В Каннах разразился скандал
Каннский фестиваль объявил призёров. Хотя Россия в этом году не была представлена в основных программах, без наград всё же не осталась.
В конкурсе киношкол в тройку лучших вошла ученица известного режиссёра-документалиста Марины Разбежкиной – Мария Гуськова с получасовым фильмом «Возвращение Эркина» о человеке, который после тюрьмы пытается вернуться к нормальной жизни. В главном конкурсе в лидеры вышла Франция.
Французы счастливы. По итогам Канн-2015 их кинематограф стал лучшим. Из пяти фильмов, попавших в конкурс, победили три.
«Золотая пальмовая ветвь» – у Жака Одиара за остросюжетный фильм «Дипан» о жестокой войне с преступностью в городах Франции, которую объявил криминалу тамильский борец за свободу.
Лучший артист – Венсан Линдон за роль честного и ответственного охранника в супермаркете в социальной драме Стефана Бризе «Закон рынка».
Половину приза за лучшую женскую роль по непонятным причинам сумела заполучить средняя актриса Эмманюэль Берко, сыгравшая в картине Майвенн ле Беско «Мой король». Режиссёрская работа Берко «С высоко поднятой головой» открывала фестиваль. Критики в ярости. Решение жюри называют худшим в истории Каннского фестиваля и даже «невиданным позорищем».
Президенты жюри – братья Коэны, известные своим неподражаемым юмором и умением высмеивать жизненный абсурд, сумели всех удивить. Но их судейскую
команду мировая пресса раскритиковала в пух и прах. Вспомнили, что Софи Марсо бросила среднюю школу в 13 лет и больше никогда не училась. Что вундеркинд Ксавье Долан, любимчик Каннского фестиваля, не получил кинообразования. И даже, по его собственному признанию, не видел ни одного фильма кумира киноманов Педро Альмодовара, с которым его постоянно сравнивают. Не вызывают доверия и суждения малоизвестной певицы, непонятно зачем включённой в состав жюри. Любимая актриса Альмодовара Росси де Пальма тоже явно не страдает избытком интеллекта.
Тем не менее некоторые яркие фильмы, которые, по общему мнению, были фаворитами фестиваля, всё-таки отмечены призами, пусть и несколько странными.
Вторая половина награды за лучшую женскую роль ушла очаровательной Руни Мара, сыгравшей подругу Кэрол в одноимённом фильме. А её блистательная партнёрша Кейт Бланшетт, которой все прочили награду, осталась без каннских золотых веточек. Однако можно не сомневаться, что ей предстоит оскаровская номинация, а может быть, и сам «Оскар».
Ласло Немеш, лидер рейтинга мировой кинопрессы, получил приз ФИПРЕССИ и Гран-при. Его дебютный фильм о Холокосте «Сын Саула» поразил всех.
Приз жюри достался греческому режиссёру Йоргосу Лантимосу за блистательную, лихо сочинённую провокационную антиутопию «Лобстер».
Медитативный «Убийца» тайского кудесника Хоу Сяосяня, где исключительное мастерство изображения сочетается с максимально зашифрованным сюжетом, удостоен приза за лучшую режиссуру.
Увы, крупно не повезло итальянскому кино. Великолепная «Молодость» Паоло Соррентино и трогательная «Моя мать» Нанни Моретти, встреченные восторженными аплодисментами и щедрыми похвалами, не нашли никакого отклика у каннского жюри.
На волне обсуждения и осуждения каннских наград опять появились мнения, что интерес каннского фестиваля резко сдвинулся в сторону медийных лиц в ущерб интересам искусства. Говорят и о том, что в жюри необходимо включать кинокритиков и кинооператоров, к их суждениям склонны прислушиваться режиссёры, это избавляет их от абсурдных решений.
Параллельно просочились слухи, что дирекция Каннского фестиваля всерьёз намеревается в будущем показывать фильмы аккредитованной прессе не до официальных премьер, а после. Так как после разгромных рецензий на некоторые фильмы, отобранные в конкурс и другие программы, резко падали продажи билетов.
Коммерция важнее искусства.
Ольга Галицкая. Фото AFP