Станцуйте мне финал!
На этой неделе определились финалисты обоих европейских кубков. И в Лиге чемпионов, и в Лиге Европы вновь будут испанцы. В прошлом году финал Лиги чемпионов в Лиссабоне вообще стал домашним для Мадрида – играли столичные испанские «Реал» и «Атлетико». Теперь Берлин увидит битву каталонской «Барселоны» и туринского «Ювентуса». А в Варшаве, где разыграют финал Лиги Европы, украинский «Днепр» встретится с обидчицей «Зенита» испанской «Севильей» – прошлогодней победительницей этого турнира.
Я сочувствую поклонникам немецкого, английского и прочих европейских футболов, но совершенно неискренне, если правду сказать. Потому что люблю испанский футбол и никакой другой не признаю. Испанцы не пытаются играть в шахматы с мячом, потакая высоколобым любителям статистики, тактических схем и прочей математической ерунды, делающей футбол скучным и предсказуемым, как победа «Баварии» в бундеслиге. Ни про «Реал», ни про «Барселону», не говоря уже о менее именитых командах, нельзя сказать, что они – машина по забиванию голов. Испанцы даже в самых своих скучных матчах (а они, увы, случаются) напоминают не спортсменов – танцоров. В лучших играх – танцоров фламенко. В самых драматичных – тореадоров на корриде, которая тоже, в сущности, танец, пусть и жестокий.
Испанский футбол – это не результат изнурительной работы, изматывающих тренировок, монотонного оттачивания каких-то действий до совершенства. То есть, конечно, всё это есть, но, как в любом искусстве, скрыто от посторонних. Ибо зрителю совершенно не нужно видеть, сколько краски и эскизов испортил Рембрандт, когда рисовал «Ночной дозор», или сколько пота пролила Диана Вишнёва, репетируя свою Жизель. Испанцы играют в футбол вдохновенно, страстно, не скрывая слёз, гнева, разочарования, торжества, не сдерживая победного крика.
Неудивительно, что на испанские стадионы ходит так много женщин, что так много испанских женщин играют в футбол. Что женщины пишут в испанской прессе о футболе наравне с мужчинами и даже комментируют матчи. И уж хоть поверьте, хоть проверьте: когда испанские комментаторы ведут свой репортаж, кажется, что ты смотришь по телевизору как минимум финал чемпионата мира. А ведь ничего особенного они при этом не говорят! Как и наши, сообщают, у кого в данный момент мяч, какой игрок куда переместился, кто пробил и куда. Всё дело в эмоциях, всё дело в драматургии репортажа.
А ещё испанцы не страдают комплексом неполноценности. В «Реале» играет всего один мадридец – Икер Касильяс, но поклонникам Королевского клуба и в голову не придёт заявлять, что за такую команду они болеть на станут – там нет питерских, пардон, мадридских мальчишек. Напротив, они уверены, что Королевский клуб, как корона, должен иметь только самые драгоценные камни, неважно, где их добыли – в Испании, Англии, Франции или Латинской Америке. Самомнение испанцев столь велико, что они уверены: именно в их чемпионате зажигаются и гаснут звёзды. И истории бразильца Кака, похоронившего свою карьеру в «Реале», или колумбийца Фалькао, которого носили на руках в мадридском «Атлетико», но который так и не добился большего за пределами Испании, лишние тому примеры.
Испанцы вообще не ставят под сомнение тот факт, что их чемпионат – лучший в мире. В отличие от нас, вечно посыпающих голову пеплом, вечно прибедняющихся, вечно всем недовольных. Возможно, поэтому испанцы играют в Лиге чемпионов и Лиге Европы. И, надеюсь, выиграют оба турнира.
Ирина Ляхова, заместитель главного редактора «НВ»