Дорога от слова «дорого»?
Стоимость проезда в общественном транспорте Мурманска хотят увеличить сразу на 30 процентов
Мурманск – третий в стране после Москвы и Петербурга город по уровню жизни населения: судя по всему, именно такого мнения придерживаются некоторые заполярные чиновники и руководители транспортных предприятий. Ведь они предлагают резко повысить стоимость проезда в общественном транспорте и уравнять её с северной столицей! Больше за билеты и жетоны тратят только жители самого крупного мегаполиса страны – Москвы.
Рынок пассажирских перевозок в Мурманске лихорадит последние пару лет, с тех пор как был нарушен баланс между двумя флагманами – «Автоколонной 1118», отвечающей за автобусы, и «Электротранспортом», в чьём ведении находятся троллейбусы.
Причин тому немало. Среди них политика бывшего владельца «Автоколонны» Василия Пимина, умудрившегося так вести дела на предприятии, что оно оказалось в состоянии банкротства, а коллектив – готовым к забастовке. Предприниматель каждый год сетовал в областном правительстве на нехватку средств, подорожание бензина и просил субсидию. Но это предприятию не помогло. В итоге не без участия бизнесмена все активы «Автоколонны» ушли в неизвестном направлении, а сам Пимин оказался в СИЗО. Городским властям пришлось разбираться с непростым наследием.
«Электротранспорт» же, наоборот, демонстрировал завидный подъём качества обслуживания. Здесь тебе и троллейбусы с пандусами для инвалидов, и Wi-Fi в салоне. Злые языки объясняли достижения предприятия дешевизной электричества по сравнению с топливом, а добрые – талантом руководителя «Электротранспорта» и одновременно депутата городского совета Сергея Коробкова. И в надежде, что «троллейбусники» помогут гибнущим «автобусникам», им вручили часть маршрутов.
Однако на этом лихорадить рынок перевозок не закончило.
Одновременно между собой с привлечением городских властей с одной стороны и антимонопольной службы – с другой начали войну владельцы маршруток. Каждая из сторон пыталась доказать, что именно она выиграла муниципальный конкурс и имеет право на лицензию, дающую право возить северян. Судились и дрались – всего понемногу.
Единственное, что объединило участников рынка перевозок, несмотря на столь сложные отношения, – желание значительно поднять стоимость проезда. Первые шаги были сделаны в декабре прошлого года, когда стоимость билетов поднялась с 19 сразу до 22 рублей. Объяснения транспортников были традиционными: мол, бензин дорожает, запчасти привозные, купили новые автобусы-машины. На всё это нужны деньги.
Казалось бы, затраты помимо дохода от продажи билетов должна компенсировать выделяемая государством субсидия – очень немаленьких размеров. Но и её, если верить руководителям транспортных предприятий, не хватает. Так, по их словам, тарифы на пассажирские перевозки всегда не обоснованы и даже 22 рублей мало – лучше стремиться к 30. Несмотря на заявления транспортников, в декабре руководитель регионального управления по тарифному регулированию Владимир Губинский пообещал, что критического уровня стоимость проезда не достигнет. Однако, как выяснилось, он поторопился.
На днях депутаты Мурманского городского совета обратились к губернатору региона с предложением увеличить стоимость проезда до 28 рублей, ссылаясь на ужасное состояние автобусных пассажирских перевозок. В частности, было заявлено, что «Электротранспорт», получивший часть обязанностей «Автоколонны 1118», с имеющимися в наличии средствами их дальше тянуть не сможет. И разумеется, подорожание проезда в автобусах автоматически приведёт к увеличению стоимости на других видах городского общественного транспорта.
Глава области Марина Ковтун и администрация региона пока не дали официального ответа народным избранникам, но не исключено, что он будет положительным.
Остаётся только удивляться, как справляются с автоперевозками в других регионах страны, где средняя зарплата жителей не в пример выше, чем у северян. Так, в соседнем Архангельске проезд на семь рублей дешевле, чем в Мурманске, и это при том, что в столице Заполярья средняя зарплата не достигает 24 тысяч рублей, а у соседей доход на 11 тысяч больше. В Петрозаводске – столице другого расположенного рядом региона – Карелии, – проезд 19 рублей при средней зарплате почти в 30 тысяч. И лишь в Петербурге стоимость проезда такая же, как планируют сделать в Мурманске. Вот только средние зарплаты несопоставимы. И не в пользу Мурманска.
Другой вопрос, заставляющий задуматься: насколько необходим городу такой объём общественного транспорта? По статистике автостраховщиков, Заполярье занимает четвёртое место в стране по количеству автомобилей на душу населения и, естественно, держит первое место по Северо-Западу. Стоит учесть и постоянную убыль населения, склонного перебираться ближе к средней полосе, и то, что многие передвигаются практически только на маршрутках. Поэтому становится очень актуальным вопрос: сколько же приходится пассажиров на автобусы и троллейбусы и сколько их будет в дальнейшем?
Достаточно выехать на дороги заполярной столицы утром, чтобы увидеть пробки, причинами которых в основном становится большой общественный транспорт. При этом количество пассажиров в нём, как правило, невелико. Может, транспортным предприятиям и городским чиновникам стоит пересмотреть логистические схемы? Тогда, возможно, и цены на проезд поднимать будет не нужно.
Хотя, если вспомнить пример бывшего владельца «Автоколонны 1118», кому-то гораздо выгоднее получать государственные субсидии, а потом перекладывать ответственность на плечи «жадных» пассажиров.
прямая речь
Алексей Веллер, глава муниципального образования город Мурманск:
– За год «Электротранспорт» сделал ровно то, что должен был сделать, – наладил пассажирские перевозки в городе. Только чудес на свете не бывает, и все действия стоят денег. С прошлого года в обновление подвижного состава «Электротранспорта» из бюджета города вложено 164 миллиона рублей, приобретено более полусотни автобусов и четыре троллейбуса. Только в этом году выплаты по договорам лизинга превысят 100 миллионов рублей плюс удорожание запчастей, полисов ОСАГО и страхования жизни пассажиров, аренда производственной базы «Автоколонны» – ещё десятки миллионов рублей.
Сергей Коробков, генеральный директор ОАО «Электротранспорт», депутат Совета депутатов Мурманска:
– Самому предприятию, где антикризисные меры действуют с начала года, и бюджету города с этой ситуацией просто не справиться. Сегодня нужны меры, когда будут задействованы все рычаги – это и предприятие, и местный бюджет. Но в то же время нужно найти ту грань, сколько должны платить пассажиры. Оптимизировать уже нечего. Из предприятия выжали всё. И без того невысокая зарплата не индексировалась несколько лет, численность работников сокращается. Чтобы выжить, пришлось брать кредиты. Пока остаётся надеяться на очередной бюджетный транш. Городской совет обещал выделить 30 миллионов рублей.
Марина Калинина, собкор «НВ» в Мурманской области