Людям не хватает информации
Бытует устойчивое мнение, что проблемы, существующие в правозащитной сфере, напрямую связаны с несовершенством законодательства. Мол, любой вопрос можно решить – стоит лишь принять соответствующий закон. Но убеждение это не совсем верное – ведь такая логика, как правило, приводит лишь к появлению новых запретов, а с их помощью проблемы не решаются, а лишь усугубляются. И в большинстве случаев законодательство оказывается достаточным для того, чтобы люди могли защитить свои права.
Но если в законах всё так благополучно, почему же гражданам приходится для реализации своих прав преодолевать столько препятствий? Основных причин здесь три. Во-первых, контроль над исполнением законодательства у нас явно недостаточный. Во-вторых, органы государственной власти зачастую неэффективно взаимодействуют с обществом. И наконец, в-третьих, людям просто не хватает необходимой информации для защиты своих прав. Это касается как правовых, так и справочных данных – как информации, которая должна быть доступна для рядовых граждан, так и знаний, которыми обязаны по должности владеть чиновники.
К сожалению, именно доступность и достоверность информации у нас чаще всего оказывается под вопросом, и в этой связи я хотел бы выделить несколько проблем, касающихся Петербурга. Во многих ситуациях нарушения прав человека связаны с нарушением права на информацию. Каковы же наши самые больные места?
Во-первых, власти следует обратить внимание на отсутствие у граждан полной и доступной информации о порядке проведения предвыборных кампаний и самих выборов, о деятельности избирательных комиссий, об их местонахождении и решениях, которые там принимаются. В ходе осенних выборов в Петербурге эти проблемы проявились особенно резко, но, несмотря на широкое освещение в СМИ, решены так и не были.
Вторая группа вопросов связана с деятельностью судов. Здесь есть два аспекта. Первый – недостаточная открытость информации о судебных решениях. Закон гласит, что все судебные решения должны публиковаться в интернете. Но на практике мы очень часто сталкиваемся с ситуациями, когда решение принято и уже вступило в действие, а его текст на сайтах судов найти невозможно.
Ещё один аспект – проблема гласности судебных разбирательств. Я часто сталкивался с ситуациями, когда открытые судебные процессы, вызывавшие большой общественный резонанс, намеренно или случайно проводились в маленьких залах, не вмещавших даже всех их участников – не говоря уже о журналистах и зрителях. Получается, что заседание вроде как и открытое, но заинтересованные люди, имеющие законное право посетить его, физически не могут этого сделать.
Множество проблем связано с правовым просвещением и доступом к социально значимой информации. Особенно уязвимы в этом плане инвалиды, в том числе проживающие в интернатах, мигранты, беженцы, бездомные. Очень часто нарушается право на информацию для заключённых, находящихся в местах лишения свободы, – они, как правило, жалуются на цензуру. Большой закрытостью отличается информация для призывников и о призывниках. В моей практике были случаи незаконного и ничем не обоснованного отказа в доступе к их личному делу. Малодоступна для граждан и достоверная информация о состоянии окружающей среды.
Вместе с тем у медали «право на информацию» есть и обратная сторона – злоупотребление этим правом. Пример – нашумевшая школьная стенгазета «Шаги истории», которую распространяет общественная организация «Родительское всероссийское сопротивление». Ко мне поступило много обращений от разгневанных родителей, усмотревших в этой газете для школьников серьёзную политическую агитацию. При этом эксперты-историки, ознакомившиеся с содержанием газеты, признали, что оно явно нарушает Закон об образовании.
У права на информацию есть разные грани, но самое главное – нельзя забывать, что это право граждан является неотъемлемым, оно гарантировано нашим главным законом – Конституцией и государство обязано его соблюдать. Мы же, со своей стороны, готовим специальный доклад «О реализации конституционного права на информацию в Петербурге». И надеемся, что это изменит ситуацию к лучшему и сделает жизнь петербуржцев легче.
Александр Шишлов, уполномоченный по правам человека в Петербурге