Папа работает, мама красивая
Накануне Международного дня семей, который отмечается во всём мире 15 мая, «НВ» рассказывает о том, как проводит день одна из многодетных семей Петербурга
Утро – горячая пора в семье Оноприенко. Родители собирают малышей на пару
Если при слове «многодетная» вам представляется измученная недосыпом женщина, обвешанная младенцами, как революционный матрос патронами, а рядом хмурый, унылый муж, тогда мой рассказ вас обескуражит. Жизнерадостная семья Григория и Ольги Оноприенко совсем не похожа на этот печальный образ. Мои герои – бывшие одноклассники, однако к своему счастью пришли не сразу. У обоих это второй брак. Сегодня супруги воспитывают пятерых детей (Мария, Анфиса, Гриша, Лилия, Майя). В детстве Григорию нагадали, что он все деньги будет тратить на женщин. Так и вышло: в семье Григория помимо супруги четыре дочки, пока четыре…
7.40. В трёхкомнатной квартире в Адмиралтейском районе мама и папа в четыре руки собирают младших в садики. Девятилетняя Анфиса уже готова в школу, помогает причесать и одеть малышей. Дополнительно девочка занимается в художественном отделении школы искусств.
– Витаминку хочешь, да? Тогда надень шапочку, – уговаривает сына Григорий-старший.
На кухню выходит невыспавшаяся старшая дочь – красавица Маша. В свои 16 лет она уже определилась с карьерой: Маша – артистка в ледовом шоу. С ночной репетиции вернулась в 4 утра, потому наш ранний визит её не шибко порадовал. Наконец все готовы к выходу. Григорий и Ольга вдвоём развозят малышей по садикам. Водят машину оба супруга. Малыши ходят в разные сады, хотя и в одном районе. Поскольку садиков несколько, детей приходится развозить вдвоём: кто-то из родителей остаётся в машине.
– Личное время? Я встаю рано, люблю завтракать одна. Наверное, когда ем кашу, это и есть личное время, – смеётся Ольга.
Григорий – фотограф-фрилансер. Снимает торжества. В 8.45 едем в ремонтную мастерскую за его компьютером. Дома нас ждёт Маша, которую нужно отвезти в травмопункт. Она обожглась на тренировке.
– За Машу мы не волнуемся, мы за неё спокойны, – хором говорят оба родителя. – Она сама зарабатывает, мы её траты никак не контролируем. Конечно, очень самостоятельная, и деньги свои, но ей 16 лет… Мы даже не знаем, сколько она получает за выступления. Ничего не запрещаем, не давим. Можем лишь превентивные меры предпринять.
Гриша и Оля привыкли к частым гастролям юной актрисы. Родители считают Машу серьёзной и самостоятельной, а потому доверяют и гиперопекой не докучают. В штате Санкт-Петербургского ледового театра Елены Бережной Маша самая юная. Зачислена с 14 лет. Параллельно занимается в цирковой студии. В «Дракуле» она будет выступать и на коньках, и на кольце. В школе с пониманием относятся к гастролям девочки, ей приходится много навёрстывать и догонять самостоятельно и с репетиторами. Справляется.
В 12.00 возвращаемся домой. То самое «свободное время». Ольгу ждёт пробежка, правда, дождь сократил кросс до 3 км. Обычная дистанция 5 или 7 км, иногда 10. После пробежки нужно готовить обед и везти маленького Гришу на массаж…
Как узнать заслуженную маму
Ольга по образованию маркетолог, потому и в обычной жизни она сроднилась с ролью «менеджера по ведению домашнего хозяйства».
Когда у женщины пятеро детей, не стоит удивляться, что продуктовую тележку в супермаркете она везёт, укачивая.
Если молодая дама, войдя в лифт, вместо приветствия цокает языком соседу, это вовсе не то, о чём вы подумали. Просто она многодетная мать и не успела сменить коммуникативный регистр.
