В сорок пять «копейка» – ягодка опять!
Именно столько лет исполняется лучшему отечественному автомобилю XX века
19 апреля 1970 года с главного конвейера Волжского автозавода сошёл первый автомобиль ВАЗ-2101. Пройдёт ровно 30 лет, и по результатам опроса почти 80 тысяч автолюбителей из России и стран СНГ, проведённого журналом «За рулём», легендарная «копейка» будет признана «лучшим российским автомобилем столетия». На втором месте с солидным отрывом окажется «Волга» – ГАЗ-21, на третьем – «десятая» модель «Лады». Да и сейчас, когда «копейке» стукнуло 45, а автолюбителям предоставлен широчайший выбор железных коней всех мастей, у этого автомобиля немало поклонников…
ВАЗ-2101 стал первой маркой автомобилей, выпущенной Волжским автомобильным заводом. За основу был взят «ФИАТ-124», получивший в 1965 году титул «Автомобиль года». На первый взгляд советский автомобиль мало чем отличался от своего итальянского прототипа, однако был намного лучше приспособлен к одной из наших вечных бед – дорогам.
– Итальянцы предлагали проект строительства автозавода ещё Никите Хрущёву в бытность его генеральным секретарём ЦК КПСС, – рассказал «НВ» предысторию появления «юбиляра» директор по связям с общественностью ОАО «АвтоВАЗ» Владимир Степанов. – Но тот считал, что советский человек должен ездить на общественном транспорте. И только при Леониде Брежневе, который сам был страстным автомобилистом, проект получил своё воплощение. Нужно было повышать автомобилизацию страны, а также развивать промышленность – создание автозавода отлично решало эти задачи.
15 августа 1966 года между компанией FIAT и Внешторгом СССР было заключено соглашение о сотрудничестве. В это же время началось строительство крупнейшего в Советском Союзе предприятия по выпуску автомобилей. Параллельно «ФИАТ-124» проходил испытания, целью которых было выявление недостатков конструкции итальянского автомобиля для последующей адаптации его к российским условиям. Так, например, одним из требований советских специалистов было существенное увеличение дорожного просвета. Поговаривают, итальянцы в ответ на это спросили: «А вы у себя дорог совсем не собираетесь строить?»
– В процессе доводки автомобиль получил несколько сотен улучшений, – продолжает Владимир Степанов. – Был усилен кузов, повышена долговечность тормозов. Двигатель получил более прогрессивное верхнее расположение распределительного вала в головке блока цилиндров. Клиренс увеличили на три сантиметра, переработали и усилили подвеску. Задние дисковые тормоза заменили на барабанные как более долговечные и стойкие к загрязнению, добавили «кривой стартёр». Появилось наружное зеркало заднего вида, ручки дверей стали травмобезопасными утопленными. Была изменена и конструкция двигателя – распредвал перенесли в головку и увеличили расстояние между цилиндрами.
Почти четыре года прошло, прежде чем состоялось долгожданное «рождение» будущей легенды – на Волжском автозаводе был собран первый экземпляр новой модели, который свёл с главного конвейера итальянский шеф-инструктор Бенито Гуидо Савоини. Всего в этот день было собрано 6 автомобилей, которые, поговаривают, своего владельца так и не увидели, поскольку использовались для обучения и отработки технологии сборки-разборки ВАЗ-2101. Полноценное же серийное производство началось только летом 1970 года.
Ещё до схода первого ВАЗ-2101 с конвейера автомобилю придумали звучное, запоминающееся имя – «Жигули». Очень скоро для многих советских людей оно стало именем их мечты. «А хочешь «Жигули»? – соблазняли пионера Колю Герасимова космические пираты из фильма «Гостья из будущего», вышедшего на экраны в 1985 году. – Представляешь: такой маленький, а уже – «Жигули».
– Но с точки зрения продвижения автомобиля за границей название «Жигули» оказалось неудачным, – поясняет Владимир Степанов. – Для ряда языков оно было неблагозвучным. Например, название «Жигули» было созвучно арабскому «джигуль» – вор. Поэтому в качестве экспортного названия было выбрано радующее слух «Лада».
Очень скоро на родине у ВАЗ-2101 появились и прозвища. Поначалу его называли просто «единичкой». Некоторые остряки ехидно именовали «консервной банкой» за меньшую по сравнению с другими автомобилями тех времён толщину кузовного металла. Но только появившееся позднее «копейка» «приклеилось» к ВАЗ-2101 намертво.
С освоением производства этой модели началась по-настоящему массовая автомобилизация СССР. Уже в середине 70-х годов автомобили Волжского завода составили около половины парка легковушек в стране. Если в 1970 году было реализовано более 23 тысяч автомобилей, на следующий год это число возросло до 173 тысяч, то к концу 1973 года количество проданных в СССР «Жигулей» перевалило за миллион.
– ВАЗ-2101 сразу заслужил симпатии советских водителей, потому что это был автомобиль более динамичный, лёгкий, тёплый, не требующий постоянного присмотра и обслуживания, – продолжает Владимир Степанов. – К примеру, в отличие от «Волги», у него не надо было шприцевать переднюю подвеску. Высокая степень отработки конструкции и качество изготовления автомобиля позволяли эксплуатировать его без соблюдения чрезмерных предосторожностей в начальный период эксплуатации. Ограничения касались лишь движения на максимальных скоростях во время обкатки автомобиля. В «Жигулях» на высокой скорости можно было разговаривать не повышая голоса, покрывать почти вдвое большие расстояния, чем на других советских автомобилях. Зимой в салоне было тепло, да и запускать автомобиль в это время года можно было без помощи заводной рукоятки. Большая заслуга в этом принадлежала двухкамерному карбюратору ДААЗ-2101, более совершенному, нежели советские аналоги. Нововведением была и система охлаждения закрытого типа, рассчитанная на применение только антифриза. До этого советские легковые автомобили не имели расширительного бачка, а их радиаторы чаще всего заправлялись водой, которую в зимнее время необходимо было сливать перед каждой стоянкой.
