«Не бойтесь мечтать и рисковать!»
Звезда Голливуда Джордж Клуни советует никогда не терять оптимизма и веры в себя и своих близких
Джордж Клуни уверяет, что редко снимается в футуристической драме. Однако свежая картина «Земля будущего» от «Диснея» для него – намного больше, чем просто фантастика. Его герой в этом фильме – забытый гений, прописавшийся на обочине цивилизации. И, признаться, глядя на экран, в актёре почти не угадать звезду сериала «Скорая помощь» доктора Дуга Росса, как не узнать и глянцевого нахала Дэнни Оушена из трилогии «… друзей Оушена». Откуда же она – грусть-тоска в потухших глазах некогда пылкого юноши, отправленного в ссылку из мира футуристических технологий? Джордж Клуни убеждён: в каждом из нас есть и растерявшийся пессимист, и мечтательный оптимист. Дорогу в «прекрасное далёко» осилит идущий…
– Джордж, расскажите, как кинофантастика вошла в вашу жизнь и насколько вам в этом жанре комфортно?
– Вошла легко, как и любой другой жанр, у меня нет предубеждений в этом плане. Важен ведь не способ, но суть экранизации. Фантастика в кино – удивительный, я бы даже сказал, уникальный жанр, помогающий персонажу раскрыться, оставаясь обычным человеком. Так было, помнится, в яркой, убедительной драме «Гравитация», где всё предельно честно и просто, но в то же время каждый кадр, сценарий в целом – сплошная выдумка. В кинофильме «Земля будущего» фантастики определённо будет больше, чем в «Гравитации», но и здесь граница вымысла и жизненных реалий основательно размыта. Фантастики тут много: появляются всякие гаджеты, раскрывается некая иная реальность, где в небо взмывают остроконечные шпили зданий из стекла и стали, летающие поезда…
Но сам человек – с его слабостями, старым добрым тщеславием – это навсегда. Это как в шекспировских драмах, только с переносом, как в случае с «Гравитацией», в открытый космос, а в случае с новой диснеевской фантастикой – в некую параллельную реальность. Ведь кто по своей сути персонаж Хью Лори – помести его в обыденность, без гаджетов и небоскрёбов? Да он таковым и останется: некий условный вождь, внушающий ужас своим подчинённым! Он мелок и тщедушен, и каждый его поступок продиктован страхом – перед самим собой, перед другими. А кто мой персонаж? Тут всё настолько жизненно, что мне, например, и напрягаться не пришлось, чтоб выдумать своего героя, как-то сочинить его жизнь, поступки. Эдакий отшельник с ярко выраженным эго забытого гения. Похожих персонажей в той или иной форме я пережил на экране множество. Одинокий волк, человек не от мира сего, весь в себе. Обиженный на окружающую жизнь мальчишка с сединой в бороде и потухшим взором. Он нашпиговал – на радость киноману – свой дом забавными защитными устройствами, но сам внутренне остался глубоко беззащитным и несчастным человеком…
– Вы так живописно характеризуете своего персонажа, что возникает ощущение, будто психологически вы и ваш герой схожи…
– Я бы не стал так утверждать. Нет, точки соприкосновения есть, и их множество, но любой герой, каким бы документально искренним он ни выдался, остаётся маской, лишь игрой, полётом мысли. Мы, поверьте, разные люди. Кто будет судить по моему персонажу обо мне как о живом и реальном человеке, тот глубоко ошибётся. Это всё равно что судить обо мне по трилогии про друзей Оушена, где я максимально реалистичен, там почти нет разницы между мной и моим героем…. И в то же время – какой из меня грабитель казино, помилуйте! Так и здесь, в случае с картиной «Земля будущего» и моим персонажем в ней.
Внутренний мир моего героя мне близок и понятен. При этом разница между нами носит глубинный характер. Но у нас есть нечто общее, и это общность психологического свойства. И я могу медлить с принятием тех или иных решений, и мой персонаж будто бы из робкого десятка. И мне порой нужен мощный толчок извне, чтобы жизнь вокруг меня завертелась, забурлила, и мой персонаж таков. Если бы на его пороге не появилась искромётная девица с претензией на успех, кто знает, что послужило бы для него толчком к возвращению в иной, красивый, фантастический мир? Вот тут мы с моим героем схожи. Наверное, нам всем нужен стимул, чтоб совершить нечто путное.
– То есть при всей внешней фантастической атрибутивности этот фильм о сути человеческих отношений?