Если тридцатилетняя мама вдруг начинает разговаривать с дочкой-подростком как с грудничком: «Смотри, собачка! Гав-гав!» – отнеситесь к этому с пониманием. Мама не инфантильна, а просто устала. Да и какая разница – 5 месяцев, 14 лет…
Иногда слово «Ма-а-м!» может вызвать замешательство, особенно если тебе 34, а дочке 16. Потому вопрос учителя дочки-старшеклассницы: «Почему на собрания приходит сестра, а не мама?» – Ольгу не удивляет.
Если молодой женщине добрый советский мультик «Осторожно, обезьянки!» не кажется смешным, не удивляйтесь. Согласитесь, не всем радостно смотреть фильм о своей жизни… Тем не менее Ольга улыбается:
– Я счастлива: все здоровы, заняты делом. Что ещё нужно? Рожай да радуйся!
Замужество и многодетность поневоле раскрывают в женщине множество талантов, а как иначе? Когда будущий муж появился в жизни Ольги и Маши, девочка искренне радовалось: «Гриша, приходи почаще! Я первый раз в жизни солянку ела! Это круто!» Оля неловко улыбалась: «Да она шутит…» В общем, с появлением супруга кулинарный ассортимент моей собеседницы расширился. Теперь Оля имеет право не только на значок ГТО, но и звание заслуженной домохозяйки.
Мама может
Дети в садике, у родителей начинается свободное время. И мама может делать что угодно. Например, стирать, готовить. Когда Анфиса испачкала платье в школе, учительница расстроилась – лишние хлопоты многодетной матери. Анфиса удивилась: «Что вы, мама обожает стирать! Страсть! Каждый день по 2–3 раза!» Анфиса очень любит спортивные мероприятия типа «Мама, папа, я – спортивная семья». Команда Оноприенко выступала несколько раз от разных районов.
Григорий трижды присутствовал на родах жены. А в роли матери дебютировал, когда заболела 8-месячная Лиля. Оля тогда была беременна Майей. Вместо мамы лечь в больницу с дочкой пришлось Григорию. Тут-то папа понял, что вообще ничего не знает о ребёнке. Вес, рост, прививки… Ничего! Кое-как вспомнил, когда дочка родилась.
– Мы несколько лет назад снимали квартиру в Сестрорецке летом, – рассказывает Григорий. – Оля пришла в местный отдел дошкольного образования и сказала, что хотела бы отдать Анфису в садик, пока снимаем квартиру. Там хмыкнули. Но когда увидели документы, предложили сад на выбор со следующей недели.
Многодетность даёт серьёзные льготы в получение «садо-места». Гриша записан в логопедический сад. Лиля – в обычный, а Майя ходит с 1,5 года в тот, где есть ясли. Потому младшие «раскиданы» по разным заведениям. В садик младшим Оноприенко устроиться было несложно, так как семья многодетная.
Беги, Оля, беги!
Свободные минуты мама Оля отдаёт спорту
Григорий и Ольга – спортивная пара. Оба занимаются кроссфитом (силовые тренировки на выносливость), участвуют в марафонах, а Оля сдала нормы ГТО. 16 и 17 мая супруги участвуют в «Гонке героев». В это же время команда Оли получает награду за 3-е место в городских соревнованиях по ГТО. А увлечение спортом началось год назад – с подготовки к венчанию.
– Свадьбы у нас пышной не было, – объясняет Григорий, – а жена меня пилила по этому поводу…
– Не так уж и пилила, – хохочет Оля и добавляет: – Гриша сказал, что платье для венчания утвердит сам!
До венчания оставался месяц. Григорий забраковал выбор любимой и устроил строгий кастинг нарядов. А заодно постановил: надо бегать! И Оля побежала. В ритме марафона Ольга возвращала былую грацию. И ведь вернула! Результат пробежек впечатлил. А супруга втянулась, шутя сдала нормы ГТО. Муж очень гордится её спортивными достижениями. Оба участвуют в соревнованиях.
