова. Смольный, зная об этих планах, почему-то решил создать себе кучу препятствий. Так, в 2011 году служба строительного надзора выдала разрешение на строительство бизнес-центра на углу набережной Адмирала Лазарева и Пионерской – как раз в том месте, где можно было бы устроить удобный выезд на Новоладожскую улицу и далее – на новый мост. И в итоге сейчас, когда бизнес-центр сдан, чиновники рисуют дорогу с двумя острыми углами, чтобы обойти новостройку.
Институт «Стройпроект» предлагал и другой вариант – пробивку набережной Лазарева до Леонтьевского мыса и далее по Петровскому острову к тому же Серному мосту. Но эта идея не понравилась застройщикам: свои протесты активно стала высказывать фирма «Леонтьевский мыс», которая возводит там одноимённый жилой комплекс. Дескать, дольщикам уже наобещали и пешеходную набережную, и тихий берег, и стоянку для яхт – негоже теперь городить автомагистраль. К удивлению специалистов и градозащитников, Смольный встал на сторону этого одного-единственного застройщика. Вероятно, очень влиятельного.
– Строительство набережной, окаймляющей Леонтьевский мыс, в настоящее время не планируется, – заявил зампред комитета по развитию транспортной инфраструктуры Александр Комиссаров.
По его словам, наиболее актуален маршрут: набережная Адмирала Лазарева, Пионерская, Новоладожская, Ремесленная улицы. Чтобы хоть как-то улучшить трассу, изгибающуюся вокруг свежих новостроек как змея, КРТИ, ничтоже сумняшеся, объявил о сносе… трёх дореволюционных домов! А именно № 46 и 48 по Пионерской улице и № 3 по Ремесленной. Что в общем-то логично – там же нет квартир у влиятельных особ с яхтами.
Против этой идеи выступили питерские градозащитники сразу из нескольких организаций. Депутат Законодательного собрания Алексей Ковалёв направил в адрес губернатора обращение с просьбой изменить трассу, чтобы не затрагивать историческую застройку. Однако в разгар дискуссии стало известно, что власти откладывают проект в долгий ящик: им не удалось убедить федеральный центр в софинансировании строительства в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года, а потому спешить уже некуда.
«Схема оптимальна с точки зрения стоимости и компоновки»
В другом краю Петербурга – в историческом районе Смоленское – КРТИ решил размахнуться по-настоящему. На снос обречено аж восемь дореволюционных домов: некоторые из них до советских реконструкций представляли собой по два, а то и по три дома. Там, у пересечения проспекта Обуховской Обороны с Большим Смоленским, намечено возвести подход к новому мосту через Неву. Изначально предполагалось, что он будет выглядеть как мост Александра Невского или Володарский: съезды с переправы планировались симметрично с двух сторон. Такой вариант требовал демонтажа только двух дореволюционных зданий.
Однако в 2014 году земельный участок в том месте, а именно вдоль Общественного переулка, купил холдинг RBI, чтобы возвести там жилой дом. И началось. Девелоперам удалось убедить чиновников, а вслед за ними и проектировщиков, что симметричная развязка тут неуместна. Ведь если её построить, то пол-участка RBI как не бывало. И в итоге, чтобы попасть с Перевозной набережной (в будущем она станет частью новой магистрали вдоль Невы) на мост, придётся делать крюк по будущему проезду в створе улицы Ольминского и зачем-то выезжать на узкий проспект Обуховской Обороны. Ну и вот, чтобы расширить его, потребовался снос ещё шести домов.
Правда, чиновники не хотят признавать, что проект создан не для удобства автомобилистов, а в интересах одной компании. Первый зампред комитета по развитию транспортной инфраструктуры Анатолий Мишанов заявил, что такая схема «оптимальна с точки зрения стоимости реализации и компоновки», а конфигурация развязки была выбрана «с учётом существующих и перспективных потоков». И в таком виде в конце 2014 года планировку утвердили.
комментарии
Александр Гольм, эксперт в инженерной сфере:
– Каждый конкретный случай нужно рассматривать отдельно. Я уверен, что необходимо провести проверку схемы, по какой земля в зоне строительства развязки в Смоленском оказалась в собственности частной компании, поскольку это можно рассматривать как стратегическую ошибку. В целом я не вижу смысла цепляться за каждый старый дом. Подобных домов в городе – пруд пруди. Тем более перестроенных за сотню лет до неузнаваемости. А вот мост нужен, это аксиома. Причём не такой неудачный пример, как Ново-Адмиралтейский, у которого отсутствует возможность создания предмостовых площадей, подъездов и развязок, а именно мост как транспортная магистраль.
Дмитрий Литвинов, координатор «Живого города»:
– Если надежда спасти дома на Пионерской и Ремесленной есть, поскольку это зона центральных районов, где существуют законодательные ограничения, то запретить снос на проспекте Обуховской Обороны законодательно нельзя вообще – там нет охранных зон. Максимум, что можно сделать, – просить чиновников проявить сознательность. Мне дорог нынешний облик Смоленского: значительный участок проспекта в случае реализации проекта в нынешнем варианте будет фактически полностью зачищен от исторической застройки, придающей сейчас этой городской магистрали особый, уютный вид.
Владислав Воробьёв. Фото Александра Гальперина, Алексея Лощилова и Дмитрия Ратникова