Культура

Звезда, унёсшаяся в вечность

05 май

Не стало гениальной балерины Майи Плисецкой


 

Судьба подарила ей огромную жизнь, событий в которой хватило бы не на один грандиозный роман под названием «Звезда балета». И в этом романе были бы горестные главы и о репрессированных родителях, и о голодной военной юности, и о предвоенном дебюте на сцене Большого театра, и о той карьере, которую она своим талантом, упорством и трудом сотворила на подмостках, превратившись в страстную и неудержимую богиню танца. В том тексте могли бы быть и многие главы о великой любви к мужу Родиону Щедрину, дарившему ей один балет за другим, и драматические строки о тех жертвах, на которые порою вынуждены идти те, кто раз и навсегда отдаёт своё тело и душу царству Терпсихоры.

И это всё будет о ней – великой и неповторимой Майе Михайловне Плисецкой, ставшей мировым воплощением искусства танца и символом русской культуры.

Весь мир был у её ног – от президентов до модельеров. Лучшие балетмейстеры мечтали ставить балеты с участием Плисецкой. И когда это удавалось, то энергия её таланта била через край прямо в зрительный зал, порождая то особое ощущение, когда дух танца творился всего лишь хрупкой женщиной, которая, казалось, стояла на месте и чуть-чуть «аккомпанировала» своим гибким телом психоделически вращающейся вокруг самой себя мелодии «Болеро». Затем – взрыв! И вот уже всё тело балерины само кружится в вихре, вовлекая в погибельный омут всех, кто находится вокруг, – и танцовщиков, и публику.

Казалось, что ей, её графически отточенной пластике, неповторимому лебединому изгибу шеи, фантастической выворотности ног и, конечно же, выразительности рук, чертивших в пространстве невообразимые узоры, нет преград в мире музыки, жестов и танца. Только она и могла станцевать Анну Каренину и Зарему, Даму с собачкой и Китри. И при этом сниматься в кино, являясь в самых неожиданных ролях – от толстовских и тургеневских героинь до поющего демона Дезире Арто, когда-то так повлиявшей на Чайковского, что он сочинил своё «Лебединое озеро». Именно в этом балете талант Плисецкой явился миру во всём блеске её невероятного обаяния женщины, способной сводить с ума мужчин.

Она всегда была молодой и стройной – во всяком случае, только такой её видели зрители, поклонники, друзья и близкие. Только очнувшись после общения с нею, можно было бы вспомнить о её возрасте. На докучливые вопросы о секрете собственной изящности и танцевального долголетия великая балерина отвечала по-пролетарски просто: «Жрать меньше надо». И в этой реплике вся Плисецкая с её непростым характером, который порою только и позволял ей одерживать творческие победы над косностью чиновников от культуры. Так было с шедевром Алонсо – Щедрина «Кармен-сюита», совершившим переворот в искусстве балета ХХ века благодаря настойчивости Плисецкой. Она желала не спеть, но станцевать самую знаменитую цыганку мира. И желание своё осуществила, доказав, что её танцу подвластно всё, в том числе и искусство страсти.

Плисецкой нельзя было не восхищаться в любое время, когда ты её видел на сцене. Даже если она только выходила на подмостки в качестве председателя жюри международного балетного конкурса своего имени в Петербурге. Один её поклон с невероятно красиво отставленными руками вызывал шквал аплодисментов в зале. Что уж говорить о том, когда она танцевала! Сам видел её танец в «Дон Кихоте» и не забуду его никогда. Даже у гения современной поэзии Вознесенского не хватило воображения, чтобы зарифмовать стихи о Плисецкой. Он смог выразить своё преклонение лишь белым стихом. Что уж говорить о нас смертных.

Не менее сильным впечатление от общения с Майей Михайловной было и вне сцены, когда она спокойно ждала начала пресс-конференции или безо всякой звёздной гордыни отвечала на вопросы журналистов во время интервью. Скромность её была прямо пропорциональна таланту. И когда я однажды попросил её подписать наше совместное фото, чудом случившееся во время пресс-конференции, посвящённой конкурсу «Майя-94», она это с радостью сделала. И нет в моей коллекции более любимой фотографии. И эта память останется уже навсегда.

В нынешние печальные дни не однажды возникнет на экране ещё один шедевр Плисецкой – «Умирающий лебедь», когда-то поставленный Михаилом Фокиным для Анны Павловой. Майя Михайловна танцевала его сотни раз, и каждый раз мы видели эту трагедию отлетающей ввысь жизненной силы гордой птицы. Теперь туда устремилась душа той, которая заставила весь мир поверить, что вначале было не слово, но жест человека навстречу другому человеку. Жест, которым можно сказать так много! И о многом. Это был жест Майи Плисецкой, устремлённый в вечность.

Прах балерины будет развеян над Россией согласно её завещанию.

Сергей Ильченко

 

кстати

Та, что дарила праздник

Лариса Абызова, балетовед

Прощаясь с Майей Михайловной Плисецкой, каждый вспоминает что-то своё. Есть что вспомнить и балетному Петербургу. Хотя Плисецкая танцевала в нашем городе не так часто, как того хотелось, связи были крепкими. Майя Михайловна рассказывала, как повлияли на её становление на столичной сцене занятия с великим ленинградским педагогом Агриппиной Яковлевной Вагановой. Она высоко ценила свою ленинградскую коллегу Аллу Шелест, дружила с ленинградскими хореографами Игорем Бельским и Леонидом Якобсоном.

Конечно, мир запомнит Плисецкую как выдающуюся балерину, как музу, вдохновлявшую своего мужа композитора Родиона Щедрина на сочинение музыки разных жанров. Но только Петербург может вспомнить Майю Михайловну ещё по одному важному поводу: трижды в нашем городе – в 1994, 1996, 1998 годах – проходил Международный балетный конкурс, носящий имя «Майя» и организованный самой балериной. Её авторитет позволял привлекать к соревнованиям танцовщиков из престижных театров, а в жюри собирался весь высший свет балетного искусства. Условия конкурса не ограничивали знаменитых персон судейской работой. Благодаря Плисецкой петербуржцы получили возможность встретиться, пообщаться, составить собственное суждение о многих мастерах, среди которых Пьер Лакотт, Джон Ноймайер, Альберто Алонсо, Матс Экк, Джиджи Качулеану, Рикардо Ку, Йорма Уотинен, Игорь Бельский, Хулио Лопес.

С тех пор такого избранного балетного собрания больше не случилось, да и конкурса балета в Петербурге так и не появилось. И это ещё один повод вспомнить о празднике, подаренном нам незабвенной Майей Михайловной Плисецкой...

 

«Мечтаю, чтобы Щедрин побольше пожил»

 

 

Фо­то Александра Конькова / ТАСС
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.26
0.329 (-0.36%)
Курс Евро
99.71
0.565 (-0.57%)
Погода
Сегодня,
28 мартa
четверг
+11
Облачно
29 мартa
пятница
+9
Слабый дождь
30 мартa
суббота
+10
Слабый дождь