Смотреть нелегко – забыть невозможно
Фавориты 68-го Каннского фестиваля: на кого и почему стоит обратить внимание
Стильная и моложавая Джейн Фонда стала одной из первых обладательниц приза Women in Motion
Первые награды Каннского фестиваля уже вручены. Это произошло на торжественном ужине, где присутствовали Изабель Юппер, Клаудиа Кардинале, Софи Марсо, Бенисио дель Торо и ещё множество мегазвёзд всего мира. Президент фестиваля Тьерри Фремо и Франсуа-Анри Пино, крупный бизнесмен и муж красавицы Сальмы Хайек, сыгравшей в конкурсной фантасмагории «Сказка сказок» Маттео Гарроне, объявили имена первых обладательниц призов Women in Motion.
Ими стали Джейн Фонда – ослепительно стильная и моложавая, которой невозможно дать её 77 лет, а также американский продюсер Меган Эллисон. Вспомнили и о заслугах недавно ушедшей из жизни Оливии де Хэвилленд, сыгравшей в легендарных «Унесённых ветром»: пятьдесят лет назад она была первой актрисой – председателем жюри Каннского фестиваля, которое обычно возглавляли мужчины. Отныне женщины, чей вклад в кино неоспорим, будут ежегодно получать эти призы.
Что касается лауреатов основного конкурса Каннского фестиваля, чьи имена будут известны через несколько дней, то можно предположить, что успех ожидает актрис Кейт Бланшетт и Маргериту Буй, режиссёров Нанни Моретти, Хирокадзу Корэ-эда, Тодда Хейнса и дебютанта Ласло Немеша за шокирующий, страшный и, безусловно, мощный фильм «Сын Саула».
Ласло Немеш – ученик классика венгерского кино Белы Тарра, на двух его фильмах он работал ассистентом. Лучшим кинопроизведением о войне Ласло считает «Иди и смотри» Элема Климова. «Сын Саула» – фильм о Холокосте. Действие происходит в концлагере Аушвиц-Биркенау (Освенцим) в 1944 году. Его содержание – чудовищные будни машины уничтожения людей. Сюжет – о том, как еврей Саул, вынужденный работать в зондеркоманде, обслуживающей газовые камеры, пытается вывезти из лагеря труп юноши, которого считает своим сыном, чтобы похоронить его согласно мирным законам и правилам. Одержимость Саула сродни помешательству. Но это единственное, что позволяет ему называться человеком, когда кругом настоящий, невыдуманный ад.
Известный киновед Андрей Плахов сравнил воздействие «Сына Саула» с масштабной фреской великого Алексея Германа «Трудно быть богом». И в самом деле – это кино, которое смотреть нелегко, почти невыносимо, однако забыть его невозможно.
Нанни Моретти, неоднократный участник Каннского фестиваля, обладатель «Золотой пальмовой ветви» за трогающую до слёз семейную драму «Комната сына», снял в каком-то смысле продолжение той давней истории. Если прежде речь шла о гибели юноши, то в фильме «Моя мать» – об умирающей матери. Маргерита Буй играет кинорежиссёра (она альтер-эго самого Моретти), которая во время съёмок узнаёт, что её матери осталось жить совсем немного. Удивительно, как искусно Нанни Моретти балансирует на грани света и тьмы, тонко сочетая драму ухода с позитивом жизни. Не давая своей истории скатиться в слезливость, Моретти умеет одновременно растрогать зрителей и дать возможность понимания и приятия естественного хода вещей.
Японец Хирокадзу Корэ-эда в трогательной истории «Наша маленькая сестрёнка» также сумел передать ощущение гармонии жизни, которое возникает вопреки трудным обстоятельствам семейной жизни героев. Три юные сестры внезапно обретают новую сестричку, она досталась им «в наследство» от беспутного, рано умершего отца. Из этого сюжета в других руках могла бы возникнуть тяжёлая драма, у Корэ-эда получилась история поисков равновесия и умения понять другого человека, найти в новом родстве источник сил и вдохновения, чтобы жизнь продолжалась и приносила радость.
Наиболее совершенным и кинематографически изысканным по единодушным оценкам критиков и журналистов получился стилизованный под 1950-е годы фильм Тодда Хейнса «Кэрол» – экранизация широко известного в Европе и Америке, до сих пор непереведённого на русский романа Патриции Хайсмит «Цена соли».
Роскошна новая работа Кейт Бланшетт, наделённой внешностью и повадками кинодивы в духе Греты Гарбо и Марлен Дитрих. В роли Кэрол – богатой и несчастливой в семейной жизни холёной дамы, которую внезапно привлекает и увлекает юная свежесть случайно встреченной девушки (Руни Мара), она действительно великолепна. Сложность в том, что фильм Хейнса уже успели окрестить «Аделью для взрослых», и вряд ли жюри под руководством братьев Коэнов захочет повторить решение Стивена Спилберга, два года назад наградившего «Жизнь Адель».
С другой стороны, звёздная карьера Джулианны Мур, прошлогодней обладательницы приза за лучшую женскую роль в «Звёздной карте», которая в этом году вошла в жюри, в своё время началась с фильма Тодда Хейнса «Безопасность». Она уж точно отдаст свой голос в пользу «Кэрол».
Впрочем, не будем гадать. 24 мая станут известны итоги.
Ольга Галицкая, кинокритик. Фото AFP