Земле или огню?
Церковь, обнародовав своё отношение к кремации умерших, тем самым вызвала горячую дискуссию в обществе
На первом в этом году заседании Священного синода Русской православной церкви, состоявшемся 5 мая в Москве под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, было принято несколько важных решений, касающихся взаимодействия Церкви и современного общества. Наибольшую реакцию в миру вызвало утверждение документа «О христианском погребении усопших». Точнее, одно из его положений: «Священный синод признаёт нормой захоронение почивших христиан в земле. В том случае, когда такое погребение не предусмотрено местным светским законодательством или связано с необходимостью транспортировать умершего на большие расстояния или же невозможно по иным объективным причинам, Церковь, считая кремацию явлением нежелательным и не одобряя её, может со снисхождением относиться к факту кремации тела усопшего».
Собственно говоря, ничего нового в этом нет. С самого начала христианство отрицательно относилось к кремации, однако само по себе огненное погребение никогда не считалось препятствием для будущего воскресения. «Мы вовсе не боимся, как вы думаете, какого-либо вреда от сжигания покойников, но держимся древнего и лучшего обыкновения зарывать умерших в землю», – писал в своей апологии христианскому учению римский церковный писатель Марк Минуций Феликс. Примерно то же самое говорит и принятый Синодом документ: «Церковь верует, что Господь властен воскресить любое тело и из любой стихии».
Однако документ вызвал в обществе нешуточные дискуссии, накала которым добавила недавно скончавшаяся балерина Майя Плисецкая, завещавшая кремировать себя и развеять свой прах над Россией. Мнения разделились полярно. Одни полностью одобряют решение Синода и осуждают покойную балерину, другие подвергают нападкам Церковь, «указывающую людям, как поступать с телом после смерти». Наиболее показателен в этом отношении резкий обмен мнениями между известным протодиаконом Андреем Кураевым и писательницей-феминисткой Марией Арбатовой.
– Мало того что лезут в матку, лезут ещё и в гроб. Видимо, Майя Плисецкая так возбудила их своим завещанием, – резко прокомментировала Арбатова.
– Церковь без особой скорби откажется отпевать единомышленников Марии Арбатовой. Они живут в настолько параллельной антихристианской вселенной, что никому в голову не придёт их отпевать, – парировал Кураев.
Отец протодиакон, впрочем, не совсем корректен. Арбатова, считающая себя буддисткой, и так находится вне Церкви, поэтому о христианском погребении для неё речи быть не может. Это же касается, кстати, и Плисецкой. Так что вопрос об отношении Церкви к кремации касается исключительно христиан. Остальные имеют право желать какого угодно способа погребения своего тела – а их очень много, и некоторые весьма причудливы. Другое дело, что в стране с преобладанием христианской традиции этот вопрос имеет огромную важность. Впрочем, речь не только о традиции христианской: из четырёх традиционных религий России лишь буддисты признают кремацию, а мусульмане и иудеи настроены против неё ещё резче, чем христиане.
Кремация прочно связывается с язычеством, хотя это не совсем правильно: и до крещения ингумация (то есть захоронение в почве) практиковалась среди восточных славян. Но в любом случае кремация была распространена очень широко. Яркое описание подобных похорон вождя русов, сопровождавшихся различными шокирующими обрядами, оставил арабский землепроходец и писатель X века Ахмад ибн Фадлан. С другой стороны, и после крещения, судя по «Повести временных лет», кремация существовала в некоторых регионах Руси. Впрочем, как и другие языческие формы погребений.
– У историков принято оценивать степень и сроки христианизации того или иного региона именно по тому, как находятся останки людей. У древних славян было «модно» класть труп в выдолбленную лодочку или на плот и сплавлять по реке. Кстати, с этим потом, в последующих веках, связано то, что в традициях русской Церкви было не отпевать утопленников. Потому что если тело находят в реке, то в течение нескольких веков после Крещения Руси была велика вероятность, что человек на самом деле был не христианин, – рассказывает Андрей Кураев.
Языческое отношение к погребению хорошо иллюстрирует место из книги ибн Фадлана, где после сожжения знатного руса один из его приближённых сказал мусульманскому путешественнику: «Вы, арабы, глупы… вы берёте самого любимого вами из людей и самого уважаемого вами и оставляете его в прахе, и едят его насекомые и черви, а мы сжигаем его во мгновение ока, так что он немедленно и тотчас входит в рай». В противоположность этому христианское понимание погребения опирается на Библию. «Захоронение тела в земле, а также в высеченных в камне гробах или пещерах соответствует вере Церкви в то, что наступит день всеобщего воскресения, когда «земля извергнет мертвецов» (Ис. 26:19) и «посеянное в тлении восстанет в нетлении» (1 Кор. 15:42). «Дотоле же возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7), – говорит слово Божие», – отмечается в принятом Синодом документе.
