Посторонним въезд воспрещён. Год спустя
«НВ» вновь поинтересовалось судьбой улиц, которые по разным причинам незаконно закрыли для горожан
В начале прошлого года «НВ» рассказало о нескольких незаконно закрытых улицах Петербурга («Посторонним въезд воспрещён», от 16 января 2014 года). Тогда мы выясняли, почему чиновники допускают подобное отношение к общему имуществу. Спустя год корреспонденты «НВ» вновь побывали на улицах, ставших героями нашей публикации, чтобы проверить, выполнили ли власти своё обещание сделать их доступными. И выяснилось, что за прошедшее время практически ничего не изменилось – улицы по-прежнему закрыты.
Сахарный переулок и Оренбургская улица
Два участка этих улиц присвоил себе завод «Двигатель». Существует ли он сейчас или лишь сдаёт свои помещения под офисы, неясно. А потому выяснить причину, для чего предприятию так не хватает площадей, что оно отобрало у города дороги, не удалось.
Как рассказали в комитете по управлению городским имуществом (с конца апреля переименован в комитет имущественных отношений), отрезок Сахарного переулка от Астраханской до Оренбургской улицы, а также Оренбургской от дома № 25 до Сахарного были сданы «Двигателю» в аренду под автостоянку. Однако в договоре чёрным по белому было написано, что завод не вправе препятствовать свободному проходу и проезду.
На деле же с Оренбургской вообще не попасть – стоит глухой бетонный забор, а в Сахарном путь преграждает шлагбаум с охранником. Несмотря на очевидное нарушение договора, имущественный комитет больше чем за год ни разу не предпринял попытку демонтировать ограждения.
Даже наоборот, сейчас пытается всячески помочь «Двигателю» узаконить их. Предполагается сделать две улицы зоной ограниченного доступа. Объяснить, почему чиновники так запросто распоряжаются имуществом жителей, они так и не смогли. Сейчас комитет ждёт согласований из двух ведомств – ГИБДД и комитета по градостроительству и архитектуре. Если те окажутся не против, то запертыми улицы останутся на долгие годы и вполне официально.
Улица Булавского
Этот небольшой проулок должен соединить Киевскую улицу с Черниговской, однако на полпути упирается в забор. За ним была коммерческая автостоянка и зона выгрузки продукции. Город же эту землю никому не сдавал в аренду, а потому заявил, что она занята «путём самозахвата».
После визита чиновников удалось сделать малость: приоткрыть ворота. И теперь там можно пройти насквозь. При этом сами ограждения никто не убирал, как и два пункта охраны с обеих сторон. И привратники продолжают интересоваться целью визита на территорию.
Начальник управления экономической безопасности КУГИ Олег Размышляев пояснил, что «демонтаж ограждающих конструкций» должен был выполнить подведомственный Центр повышения эффективности госимущества, но сделал он это «не в полном объёме». Теперь центру поручили завершить работы во втором квартале 2015 года.
А вот залатать ямы оперативно не получится. Первый зампред комитета по благоустройству Сергей Малинин признался, что после освобождения улицы Булавского предстоит провести оценку её технического состояния. Если оно позволит ликвидировать выбоины в рамках аварийно-восстановительных работ, то это будет сделано довольно быстро, если нет, то дорогу в ближайшие годы включат в адресную программу капремонта.
Уездный проспект
Согласно официальному реестру Уездный проспект начинается от проспекта Елизарова и заканчивается перекрёстком с улицей Крупской. Однако между улицами Ольги Берггольц и Крупской стоят заборы. За ними якобы территория Энергомеханического завода. Руководство предприятия можно понять: его земли расположены по обе стороны проспекта, но всё-таки соединять их надо не за счёт дороги.
Сперва выяснилось, что завод и вовсе нарушил закон – у него не было права распоряжаться проезжей частью. После переписки с чиновниками заборы убрали. Однако охранники продолжали сопровождать гостей.
Но затем комитет по управлению городским имуществом сформировал земельный участок и сдал проезжую часть Уездного проспекта в аренду. Буквально тут же Энергомеханический завод соорудил новый забор, поставил КПП и даже распечатал, заламинировал и вывесил номер договора.
Оказалось, что заводчане решили, как говорится, сыграть на дурачка. Как пояснил вице-губернатор Михаил Мокрецов, «в кадастровом паспорте участка обозначено обременение – зона прохода и проезда... Также должна быть обеспечена свободная парковка машин на территории участка». Чиновник пригрозил менеджерам предприятия судом, если те не уберут забор.
5-я и 6-я Тарховские улицы в Разливе
Сестрорецкие районы Разлив, Тарховка, Александровская относятся к дорогим землям, а потому там повсеместно стоят коттеджи за высоченными непрозрачными заборами, всюду будки с охраной. А двум собственникам показалось и этого мало: они отняли у города два параллельных участка 5-й и 6-й Тарховских улиц, которые прежде вели от Верхней улицы к побережью озера Сестрорецкий Разлив.
В ходе прокурорской проверки выяснилось, что 5-ю Тарховскую закрыл крупнейший петербургский перевозчик – компания «Третий парк». Она в Сестрорецке довольно известная, например содержит легендарный ресторан «Шалаш» возле одноимённого ленинского музейного комплекса.
6-ю Тарховскую перегородило физическое лицо. Оно не поскупилось на дорогущий каменный забор с красивой облицовкой. Но это не повлияло на решение суда: иск комитета по управлению городским имуществом удовлетворили в двух инстанциях, и сейчас дело дошло до приставов, которым предстоит также «взыскать неосновательное обогащение за пользование указанным земельным участком».
Что касается 5-й Тарховской, то заместитель прокурора Курортного района Альберт Суяргулов в ходе своей проверки не выявил нарушений, поскольку «доступ на земельный участок не ограничен». Посетивший место корреспондент «НВ» обнаружил, что либо Суяргулов нарочно вводит нас в заблуждение, либо специально для него «Третий парк» открыл ворота – а после ухода высокой комиссии аккуратно закрыл.
Урюпин переулок
А об этом адресе мы год назад не рассказывали, но ситуация вокруг него аналогичная. Переулок состоит из двух отрезков, разорванных сквером, – от Майкова до Охотничьего переулка и от улицы Маршала Говорова до Михайловского переулка. Так вот, последний участок по факту закрытый: дорога упирается в самовольный забор. А со стороны Михайловского и вовсе не скажешь, что здесь когда-то был въезд.
Комитет по управлению городским имуществом провёл проверку и выяснил, что проезд перекрыт незаконно: участок Урюпина переулка в аренду не сдавался и находится в собственности города.
– На сегодняшний день лицо, установившее забор со стороны Михайловского переулка, не установлено, – сообщили в комитете.
Это было сказано ещё летом 2014 года. Стоит ли говорить, что воз и ныне там?
В Петербурге за последние годы удалось открыть три дороги: Уфимскую улицу – в 2003 году, Щепяной переулок – в 2007-м, Малую Разночинную – в 2012-м. Более того, в прошлом году по заказу дирекции транспортного строительства впервые положили асфальт на участке Малой Разночинной улицы от Чкаловского проспекта до дома № 9. Он прежде тоже был режимной территорией – им распоряжался завод станков-автоматов. Свободный проход и проезд там открыли весной 2012 года. Тем не менее состояние проезжей части оставалось ужасным. Работы по укладке твёрдого покрытия и обустройству тротуаров завершили в декабре 2014-го.