Тайна чёрной метки
«НВ» выясняло, кто оставляет на почтовых ящиках странные знаки и стоит ли их опасаться
Крестики, галочки, полоски, точки, буквы «z» и «a» вслед за московскими многоквартирными домами начали появляться и в подъездах российских мегаполисов. Кто-то с помощью маркеров оставляет на почтовых ящиках горожан чёрные, красные, синие или зелёные символы. Одни уверены, что это «подсказки» для распространителей рекламы, другие видят в метках шалости детей, третьи – наводки для воров. Стоит ли опасаться чёрных меток, выясняло «НВ».
Одной из первых тревогу забила москвичка Елена Алекперова, которая заметила в своём подъезде двух уроженцев Средней Азии. Один из них пытался незаметно пометить почтовые ящики, а второй, по словам женщины, делал вид, что разговаривает по телефону. Мужчины, услышав, что в подъезде появился кто-то ещё, поспешили скрыться. Позже дочь Елены на всякий случай пометила и остальные ящики, чтобы разрушить странные планы гостей.
Затем о подобных знаках начали рассказывать и жители из других районов Москвы. Ситуация заинтересовала даже Общественную палату России, началось расследование, но в ГУ МВД по Москве версию, что метки оставляют домушники, решили исключить. А председатель комиссии Общественной палаты по безопасности Антон Цветков считает знаки шуткой.
В городе на Неве подобных случаев меньше, чем в Москве, но они есть: к примеру, житель Кировского района Александр Меланин заметил странные чёрточки ещё три месяца назад. В одном из домов на проспекте Стачек метки оставили на почтовых ящиках первых трёх квартир.
– Люди из отмеченных квартир открывают дверь по домофону, не спрашивая и впуская всех подряд, – объяснил мужчина. – Видимо, метки оставляют разносчики рекламы, чтобы знать, кому звонить, кто точно откроет. Они обычно и минуты у входа в дом не ждут – заходят почти сразу. Мы недавно перепрограммировали домофон, чтобы его нельзя было открыть с помощью универсального кода, который, кстати, был нацарапан прямо на двери. Вот они новый способ попадать в подъезд и придумали.
Мы обратились в петербургский филиал «Почты России», чтобы выяснить, прибегают ли к такому необычному методу почтальоны. Возможно, им бывает сложно попасть в подъезд или отметки означают, к примеру, что жители выписывают какую-то определённую газету или журнал. Однако в почтовой службе ничего о метках не слышали.
– Почтальон на своём участке почти всех знает поимённо, для него любая квартира связана с фамилией человека, – пояснили в учреждении. – Тем более с собой у каждого по толстой связке ключей от всех подъездов и закрытых дворов.
Председатель ТСЖ «Пискарёвский-159» в Красногвардейском районе Петербурга Михаил Карзов впервые услышал о таких метках ещё полгода назад. Оставляют их, как считает председатель ТСЖ, или разносчики рекламы, или квартирные воры.
– Наверняка вы замечали, что на дверных ручках квартир иногда оставляют рекламные листовки, – рассказал жилищник. – Если их долго не убирают – это верный признак того, что квартира подолгу остаётся пустой. Похожая ситуация и с почтовыми ящиками: отмечать могут те, в которых скопилось много корреспонденции, то есть хозяева надолго уехали. Именно такие квартиры чаще всего привлекательны для воров.
Жилищник советует: чтобы не стать жертвой мошенников, нужно отдавать ключи от своего почтового ящика друзьям или соседям – они будут периодически забирать корреспонденцию и создавать иллюзию, что жильцы на месте. К тому же, как считает председатель ТСЖ, в подъезде нужно устанавливать современные домофоны, которые нельзя открыть универсальными ключами, чтобы никто чужой не смог попасть в парадную.
Среди версий, кому и зачем нужны такие метки, в СМИ и в интернете встречаются самые разные: так отмечают квартиры социально незащищённых граждан, которым легче всего продать дорогой фильтр для воды или бесполезный пылесос; знаки оставляют сектанты, которые предлагают жильцам «поговорить о Боге», и множество других.
Словом, профессионально разобраться в ситуации по силам только правоохранительным органам. Туда мы, собственно говоря, и обратились. В пресс-службе ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области нам обещали помочь, если будет конкретное заявление от петербуржца. Вот только какой состав преступления можно рассмотреть в галочке, нарисованной маркером на почтовом ящике? Такое заявление вряд ли примут в районном отделе полиции, ведь это не тянет не то что на ограбление, даже на мелкое хулиганство.
Полина Огородникова. Фото Алексея Лощилова