Дорога в никуда
В центре Петербурга стоит светофор, который регулирует переход не на улицу, а на газон
На Выборгской набережной (если двигаться по ней в сторону Ушаковской развязки) сразу за Кантемировским мостом стоит странный «вечнозелёный» светофор. Странный, потому что на разделительной полосе его дублёр установлен, а вот на противоположной стороне набережной аппарат поставить забыли. «Вечнозелёный» – потому что объект переключается не автоматически, а нажатием кнопки, а ввиду безысходности пути делать это некому и незачем. В итоге до середины дороги ещё дойдёшь, а дальше – на свой страх и риск. Притом транспортный поток несётся с крейсерской скоростью под 100 километров в час. Поедешь по скоростным набережным правого берега Невы медленнее – забибикают и ослепят фарами.
В минувшую субботу решил проверить, работает кнопка или нет. Зелёный для пешеходов включился мгновенно, а своим манёвром я чуть не создал на дороге аварийную ситуацию. Водители привыкли к вечнозелёному регулировщику, а когда я переключил сигнал на красный, взвизгнули тормоза, послышался мат. Ведь светофор установлен сразу после выезда из-под Кантемировского моста и поэтому плохо виден даже с 50 метров. После моего вмешательства за 17 секунд, пока горел красный, под мостом скопилась небольшая пробка. И это в субботу. А если в 9 утра в понедельник?
Светофоров с ручным переключением в Петербурге относительно немного. Но все они, если находятся в исправном техническом состоянии, запрограммированы на немедленную отдачу. Нажал человек кнопку, и «трёхглазый» начал переключаться уже через пару секунд. Перестал гореть зелёный для пешеходов, нажимаешь кнопку ещё раз – автомобильный поток тормозит снова. Стоит позаниматься такой манипуляцией у странного светофора на Выборгской набережной раз 10 подряд (если, конечно, водители не устроят расправу) – пробка растянется до Гренадерского моста. Неужели нельзя задать режим ручного переключения так, чтобы команда «кнопочника» выполнялась не сразу, а секунд через 20–30, а повторная – не ранее чем через минуту? Ведь светофоры с кнопкой, как правило, ставят на дорогах с вялым движением как транспортных средств, так и самих пешеходов.
Когда солнышко не только засияет, но начнёт греть по-летнему, на разделительной травяной полосе Выборгской набережной петербуржцы без аллергии на автомобильные выхлопы могут разбить широкий «пляж» длиной в сотни метров с прекрасными видами на Петроградскую сторону и береговой гранит Невы. Благо перейти на газон при помощи светофора под Кантемировским мостом будет несложно.
Только непонятно, почему на скоростной вылетной магистрали функцию разделительной полосы выполняет не узкая железобетонная конструкция, а «клумба» шириной в целых три автомобильных ряда?! Ведь газону на этом участке улично-дорожной сети есть и лучшее применение, способное снизить количество аварий и сберечь нервные клетки водителям. На противоположной стороне Выборгской набережной, за Кантемировским мостом, есть островок для разворота автомобилей, которым надо ехать в район станции метро «Лесная». Место для разворота определено гаишниками и чиновниками сразу за мостом, полоса торможения там короткая и опасная. Сам же манёвр провоцирует большие пробки, так как транспортные средства обязаны пропускать встречный поток. Типична картинка, когда автомобиль с безбашенным шофёром прямо с места разворота начинает ехать поперёк, невзирая на гудки и скрип тормозов.
Аварийность на этом отрезке Выборгской набережной в дачный сезон, который уже начался, давно выше средней по городу. Проблему можно решить без больших вложений: просто отодвинуть зону разворота метров на 100 вперёд от моста, ближе к АЗС. Тогда полоса торможения и полоса разгона станут длинными и безопасными. Всё, что требуется для переноса знака «Место для разворота», – закатать часть бесполезного газона в асфальт, сделать вместо него по дополнительной полосе в каждую сторону.
Сергей Тачаев, обозреватель «НВ». Фото автора