– Христианское погребение – когда человек лежит в земле, как в своей постели. Это христианская норма. И Синод совершенно не собирается её пересматривать. Если кому-то жалко выделить землю под кладбище и хочется торговать землёй, это уже проблемы этих людей, коммерсантов, в том числе от государства. То есть ответ на вопрос о погребении простой: христианин не должен для себя выбирать кремацию, – говорит Андрей Кураев. – У человека должно быть право выбора, но хотя бы своим людям, христианам, Церковь говорит: «Вы не должны выбирать сожжение для дорогого вам усопшего человека». Если же бывают ситуации, когда людям навязывают, вот упёрлись рогом, говорят, что нет другого выхода или погребение стоит каких-то безумных денег, каких у семьи просто нет, тогда люди вынуждены идти на кремацию. В таком случае нужно хотя бы добиваться не бетонирования в стене, в колумбарии, а погребения в земле урны или высыпания её в землю. Потому что всё-таки мир культуры – это мир символов. И символ здесь – положить прах в землю в надежде новой весны, новой Пасхи.
Христианское погребение – когда человек лежит в земле, как в своей постели. Это христианская норма. И Синод совершенно не собирается её пересматривать. Если кому-то жалко выделить землю под кладбище и хочется торговать землёй, это уже проблемы этих людей, коммерсантов, в том числе от государства. То есть ответ на вопрос о погребении простой: христианин не должен для себя выбирать кремацию.
Андрей Кураев, протодиакон
а как у них?
«Телу нужно оказывать уважение»
Запрещённая ещё в 785 году Карлом Великим кремация возродилась во второй половине XVIII века, когда в Европе стал ощущаться недостаток земли. С тех пор она становилась всё более популярной. Католическая церковь её, конечно, не одобряла, но вынуждена была с ней считаться. В современном каноническом праве Католической церкви сказано: «Церковь настоятельно рекомендует соблюдать благочестивый обычай погребения тел усопших. Однако не запрещается и кремация, если только её не предпочли по причинам, противным христианскому вероучению». Впрочем, категорически запрещается отпевание в том месте, где кремация происходит. Оставляет право без христианского погребения и тех, кто завещал предать своё тело огню «по мотивам, противным христианской вере».
Негативно католики настроены и по отношению к другим альтернативным ингумации методам погребения. Например, растворению человеческих трупов с помощью химических реактивов (ресомация).
– Я не думаю, что это соответствует взглядам Церкви, призывающей уважать человеческое тело, – говорит Чарльз Шиклуна, викарный епископ Мальтийской епархии. – Как только человека крестят, его телу нужно оказывать уважение, которого оно заслуживает до смерти.
Впрочем, епископ подчеркнул, что его мнение пока не является официальной позицией Католической церкви.
Недавно кремация была официально разрешена в православной Греции. Несмотря на то что разрешение оснащено многими ограничениями, оно тут же вызвало резкую реакцию Элладской православной церкви (ЭПЦ). Синод ЭПЦ объявил, что церковное погребение и заупокойное поминовение не могут совершаться в отношении тех лиц, которые сами приняли решение о своей посмертной кремации. Синодальная энциклика квалифицирует обряд кремации как «неуважение и отсутствие внимания по отношению к телу человека». «Кремация тела не соответствует практике и традиции Церкви по богословским, каноническим и антропологическим причинам», – утверждают греческие архиереи.
Однако в Греции традиционное погребение не всегда означает, что покойника просто кладут в землю. Из-за недостатка земли тело часто выкапывают через несколько лет. Очищенные от плоти кости складывают в оссуарий (специальный ларец), который ставят в семейной усыпальнице. Это древний обряд, существовавший ещё в дохристианской Палестине, и Церковью он вполне одобряется.
Иногда представители Церкви выражают своё отрицательное отношение к кремации нестандартными методами. Недавно в православной Румынии священник Романской и Бакэуской архиепископии Гавриил Раду-Иким за свой счёт похоронил покойников, брошенных в морге.
– Я узнал, что бакэуский морг переполнен. Более того, в одном из холодильников возникла неисправность и он уже не морозил. Температура там была около плюс двух. Я вызвался помочь и похоронить все трупы по-христиански, снабдив их всем необходимым, – говорит батюшка. – В морге лежало 13 покойников, но, когда мы начали эту работу, троих из них забрали семьи. Я похоронил десятерых.
Если бы не помощь отца Гавриила, усопшие были бы сожжены.
