Общество

Видит око, да зуб неймёт

14 апреля

«НВ» представляет пять станций Петербургского метрополитена, которые долгое время не имели наземного вестибюля, и поезда проносились мимо них без остановки

В Петербурге началась подготовка к строительству новых станций метро – «Театральной» и «Горного института». Правда, обитателей окрестностей Мариинского театра планы подземщиков не радуют: дело в том, что «Театральная» должна стать… станцией-призраком, то есть поезда станут проезжать мимо неё. «НВ» решило разобраться, почему нельзя открыть сразу оба метровокзала, а также вспомнило аналогичные случаи за 60-летнюю историю городской подземной железной дороги.


«Пушкинская»

 

 

Ленинградский метрополитен открылся 15 ноября 1955 года. Первая очередь включила в себя участок Кировско-Выборгской линии от «Автово» до «Площади Восстания». Всего в этот день должны были открыться 8 станций, но вышла заминка, и перед взором горожан двери распахнули только семь.

На «Пушкинской» строительные работы продолжились, и голубые экспрессы пролетали мимо неё. Дело в том, что там возникли проблемы с прокладкой эскалаторного тоннеля. Во время проходки произошёл так называемый вывал породы: обнаружили плывун.

Нештатная ситуация заставила метростроевцев отложить пуск «Пушкинской» на полгода. Её открыли только 30 апреля 1956 года. А на следующий день в газете «Смена» появилась статья следующего содержания: «Бригады под руководством А.П. Пучкова смонтировали эскалатор в рекордно короткий срок – за один месяц», но о сложной проходке – ни слова.

И всё же, когда «Пушкинская» открылась, люди очень обрадовались. Более того, многие до сих пор считают её самой красивой станцией питерской подземки. Особенно удалось живописное панно в торце перронного зала: на нём изображены уютный уголок парка в Пушкине, озеро, тронутые осенними красками деревьев.

Сейчас «Пушкинская» снова закрыта на выход – из-за ремонта в том самом эскалаторном тоннеле. Однако благодаря открытой в 2008 году «Звенигородской» вновь «призраком» она не стала.


«Адмиралтейская»

 

 

Эта станция находилась в статусе «призрака» дольше остальных – 14 лет. Связано это с тем, что для неё долго не могли найти место выхода.

Но обо всём по порядку. «Адмиралтейская» должна была войти в состав четвёртой очереди 4-й, Правобережной линии, которая включала участок от «Садовой» до «Чкаловской». Однако в 1997 году открылись только две станции из трёх – «Спортивная» и «Чкаловская». «Адмиралтейскую» же сделали только в конструкциях: на ней появились перроны, колонны, разделяющие подземное пространство на три нефа, но никакого оформления не было.

Наши читатели наверняка помнят длинную эпопею, связанную с поиском места для наземного вестибюля. Его, надо сказать, искали ещё с советского времени. Предлагались подземный переход под перекрёстком Адмиралтейского проспекта и Гороховой улицы, павильон в Александровском саду, советское здание Университета технологии и дизайна на углу Кирпичного переулка и Большой Морской улицы.

Но выбор пал на дореволюционный дом на Малой Морской, 4/1, на углу с Кирпичным. Его подчистую снесли, а затем воссоздали. «Адмиралтейская» торжественно вошла в строй в 2011 году.


«Обводный канал»

 

 

В 2008 году впервые метро пришло во Фрунзенский район (сразу отметим – вестибюль станции «Купчино» находится в границах Московского района). Тогда открыли новый участок до станции «Волковская».

Однако радость омрачили проблемы с финансированием. Не было собственных вестибюлей у «Спасской» и «Звенигородской», в переходе между «Спасской» и «Садовой» отказались работать эскалаторы конструкции Виктора Христича и пассажиры были вынуждены сперва переходить со «Спасской» на «Сенную площадь», а только затем на «Садовую». А метровокзал «Обводный канал» не открылся вообще.

