Северо-Запад

Мы и так едим дома!

22 апреля

Новгородчина стала первым регионом России, где поддержали кулинарный проект знаменитых режиссёров, ведь самим развивать местный общепит у области не получается


Торговля пирожками в Крестцах стала главным брендом новгородского общепита

 

Как только рестораторы от кино объявили о желании создать отечественного конкурента западному фастфуду, как на них обрушилась критика. Проект «Едим дома!» Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского не поносил только ленивый: от поваров до блогеров. При этом региональные чиновники успели усмотреть в идее свою выгоду и перспективы. А губернатор Новгородской области Сергей Митин стал первым, кто позвал кинорестораторов строить сеть кафе. Об этом в интервью радио «Бизнес FM» заявил Андрей Кончаловский. Так и сказал, что, дескать, позвонил Митин и предложил строить заведения вдоль трассы Санкт-Петербург – Москва.

Пресс-служба самого Сергея Митина от этого открестилась, и на вопрос «НВ», а правда ли позвали, удалось получить только краткий ответ: «Без комментариев». Но вероятно, звонок всё же был. Ведь названная сумма инвестиций – почти миллиард рублей. А раз идея обсуждается на уровне Кремля, то ей вполне могут дать зелёный свет. И здесь уже кто кого из губернаторов опередит.

Новгородской области в итоге не повезло. Михалков с Кончаловским если и будут запускать проект, то собираются начинать с Москвы. Моду на рынке общепита всё же пока задаёт столица. Новгородцы останутся со своими суши, роллами, пиццами и шавермой. А вот блинных, пельменных или бутербродных нет и не предвидится.

Вообще традиционная новгородская кухня – это каши, кисели, соленья и рыба. Но в Великом Новгороде говорить об этом не любят, потому что такую кухню не продашь и туристов на неё не привлечёшь. Поэтому в регионе провели конкурс «Новгородское меню», во время которого в течение нескольких месяцев кулинарам-любителям предложили присылать рецепты, но традиционных блюд в списке победителей не оказалось.

Новгородскими теперь решено считать щи из квашеной капусты с гусем, яишню по-крестьянски, зайца в ягодах и рыбу, фаршированную капустой. А между тем веками в регионе варили щи из крошева (крошево – мелко рубленные верхние листья капусты, которые в других регионах России пускают на корм скоту. – Прим. ред.). Но таких щей сегодня простой турист или горожанин не найдёт. Их готовят по предварительному заказу и всего в двух-трёх ресторанах Новгородской области.

А ещё были знаменитые огурцы, их солили в деревне Холянья в бочках и топили в реке Холынка. Но в прошлом году впервые ни одной бочки с огурцами холынцы не утопили. Поэтому попробовать в ресторанах и кафе новгородских традиционных солений не получится.

Великий Новгород же своим кулинарным брендом так и не обзавёлся. Правда, был в городе знаменитый ресторан «Детинец», где подавали медовуху, зразы, похлёбки. Но его закрыли пять лет назад, а новой альтернативы не создали.

В мэрии областного центра уже три года обсуждают идею возрождения «Детинца». Даже искали место для строительства отдельного здания, вели переговоры с инвесторами. До кризиса речь шла о минимальных инвестициях на уровне 10–15 миллионов рублей. Но никто не рискнул заняться этим бизнесом.

По словам руководителя городского комитета потребительского рынка и услуг Татьяны Пашковой, в Великом Новгороде сейчас вообще проблема с местом для строительства. Нет земли, а та, что была, уже занята. Пригодных для работы кафе или ресторана свободных построенных помещений тоже нет. Даже если и пришли бы «едимдомовцы» в Великий Новгород – открывать им заведение негде. Поэтому и зазывал Сергей Митин кинорежиссёров не в областной центр, а на трассу – дальнобойщиков кормить.

Но дальнобойщики за десятки лет уже привыкли к пирожкам в посёлке Крестцы. Пожалуй, это самый известный общепит сегодня во всей Новгородской области. Вдоль трассы с девяностых годов стоят столики с самоварами, и чего только власти не старались сделать с торговцами: и запрещали, и пугали, и разгоняли, и даже домики специальные для придорожной торговли придумали – неудобные и дорогие. Но порядок навести так и не получилось.

Поставка продуктов для общепита тоже больной для Новгородчины вопрос. Местные рестораторы привыкли продукты покупать на мелкооптовых базах или в специализированном гипермаркете в Петербурге.

– Знаю всего десяток кафе и ресторанов, которые работают с фермерами, покупают новгородскую капусту, морковь или картофель, – рассказал корреспонденту «НВ» фермер, руководитель Ассоциации фермеров Новгородской области Иван Пиреев. – В очень многих заведениях до сих пор сидят бабушки, чистят овощи и пытаются из дешёвых и подпорченных сварить обед. Ведь в ресторанах сегодня гонятся за ценой, и им нужны более дешёвые продукты, а не качественные.

Мясо и рыбу в Великий Новгород тоже везут из Питера. Из настоящей парной свинины или молодого бычка в провинциальных ресторанах готовить не принято – дорого.

Справедливости ради стоит отметить, что в этом году ждёт Новгородчину и хорошая новость – открытие первого фуд-корта. В областном центре вологодские бизнесмены строят торговый центр «Мармелад», на одном из этажей которого и обещают разместить несколько заведений фастфуда. Что именно там будут готовить – коммерческая тайна.

Торговый центр строится вдали от «туристической тропы». В спальный район туристы не заезжают, поэтому им остаётся довольствоваться пирожками из ларьков (от 25 до 40 рублей за штуку).

Всего два ресторана в центре Великого Новгорода предлагают в меню купеческую русскую кухню. Средняя цена за блюдо – 700–800 рублей, что по карману очень редкому гостю города. Поэтому большинство туристов остаются несолоно хлебавши и довольствуются столовыми и кафе.

В общем, пока призыв братьев-рестораторов большая часть самих новгородцев воспринимает буквально: здесь и так принято есть дома, а не в кафе и ресторанах.

Владислав Двоеглазов, собкор «НВ» в Новгородской области. Фото Александра Гальперина
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.13
0.374 (-0.41%)
Курс Евро
98.71
0.204 (-0.21%)
Погода
Сегодня,
26 апреля
пятница
+8
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+12
Ясно
28 апреля
воскресенье
+13
Слабый дождь