«В плане капремонта допустили ошибку»
Активисты Общероссийского народного фронта считают, что в системе расселения и ремонта аварийных зданий Петербурга необходимо многое менять
Огромная по масштабам и деньгам программа капитального ремонта жилого фонда в Петербурге далека от совершенства. Те дома, где живут преуспевающие, а главное – энергичные люди, попадают в очередь на ремонт в числе первых. А где народ попроще или вовсе безответный, там, бывает, даже аварийный дом ставят в программу ремонта на 2025 год или ещё позже. Защиту таких вот забытых домов взяло на себя Петербургское отделение Общероссийского народного фронта – с привлечением соответствующих специалистов и даже чиновников. Недавно состоялось очередное обсуждение этой темы.
В этот раз ОНФ взял под контроль пять домов северной столицы, которые сейчас находятся в по-настоящему критическом состоянии.
Дом № 15 на Витебской улице, построенный в 1874 году, выглядит так, словно вот-вот развалится: его фасад находится в очень плохом состоянии и нуждается в срочном капитальном ремонте. И его действительно недавно ремонтировали – вот только рабочие ограничились приведением в порядок крыши дома, а к фасаду даже не притронулись.
Дом № 2, литера А, в Фарфоровском посту «тяжело болен» – все его перекрытия и поддерживающие кровлю балки изъедены грибком, который часто заводится в старых зданиях. Но ремонтировать этот дом планируется ещё очень нескоро. Хотя крыша здания в любой момент может обрушиться – особенно в одном подъезде, жителям которого пришлось самим поставить на лестничной площадке верхнего этажа поддерживающие подпорки.
Дом № 44, литера А, на Боровой улице тоже находится в плачевном состоянии, что видно невооружённым глазом, – фасад заметно перекошен. Перекрытия между этажами основательно прогнили, и живущие в этом здании люди каждый день рискуют провалиться к соседям снизу. Хозяевам одной из квартир эксперты, обследовавшие дом, даже посоветовали… не заходить вдвоём в туалет, потому что пол в нём может не выдержать такой большой вес. Но и в этом доме капремонт планируется ещё очень нескоро.
Постепенно разрушаются стены в четвёртом и шестом домах Дойникова переулка. В прошлом в них размещались госпиталь, конюшня и разные хозяйственные помещения Семёновского полка. А теперь это просто жилые дома, обитатели которых боятся в них находиться. Причём в одной из квартир бывшей конюшни проживает пенсионерка Елена Остапенко, в прошлом – узница концлагеря.
– Недавняя ситуация – от фасада дома на улице Академика Щусева отвалился огромный кусок камня! Чудом никого не убил, – рассказала главный архитектор компании «ЛенжилНИИпроект» Ксения Шарлыгина. – А в другом доме, на улице Мира, в одной из квартир унитаз провалился сквозь пол на нижний этаж! Очевидно, что эти и многие другие дома нуждаются в срочном капремонте, который нельзя откладывать даже на год. Но по плану очередь до них дойдёт лишь через несколько лет – то есть те, кто его составлял, допустили ошибку. Поэтому, я считаю, необходимо провести ревизию плана капитального ремонта. Лучше уменьшить количество домов в расчёте на год – за счёт ещё крепких зданий, – но включить в спис1ок те, что находятся в критическом состоянии.
Другая проблема, связанная с капитальным ремонтом зданий, заключается в том, что для запланированных объёмов ремонта не хватает специалистов, – так считает депутат Законодательного собрания, заместитель председателя комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Ирина Комолова.
– В Петербурге почти не осталось квалифицированных кровельщиков. Крыши, как и всё остальное, чинят приезжие строители. Уехали – и спросить не с кого.
Бывает и так, что аварийный дом вообще не попадает в планы и о том, что его необходимо спасать от разрушения, становится известно, когда от него начинают отваливаться куски. Причина этого в том, что заявку на ремонт в жилищный комитет должны подавать управляющие компании, а они делают это не всегда. С этим, по мнению Шарлыгиной, тоже необходимо бороться:
– Компании обязаны предоставлять «подписанные кровью» документы об аварийной ситуации в подотчётных им домах или о её отсутствии! И если выяснится, что информация была ложной, они должны нести за это если не уголовную, то хотя бы административную ответственность.
Ещё одна проблема – недостаток средств на капитальный ремонт. Взнос на него для многоквартирных домов в Петербурге составляет 2 рубля за квадратный метр. Но платят этот взнос далеко не все владельцы жилой площади.
– У нас много домов, в которых первые, а иногда и вторые этажи заняты не жилыми квартирами, а разными предприятиями – банками, ресторанами и так далее, – рассказала Ирина Комолова. – В центре города так выглядит большинство домов. И чаще всего организации, занимающие бывшие жилые квартиры, оплачивают счета с большим опозданием или вообще этого не делают. При этом с простых людей мы требуем всё до копейки!
И всё же, несмотря на проблемы, ситуация с аварийным жильём в Петербурге считается не самой плохой. По словам председателя жилищного комитета Валерия Шияна, большинство аварийных домов всё-таки расселяют и ремонтируют в срок. За период с 2005 по 2014 год нуждающимися в капитальном ремонте было признано 948 многоквартирных домов, на сегодня 893 из них уже расселены. Из оставшихся 55 домов 43 планируется расселить до 1 сентября 2017 года.
– Если учесть, что за девять лет мы успели расселить большинство ветхих и опасных зданий, этот план, я уверен, мы тоже выполним, – считает Валерий Васильевич. – Хотя иногда расселение задерживается, и причина – в жильцах, которые не желают переезжать. Те, кто живёт в центре, не хотят уезжать из своего района, а дома, предназначенные для расселения, строятся там, где есть место, то есть нередко где-нибудь на окраинах города. Жители пригородных районов – Курортного, Пушкинского, Петродворцового – часто имеют свои маленькие участки земли с огородами и не хотят переезжать в городские дома. Для них это не просто переезд на новое место, а полная смена образа жизни. По Жилищному кодексу те, кто не согласен переезжать в дома, предоставленные городом, должны получить деньги – выкупную стоимость своей старой квартиры, – чтобы на них купить жилплощадь там, где им хочется. Владельцы квартир в старой части города получают 80–85 тысяч рублей за квадратный метр, а те, кто живёт в деревянных домах, – 50–55 тысяч за метр. Некоторые считают, что это слишком дёшево, и опять же отказываются переезжать.
Одним словом, в системе расселения и ремонта аварийных зданий необходимо поменять очень многое. Руководство жилищного комитета обещает заняться всеми этими проблемами, а в первую очередь самыми серьёзными случаями, в том числе перечисленными выше. ОНФ же взял эти пять домов под особый контроль.
Татьяна Алексеева