Так произошло, потому что не успели сделать верхний вестибюль. Его устроили на углу Лиговского проспекта и набережной Обводного канала, для чего снесли два дореволюционных здания, одно из которых – кинотеатр «Север» – считалось памятником архитектуры. Для сооружения эскалаторного тоннеля собрали уникальный проходческий щит немецкой фирмы Herrenknecht AG, который позволял не сносить и не повреждать окружающие дома, как это происходило ранее (вспомнить хотя бы «Достоевскую», из-за который стал рушиться дом Рогова на Загородном).

Но даже это не помогло сделать всё в срок. Более того, когда в 2010 году «Обводный канал» открылся, торговый центр над ним продолжили строить ещё около года.


«Крестовский остров»

 

 

Если «Адмиралтейская» считалась закрытой станцией дольше всех, то «Крестовский остров» – наоборот. Его подземный зал можно было увидеть только через поездные стёкла всего несколько месяцев.

14 января 1999 года 4-ю линию (ныне входит в состав 5-й) продлили от «Чкаловской» до «Старой Деревни». Но порадовать тогда удалось только жителей Приморского района. На Крестовский остров, несмотря на обещания, в тот день на метро доехать было нельзя. Причиной стали задержки при строительстве павильона на углу Рюхиной улицы и Морского проспекта. Открытие состоялось только 3 сентября.

Однако сам вестибюль очень порадовал, причём как простых горожан, так и профессиональное окружение – коллектив авторов под руководством Евгения Рапопорта получил золотую медаль Российской академии художеств и золотой диплом архитектурного фестиваля «Зодчество». Стеклянная постройка, разрывающая каменную аркаду, несёт определённую идею: связывает направления эскалаторного тоннеля и прилегающих улиц. Поэтому аркада повторяет линии улиц, а стеклянный параллелепипед, повёрнутый к аркаде под углом 45 градусов, ориентирован на выход из эскалаторного тоннеля.

И всё же надо заметить, что на момент открытия в стенах можно было увидеть незаделанные круглые оштукатуренные проёмы. Эта недоделка объяснялась финансовыми проблемами. Декоративные украшения, на которых аллегорически изображены реки и острова, появились там спустя полтора года.


«Театральная»

Нынешней весной на Театральной площади появилась строительная площадка «Метростроя». Там начались подготовительные работы по продлению 4-й, Заневско-Лахтинской линии далее – от «Спасской» до станции «Горный институт». Это позволит сделать на Васильевском острове второй метровокзал («Приморская» находится на острове Декабристов).

Согласно схеме перспективного развития подземки, между «Спасской» и «Горным институтом» должна находиться ещё одна станция – «Театральная». И её действительно возведут одновременно с «Горным». Вот только в 2019 году, когда участок откроется, «Театральная» останется призраком, поскольку её сдадут «без вестибюлей и наклонных ходов».

Проектной документацией, разработанной институтом «Ленметрогипротранс», выход на Театральную площадь предусмотрен только в рамках второго этапа. В этом случае «призрачность» объясняется не финансированием, а необходимостью реконструкции Консерватории и Мариинского театра. Если площадь перекроют ещё и ради «Театральной», то город, говорят чиновники, вообще встанет в пробках. Верится в это с трудом: ради метро в любом случае придётся ограничивать движение по площади – так не проще ли одновременно провести все ремонты, а не растягивать работы на долгие годы?

К слову, уже сейчас документация предусматривает, что станция «Гавань» (угол Наличной улицы и Шкиперского протока, следующая за «Горным институтом») тоже станет станцией-призраком. По-видимому, отсутствие наземного вестибюля в дальнейшем объяснят не скудостью бюджета, а какой-нибудь другой причиной.

 

Ближайшие сроки сдачи новых станций метро:

 

май 2015 – второй выход со станции «Спортивная»;

2017 – «Проспект Славы», «Дунайская», «Шушары»;

2018 – «Новокрестовская», «Беговая»;

2019 – «Горный институт»;

2021 – «Театральная», «Юго-Западная», «Путиловская», «Броневая», «Заставская», «Каретная»;

2021 – «Морской фасад»;

2022 – «Гавань».

 

Дмитрий Ратников. Фото Алексея Лощилова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
23 ноября
суббота
-2
Ясно
24 ноября
воскресенье
+1
Облачно
25 ноября
понедельник
+1
Слабый дождь