– Он насквозь человечный. Здесь фантастика – вспомогательный механизм, который позволяет нам с вами, обычным людям, раскрыться. Не скрою, она, со всеми гаджетами красивого и солнечного будущего, здесь смотрится вполне убедительно и привлекательно, в такое будущее захочет – прямо сквозь киноэкран – шагнуть каждый, кто посмотрит наш фильм. Но оттого хрупкость мира никуда не делась, эта проблема лишь обострилась. Мой персонаж – эдакий Икар с обломанными крыльями, но с мечтой вновь покорить небо, как этого он хотел много-много лет назад, будучи мальчишкой. Когда меня спрашивают, о чём эта история, мне кажется, она о поиске себя, о пытливом уме его внезапной помощницы, о чуде человеческого гения, способного с необыкновенной лёгкостью либо спасти цивилизацию, либо её уничтожить. И красивая картинка будущего – изящная декорация, иллюстрация взаимодействия человеческих пороков и добродетели.
– Ваш персонаж Фрэнк в картине «Земля будущего» является нам в разных временных и возрастных периодах: он здесь и юноша, пылкий, восторженный гений, изобретатель «реактивного заплечного ранца», и уже человек в зрелом возрасте (как раз эту роль исполняете вы), прошедший огонь, воду и медные трубы. Каким он вам ближе – пылким юношей со взором горящим или же циничным гением с пустыми глазами и голограммой собаки на газоне?
– О, да, голограмма собаки перед домом моего персонажа – удивительная находка сценаристов. Что касается фантастической составляющей, здесь весь съёмочный коллектив поработал на славу. У них вся фантастическая начинка вышла самобытной и убедительной, броской и добротной одновременно. Когда я посмотрел весь фильм, смонтированный от начала и до конца, как обычный зритель, меня поразил уровень технологии в этой ленте. И ведь, казалось бы, чем можно потрясти теперешнего зрителя в плане новаций? Но при этом такие занятные детали, как в случае с голограммой собаки перед фасадом дома, весьма привлекательно смотрятся. Или же космический корабль, вмонтированный в основание Эйфелевой башни: мол, не случайно она там «выросла»… Всё по уму, всё невероятно и восхитительно. Что касается героя фильма – да, он там в двух временных периодах появляется: ребёнок, юный гений, и возрастной персонаж, которого играю я.
Полагаю, эти два портрета моего героя – словно отражение всего замысла фильма, его послание зрителю. Хочешь жить, как в том, красивом заоблачном мире с летающими поездами и броскими домами, похожими на мачты корабля, – пожалуйста, вливайся в этот мир! Мой же постаревший герой – это день сегодняшний, его мировоззрение – мировоззрение безрадостного человека, забросившего свою жизнь на полку в пыльном чулане. Разумеется, мне куда привлекательнее тот юноша, что на своих хрупких плечах привнёс в этот мир тяжеленный реактивный ранец. Он готов таскать его, лишь бы доказать – себе, другим, что всё возможно! А вот мой герой, он мне... понятен. Нравиться он мне не может, как не может нравиться отражение в зеркале (оно вообще редко кому нравится). Если у него и остался какой ранец, какая ноша, то эта ноша куда тяжелее реактивного ранца...
– Однако тут важен момент преломления, преодоления себя вашим героем, момент переживания, перерастания его в иного человека, способного стряхнуть серость будней и вернуться в тот лучший мир, где поезда, машины, дома – невероятные...
– Полагаю, в том и кроется выигрышный момент моего образа – это сложный и внутренне противоречивый человек. Когда говорят, что протагонист – простак, а вот киношный негодяй или же антагонист – гений экрана, я бы поспорил с таким утверждением. И своим персонажем в картине «Земля будущего» доказываю обратное. Он живёт на линии морального разлома. И мне подобное близко, я такое уже играл, проживал. Иногда мне казалось, что никакой игры, актёрства как такового и нет в этом фильме. В каждом из нас сидит такой вот изгой – и не важно, выгнал ли его какой злодей из мира красивых технологий и остроконечных домов с летающими машинами, или же он сам себя загнал в мир переживаний, забвения и самоуничижения. Такое случается с каждым. Иногда кажется: всё, вот ещё фильм – и конец съёмкам и кино вообще в жизни. Но нет, слышится жизнеутверждающая трель телефонного звонка, и ты понимаешь: есть ещё лучик надежды, есть ещё заряд оптимизма, ты ещё нужен, востребован.
Так и мой герой в картине «Земля будущего». Он словно отшельник, впавший в моральное оцепенение, и прежняя жизнь для него – предмет для тяжких воспоминаний. Но находится человек, способный вернуть его к жизни, вдохнуть в него надежду, оптимизм. В том, кстати, и кроется суть всего фильма – поведать зрителю, что будущее не всегда предопределено, мы в силах изменить его в лучшую сторону, но также рискуем и разрушить его своими негативными мыслями. Поэтому я желаю каждому человеку не терять оптимизма и веры в себя и своих близких. Не бойтесь мечтать и рисковать, тогда вас будет ждать светлое и счастливое будущее!
Беседовал Дмитрий Московский. Редакция выражает благодарность Walt Disney Sony Pictures Releasing CIS за помощь в организации интервью