Город

Дорогу строят – щепки летят

11 апреля

Нужна ли городу магистраль, которая нанесёт ущерб Удельному парку? И что вообще важнее для города: зелёные зоны или дороги?


 

В последние дни в северной столице вновь активно заговорили о планах строительства северной вылетной магистрали № 7 (М7), которая должна связать север Петербурга с центром города и при этом… пройти сквозь многострадальный Удельный парк, разделив его надвое, а фактически – уничтожив.

История вокруг Удельного парка – очередной повод задуматься над стратегическим вопросом: каковы приоритеты города? Петербург – это город для людей или для машин?

Итак, на минувшей неделе Георгий Полтавченко во время ежегодного выступления перед петербургскими парламентариями отметил, что эта дорога предусматривалась всеми генеральными планами города за последние 30 лет. При этом градоначальник уточнил: целостность зелёной зоны можно сохранить, если построить на этом участке трассы подземный тоннель или эстакаду. Это недёшево, но как компромисс…

А затем вице-губернатор Марат Оганесян заявил, что М7 пройдёт, как ни крути, через парк, если, конечно, до принятия нового генплана в 2018 году Смольный не найдёт новую схему размещения этой дороги.

Всё это, конечно, важно и интересно: и про стоимость альтернативных вариантов дороги, и про то, как нанести Удельному парку минимальный ущерб, и про то, как новая дорога скажется на транспортной обстановке. Об этом говорят и наши эксперты (читайте рубрику «Компетентно»).

Нужна ли эта дорога или нет – вопрос отдельный. По большому счёту к строительству любых дорог в черте города следует подходить максимально осторожно, потому что транспортной наукой доказано: чем больше дорог, тем больше машин. Но допустим даже, что именно эта дорога очень нужна и безусловно полезна (как, например, КАД или ЗСД, к строительству которых принципиальных претензий ни у кого нет). И что с того? Значит, надо уродовать парк, который и без того все последние годы разрывают на куски?

Город должен определиться с приоритетами. Если для нас приоритет строительство дорог, если мы строим город для машин, то давайте проложим трассу через Летний сад, возведём эстакаду над Дворцовой площадью…

 

Если же Петербург – город для людей (на что надеется и за что ратует все эти годы «НВ»), то зелёные зоны должны находиться вне поля зрения каких бы то ни было строителей. То есть вот так, будто того же Удельного парка на карте города не существует: нельзя тут ничего строить и прокладывать – и всё. Нужна дорога? Отлично. Стройте её как угодно. Но так, чтобы зелёные зоны оставались в неприкосновенности. То есть, как говорил профессор Преображенский, «чтобы это была такая бумажка – броня!».

 

 

 

 

 

Комментарий к карте от эколога Александра Карпова:

1. Восточная часть парка станет совсем обособленной, неприятной и скорее криминогенной, а не рекреационной зоной. 

2. В западной же части образуется зашумленное пространство размером от 50 до 100 метров от самой дороги. Шум вытеснит гуляющих... 

3. ...и в итоге перегруженной окажется юго-западная часть парка, которая сегодня заболочена и представляет больше природную, чем рекреационную, ценность. 

 

То есть удобные для отдыха территории будут непригодны для использования, поэтому придётся осушать нижнюю часть парка, что в результате приведёт к потере его экологической ценности.

 

компетентно

«У нас почему-то всё решается за счёт зелёных насаждений»

Дмитрий Литвинов, координатор движения «Живой город»:

– Тоннель? Никто подземную дорогу такой длины рыть не будет – это гигантские деньги. К тому же если его рыть открытым способом, то все деревья сверху всё равно будут уничтожены, а если закрытым – то это, по-моему, уже из области фантастики.

Эстакада? На мой взгляд, возможна. Но только если она будет проходить над железнодорожными путями. То есть не над самим парком. Конечно, будет разлетаться пыль, но это хотя бы поможет спасти деревья.

Проложить дорогу сквозь Удельный парк без ущерба для зелёной зоны, конечно, нельзя. Парк окажется перерезан на две части магистралью. Выхлопные газы, шум… Словом, это будет удар как для экосистемы, так и для рекреационной территории. Хотелось бы, чтобы был найден другой вариант прокладки трассы, который не затрагивал бы зелёные зоны. За счёт чего? Не знаю. Но у нас в городе всё решается за счёт зелёных насаждений – пора с этим заканчивать.


«В этой магистрали просто нет необходимости»

Борис Вишневский, депутат Законодательного собрания Петербурга от фракции «Яблоко»:

– Да, магистраль М7 существует в генплане уже 30 лет. Но она проектировалась, когда ещё не было Западного скоростного диаметра. И сейчас как вылетная магистраль она уже не нужна. А чтобы обеспечивать связь с районом города, где находится Финляндский вокзал, удобнее использовать Пискарёвский проспект. Поэтому, на мой взгляд, в магистрали М7 сегодня просто нет необходимости.

Впрочем, тот факт, что до 2018 года никакие работы в парке не начнутся, всё-таки заставляет меня смотреть в будущее с неким оптимизмом. Я думаю, мы убедим власти отказаться от этой магистрали вообще, а как минимум – от прохождения её через парк.


«Дорога ухудшит транспортную связь между районами»

Александр Карпов, директор Центра экспертиз «ЭКОМ»:

– Из-за строительства дороги через парк будет уничтожена значительная его территория. Удельный парк и так уже изрядно покорёжен, а в будущем он подвергнется дальнейшей деградации.

При этом надо понимать, что Удельный парк – это далеко не единственная проблема с магистралью М7. Её дальнейшее прохождение на север будет связано с ухудшением транспортной связи между Приморским и Выборгским районами.

М7 – безумный по деньгам проект, который не решает ни одной транспортной проблемы. Это были фантазии архитекторов и градостроителей советского периода.


Материалы подготовил отдел городской информации «НВ»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
25 ноября
понедельник
+1
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+2