В 1984 году производство ВАЗ-2101 завершилось. За эти годы было выпущено больше 2,7 миллиона автомобилей. Но ровно 15 лет назад с конвейера сошла ещё одна новенькая «копейка» – так коллектив ОАО
«АвтоВАЗ» решил отметить 30-летие со дня сборки первого автомобиля ВАЗ-2101. И как знать, может быть, через 5 лет в день 50-летия «лучшего отечественного автомобиля XX столетия» мы станем свидетелями очередного рождения «легенды»…
между тем...
Актриса, спортсменка и просто красавица…
Не обошла «копейку» и кинематографическая слава. Если в кадре появлялся советский гаишник, то, как правило, рядом с ним был всеми узнаваемый жёлтый ВАЗ-2101 с синей полосой. В фильме «Инспектор ГАИ» «единичка» выступила в качестве надёжной помощницы главного героя фильма – честного и принципиального инспектора Зыкина, которого сыграл Сергей Никоненко. Можно увидеть «копейку» в фильмах «Спортлото-82», «Ралли», «Авария – дочь мента» и многих других. ВАЗ-2101 продолжает свою кинокарьеру и в современном российском кино. Так, например, ему досталась главная роль в картине «Копейка» режиссёра Ивана Дыховичного, который сам в своё время был обладателем «единички». А Тимур Бекмамбетов во время съёмок фильма «Особо опасен» усадил за руль «копейки» саму Анджелину Джоли.
Прославился ВАЗ-2101 и как отменный спортсмен. Дебют автомобиля на спортивной арене состоялся в начале 1971 года в Риге на командном первенстве зимнего чемпионата СССР по ралли. Уже осенью 1971 года автомобили ВАЗ-2101 вышли на международный спортивный уровень, приняв участие в марафоне «Тур Европы – 71», маршрут которого был проложен по территории 14 стран Европы, включая СССР. По итогам тура команда ВАЗ-Автоэкспорт завоевала серебряный кубок в командном зачёте. А уже на «Туре Европы – 73» нашим командам достались золотой и серебряный кубки. Долгие годы «единички» не сходили с трасс как внутрисоюзных, так и международных соревнований. Да и сейчас порой ВАЗ-2101 принимает участие в любительских ралли.
Машина для президента
Несколько лет назад руководство «АвтоВАЗа» решило подарить «копейку» президенту России Владимиру Путину. Да не простую, а раритетную – собранную в 1971 году стотысячную машину, не имевшую пробега. Однако передача подарка так и не состоялась. Поговаривают, что в администрации президента обратили внимание, что автомобиль стоит дороже установленного для подарков главе государства предела. В итоге машина осталась на предприятии и сейчас хранится в запасниках музея рядом с первой серийной машиной и первой реализованной через торговую сеть.
– А Владимир Путин приобрёл не менее легендарный автомобиль LADA 4х4, – рассказал «НВ» директор по связям с общественностью ОАО «АвтоВАЗ» Владимир Степанов.
Если ухаживать – сто лет сохранится
Петербуржец Александр Васильев решил купить «копейку», как только советские газеты написали о выпуске нового автомобиля. Правда, долгожданное событие случилось лишь в декабре 1973 года.
– Тогда же был дефицит, – вспоминает Александр Васильев в беседе с корреспондентом «НВ». – Просто так машину было не купить – их распределяли через парткомы, профкомы. И как только запустили серийное производство, началась запись. Ходили мы с приятелями по субботам в Апраксин Двор отмечаться в определённых тетрадях, а после этого шли в бар пить пиво и беседовать. Молодые же были! Время шло, мы отмечались… И когда наконец пришла открытка с сообщением, что можно получить машину, я даже немного растерялся. Я тогда был старшим инженером в «почтовом ящике» (закрытое предприятие. – Прим. ред.), и, конечно, всей суммы для покупки машины у меня не было. Да к тому же сын родился… Обратился к знакомому, с которым снимали на лето соседние дачные домики: «Слушай, что мне делать? Я-то под конец думал, что загоню своё место в очереди». На что он мне ответил: «Нет, будем покупать». Часть денег он дал, были у меня и свои небольшие накопления. Ну а остаток нужной суммы тесть одолжил. Стоила машина тогда 5000 рублей, но моя оказалась дороже, потому что была с приёмником…
Как говорил герой фильма «Москва слезам не верит», машина, если с ней аккуратно обращаться, сто лет может сохраниться. И Александр Васильев полностью разделяет это мнение. Он на своей «копейке» проездил 42 года! Хранил строго в гараже, ну и, конечно, старался особенно не трудить своего железного коня, хотя летом вместе с семьёй путешествовал на машине и в Прибалтику, и на Украину. И даже во время таких далёких поездок «копейка» ни разу его не подводила.
– Конечно, что-то я в ней менял, – продолжает автолюбитель. – Но постоянно под ней лежать не приходилось. Вообще, первые машины делали на совесть. Ну и, конечно, я за ней следил. Например, обмазывал пластилином болтики, чтобы их можно было открутить. И когда откручивал, они были как новенькие. Что ни говори, а машины тогда делали отличные…
На прошлой неделе Александр всё-таки решился расстаться со своим автомобилем. Признаётся, что продавать было очень жалко. Покупателем оказался коллекционер, и поэтому Александр верит, что его машина попала в хорошие руки.