Ты русский бы выучил…
Городские чиновники пройдут курс повышения грамотности, чтобы научиться говорить не казённым языком
В следующем году сотрудники Смольного и районных администраций пройдут спецкурс по русскому языку, который, как считают специалисты, поможет им продвинуться по карьерной лестнице. Этой радостной новостью вчера поделился городской комитет государственной службы и кадровой политики.
Авторы программы – преподаватели РГПУ им. Герцена и учителя Академической гимназии № 56 Петербурга. 14 дней чиновники станут дистанционно учиться стилистически и орфографически грамотно составлять деловые письма и другие документы. После чего пройдут тест из 500 заданий различной сложности.
В том, что письменная и устная речь представителей власти, мягко говоря, оставляет желать лучшего, я по долгу службы убеждалась не раз. Так, год назад на митинге, посвящённом годовщине снятия блокады Ленинграда, на Пискарёвском кладбище перед школьниками выступал представитель районной администрации.
– Здесь в братских могилах захоронено около 500 тысяч жертв блокады Ленинграда и воинов Ленинградского фронта, – с пафосом произнёс он. – Чтобы вы понимали масштабы захоронений, это – то же самое, если закопать здесь население всего нашего Калининского района…
А чего только стоит, например, начало письма в «НВ» из строительного комитета: «Настоящим сообщаем вам о следующем...» А чиновники от образования как-то, говоря о преступлениях среди несовершеннолетних, пояснили, что всему виной «полиморфизм ценностно-смысловых установок вхождения в мир взрослых». А вот ответ ещё из одной госструктуры: «Прошу дать справку по поводу вашего издания, так как оно нам незнакомо. Мы знакомы с такими изданиями, как Finanсial Times, The Еconomist или, на худой конец, «Коммерсант»...» Или вот недавний ответ из КУГИ: «На сегодняшний день лицо, установившее забор со стороны Михайловского переулка, не установлено».
Примеры можно приводить бесконечно. Но удручает в чиновничьих ответах даже не их замысловатые или неграмотно составленные фразы, а то, что продраться к смыслу сказанного сквозь них зачастую невозможно. Хотя суть ответа чиновника, написанного на нескольких листах, нередко можно уместить в одном абзаце.
– Конечно, речь чиновников сегодня оставляет желать лучшего, – соглашается психолог, бизнес-тренер, консультант, автор проекта «Школа голоса и речи» Евгения Шестакова. – У нас и на высшем политическом Олимпе мало кто говорит хорошо, таких можно перечислить по пальцам. А чем дальше от Москвы, от центра, тем речь чиновников всё хуже. И как бы это грустно ни звучало, Петербург не исключение. Мне тоже периодически приходится говорить с чиновниками по поводу тренингов. Чтобы выудить хоть одну дельную мысль, услышать идею, которую я бы могла реализовать в проекте, я вынуждена задавать до десятка уточняющих вопросов! Потому что у них, увы, есть неискоренимая привычка говорить казённым языком, точнее, даже писать вслух казённым языком, который не является разговорным. Я бы сказала, что сам по себе чиновничий язык устарел. И по идее, нужно пересматривать весь этот институт и вводить основы современной риторики, проводить те же тренинги, учить писать тексты, разговаривать с людьми просто.
При этом чиновничьи штампы и громоздкие конструкции, по мнению специалиста, это наследие советского прошлого. И с этими пережитками нужно и даже можно бороться. Но вот насколько будут эффективны в этой ситуации удалённые курсы – большой вопрос. По мнению специалиста по риторике, если чиновники станут сидеть один на один с компьютером, то такие курсы можно воспринимать лишь как приятное времяпрепровождение. Чтобы сломать стену непонимания между властью, прессой и простыми людьми, нужна какая-то живая практика, тренинги, мастер-классы.
– Всю теорию нужно обязательно применять на практике, – резюмирует Евгения Шестакова. – И эти курсы, по большому счёту, неплохая идея, но как бы она не стала очередной фикцией, когда деньги и силы потрачены, а результат близок к нулю. Мысль хорошая, но, боюсь, ничего из этого не выйдет.
Идея разработки дистанционного курса возникла в том числе благодаря акции «Тотальный диктант». Большая популярность проекта говорит о том, что многие люди хотят говорить и писать правильно, а для чиновников профессиональное владение государственным языком – обязательное требование. Госслужащие регулярно проходят тестирования по русскому языку, и моменты, которые обычно вызывают затруднения, были включены в программу.
Тимур Дьячков, зампредседателя городского комитета госслужбы