тем временем…
Необычные способы погребения
Вопрос о способе захоронения для России с её огромными земельными ресурсами стоит далеко не столь остро, как, скажем, для Европы, где свободных земель всё меньше и традиционные похороны стоят неимоверно дорого. Причём цены на них всё время повышаются. Почему там и настолько велик интерес к альтернативным способам похорон, среди которых не только кремация.
Деревья с ДНК человека
Одна английская компания предлагает услугу «Живые мемориалы», или «Трансгенные надгробия», в рамках которой вносит ДНК заказчика в ДНК дерева. С внутренней поверхности щеки покойного делается соскоб, из которого выделяется образец ДНК. Затем из полученной ДНК выделяется нужная генетическая единица и внедряется в клетку яблочного семечка, из которого в лабораторных условиях выращивают саженец.
Прах в фейерверке
Прах умершего размещается внутри фейерверка, который затем выстреливается в небо и взрывается сверкающими огнями.
Картина прахом
После кремации пепел смешивается с краской, и этой смесью пишется картина. Подобным образом можно сделать скульптуру, украшение и многое другое.
Захоронение в рифе
Пепел смешивается с цементом, и из этой смеси вылепливаются искусственные рифы. Одним из известнейших подводных мавзолеев является риф «Нептун Мемориал» в штате Флорида (США).
Мечта о бессмертии
Крионика – процесс низкотемпературного сохранения тел людей и животных. Большинство людей прибегают к криоконсервации в надежде, что в будущем технология сможет вернуть им жизнь и здоровье. Правда, за возможность воскрешения придётся выложить солидную сумму – от 80 до 250 тысяч долларов.
Висящие гробы
Подобные погребальные обычаи известны в Китае, Индонезии и на Филиппинах. Подвесные гробы крепятся на отвесных скалах.
Похоронные деревья
Среди индонезийцев острова Бали, в племенах австралийских аборигенов и североамериканских индейцев был распространён обычай помещать трупы на деревья. В культуре индейцев трупы размещались на деревянных помостах, на которых они подвергались воздействию природной среды и постепенно гнили и разлагались. На первом этапе ритуала труп оставляли на возвышении, а затем покрывали его листьями и ветками, пока плоть не сгнивала. На втором этапе, когда оставались только кости, они окрашивались в красный цвет и оставлялись.
Мемориальные алмазы
Мемориальные алмазы создаются из волос или кремированных останков умерших. При использовании волос их образцы подвергают процессу извлечения углерода. При использовании пепла углерод получают в газообразном виде. Затем из углерода с помощью обычных методов синтезируют алмазы.
«Небесные захоронения» и «башни молчания»
«Небесные захоронения» – тибетская практика. Тело умершего выбрасывают в определённом месте на съедение диким животным. Также является традиционным способом захоронения у приверженцев зороастризма. По зороастрийским канонам труп не должен осквернять землю, огонь и воду. Потому тела покойных складываются на вершине круглого здания, известного как дахма или «башня молчания». Его крыша делится на три кольца, где трупы мужчин располагаются на внешнем кольце, женщин – на втором, а детей – в центре. Через год кости, объеденные хищными птицами и животными, собираются в яму, которую засыпают известью.
Современная пирамида
В Германии обсуждается идея построения гигантской пирамиды для захоронения праха усопших. Усыпальница в виде пирамиды могла бы стать кладбищем огромной вместительности. Пирамиду предполагается возвести в открытом поле неподалёку от города Дессау. В каждом её цементном блоке будет храниться урна с прахом и даже небольшими вещами покойного.
Стул смерти
Ритуал похорон ифугао (народа на севере филиппинского острова Лусон) зависел от ранга умершего в обществе. Труп находился в сидячем положении на этом стуле около двух недель для знатных людей и два-три дня для простолюдинов. После этого останки переносились в место захоронения возле горы и помещались в сидячем положении, после чего засыпались камнями и скалами.
Эндоканнибализм
Это поедание плоти покойных из своего сообщества. Эндоканнибализм был когда-то широко распространён по всему миру. В новое время есть сообщения, что он практиковался у некоторых примитивных этносов, например, в Южной Америке. До сих пор там сохранился пережиток этого обычая: в племени яномами употребляют в пищу перетёртый прах умерших родственников, сожжённых на погребальном костре, смешивая его с банановой кашей.
Самостоятельная мумификация
В префектуре Ямагата в Северной Японии находятся несколько десятков мумифицированных трупов монахов буддистской секты Сингон, известных как сокусинбутсу. Особыми аскетическими методами они довели себя до смерти с дальнейшей мумификацией. Сегодня практика сокусинбутсу запрещена.
Павел Виноградов, редактор отдела социальных проблем «НВ». Фото Елены Игнатьевой