Гриша вышел забирать компьютер в мастерскую, а Оля достала косметичку: краситься в машине дело привычное, а другого времени может и не быть.
Ревность и Кузина мать
– Завидую женщинам, ожидающим первого ребёнка: всё впервые! – говорит Оля. – Очень люблю с ними общаться и прошу, чтобы в первые сутки после родов они звонили. Столько приятных хлопот! Я уже стала консультантом в выборе колясок и подгузников. Распределение обязанностей? Конечно, есть: папа работает, мама красивая! Гриша работает, я занимаюсь домом и детьми.
Один ребёнок или несколько – это как жонглирование одним или несколькими шариками. Научившись ловить один и два, поймать сразу несколько проще. Старшие дети помогают родителям управляться с малышами. С детской ревностью Григорий и Ольга столкнулись, когда родилась Майя. Ревновала Лилуша, которой было 1,3 года, когда родилась младшая. Маша была уже взрослой, когда родилась Анфиса, а сын не ревнив, по мнению Ольги, поскольку мальчики не соперничают с младшими. Сейчас с ревностью справились. У Григория и Маши очень тёплые отношения. Маша считает, что именно она свела маму с будущим мужем. Гриша пришёл фотографировать её день рождения, потом снимал на льду… Бабушки с обеих сторон регулярно помогают, а недавно в семье Оноприенко появилась волшебная помощница – няня, которую Оля называет Даной-спасительницей. Дети её очень любят, а родители далеки от ревности.
– Мне очень нравится, как дети нас называют, – улыбается Ольга: – «мамапапа». Помню: стою утром на даче. Лилуша кричит: «Папа, догоняй!» Это счастье. Мы с Гришей рожаем детей не для того, чтобы они держались за наши штаны-юбки. Наша задача – научить детей самостоятельности как можно раньше. Поэтому и отдаём детей в садики, хотя я могла бы сидеть с малышами дома. Не хотим, чтобы дети жили с мыслью: «Мы без мамы никуда!»
С выбором имён детей связано много интересных историй, но особенно забавная с именем для мальчика. Оля металась между Аристархом и Плутархом, но супруг предложил компромисс – Никита. Однако жена, подумав, что тяжёлые роды дают ей право выбрать имя самой, захотела стать матерью Кузьмы. Григорий спорить не стал с кормящей матерью, но совершил дипломатический ход: пошёл записывать дитё сам. После чего поздравил супругу: «Григорий Григорьевич зарегистрирован!»
Под крышей дома своего
Чем больше детей – тем легче. Старшие начинают помогать
– Было бы здорово, если бы государство вернуло предоставление жилья семьям с пятью и более детьми без очереди, – рассуждает Ольга. – Мы, став пятидетными, имели право на жильё, но именно в этом году льготу отменили. Недавно все музеи и парки были бесплатны для многодетных. Сегодня в музеях правила разные. Эрмитаж, например, сохраняет постоянную льготу: многодетные проходят бесплатно всегда. А Этнографический – один раз в месяц, один день на буднях, в остальные дни – платно.
Отлично, когда социально значимые мероприятия типа выставки «Гранд-макет» идут со скидками для многодетных. Одно дело: мама, папа, ребёнок. Другое – родители и десант детей. У родителей выбор: либо прийти, заплатив не 5 тысяч, а 3, либо вообще никуда не ходить и не водить детей. Что меня очень радует: многодетные семьи получают 90-процентную льготу на пригородные электрички.
Семьи с пятью детьми имеют право на аренду государственной дачи. Моя знакомая, у которой пятеро детей, жаловалась, что цены высокие. На год аренда дома – 70 000 плюс 10 000 аренда мебели, не считая оплаты света и воды. Нам тоже предложили дачу, но мы отказались: требовался серьёзный ремонт. Государство дало нам участок 12 соток в Лебяжьем. Сейчас там болота, но когда-нибудь построим свой дом.
Мария Башмакова. Фото Алексея Лощилова