Где густо, где пусто…
На одних дорогах Петербурга катастрофически не хватает светофоров, на других – их избыток только провоцирует ДТП
Комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) силами своей структурной единицы – Дирекции по организации дорожного движения (ДОДД) – в 2015 году планирует установить в Петербурге 26 новых светофоров. Адреса установки светофоров дирекция, как всегда, выбирает «на основании обращений граждан и требований ГИБДД». По какому принципу побеждает конкретный адрес (по количеству ли обращений рядовых граждан или качеству обращений нерядовых организаций), региональное управление Госавтоинспекции, которое является самой веской структурой в светофорном деле, умалчивает. Склонен считать, что катализатором процесса являются всё-таки не граждане, а чиновники, сами гаишники и резонансные ДТП.
Я живу на улице Лёни Голикова и до середины нулевых, поворачивая с неё налево на проспект Народного Ополчения (на Т-образном перекрёстке не было светофора), не раз и не два потел от стресса. В транспортном потоке, несущемся туда-сюда по проспекту на приличной скорости, попросту не было просветов, так как ближайший светофор на магистрали находился в паре километров от улицы Лёни Голикова. Я неоднократно обращал внимание руководства ГИБДД и ДОДД на опасный перекрёсток. Но получал ответы на фирменных бланках, смысл которых сводился к тому, что в городе есть более важные для установки светофорных объектов перекрёстки. Однако стоило в этом месте разбиться насмерть милицейскому экипажу, как уже через пару месяцев светофор засиял на пересечении улицы Лёни Голикова и проспекта Народного Ополчения.
Добиться от властей установки светофора – дело сложное, долгое и нудное. В своё время я года два через публикации пробивал установку светофора на участке Приморского шоссе в Лахте. Аборигены и дачники перейти на другую сторону шоссе в выходные дни летом могли, только рискуя жизнью. Установку этого светофора всё-таки включили в адресную программу «на основе ваших публикаций», не дожидаясь жертв. После редкого по содержанию письма из ГУ «ДОДД» меня поздравляла вся редакция.
…Итак, в этом году город установит 26 новых светофоров. Многие петербуржцы мечтают, чтобы светофор появился именно на их улице, в их квартале, рядом с их любимым магазином. Например, окна нашей редакции выходят на 400-метровый участок Каменноостровского проспекта, на котором нет не то что светофора, но даже зебры. ДТП тут происходят регулярно.
Но я хотел бы поговорить не только о нехватке, но и об избытке светофоров…
На иных улицах Петербурга их так много, что «трёхглазые» провоцируют не просто пробки, а аварийные замки из транспортных средств. Житель Гражданки или Охты назовёт свои проблемные улицы и перекрёстки, а я назову свои. В Купчино, например, живёт семья моего сына, бываю там часто. Год или два назад на пересечении Малой Балканской улицы с улицей Олеко Дундича зачем-то поставили светофор. До этого пешеходы переходили угол по зебре, никто их не давил, потому что машинам было попросту не разогнаться из-за крутого левого поворота. Светофор запрограммировали с таким мудрёным режимом переключения, что зазевавшийся пешеход ждёт следующий зелёный сигнал полторы минуты, а работает он на проход всего 15 секунд.
Новый светофор в часы пик парализует движение не только по Малой Балканской улице, но и на её стыке с улицей Ярослава Гашека. Этот перекрёсток для легковых автомобилей уже стал транспортной ловушкой, а маршрутки и автобусы с кольцом у метро «Купчино» берут перекрёсток штурмом, презрев все ПДД и используя свои габариты. А всё потому, что движение на стратегически важном для южного Купчино перекрёстке улиц Гашека – Малая Балканская парализовал новый светофор на стыке улиц Малой Балканской улицы и Дундича, установленный, естественно, «на основании обращений граждан» всего в сотне метров от него.
В адресную программу 2015 года попал и светофор на улице Стойкости, 8, у торгового центра, который уже там установили. Наш коллега, живущий неподалёку, утверждает, что лучше бы этого не делали. Раньше в этом месте потоки регулировала пешеходная зебра вместе с жёсткой «шумовой полосой», на которой все вынужденно сбрасывали скорость до пешеходной. О ДТП с пострадавшими на переходе никто не припомнит.
Сергей Тачаев, транспортный обозреватель «НВ»