Общество

«В Галактике нет цивилизаций нашего уровня развития»

30 май

Астроном Георгий Гончаров утверждает: если в галактическом пространстве и есть наши братья по разуму, то старшие, которым мы просто неинтересны

Название непосредственного места работы ведущего научного сотрудника Пулковской обсерватории Георгия Гончарова звучит так, словно оно взято из научно-фантастического романа, – лаборатория динамики Галактики отдела небесной механики и динамической астрономии. Но лаборатория эта находится в структуре Главной астрономической обсерватории РАН, и её сотрудники занимаются самыми что ни на есть реальными задачами.

В интервью корреспонденту «НВ» Георгий ГОНЧАРОВ без фантастических прикрас рассказывает, что необходимо для зарождения жизни на планете, почему не стоит осваивать ближний космос и почему мы не можем найти инопланетян.

– Последние находки американского марсохода Curiosity будоражат воображение. Можно ли расценивать их как доказательство того, что на Марсе некогда существовала цивилизация?

– Эта история началась ещё в 1970-е годы, когда один из зондов увидел на Марсе человеческое лицо. Сейчас там находят камни и скалы, напоминающие то скелет ящерицы, то голову динозавра. На Земле тоже есть объекты, очень похожие на человеческие сооружения. Но когда учёные их исследовали, в 99 процентах случаев это оказывались вещи природного происхождения. На Марсе та же ситуация. Человеческий разум устроен так, что в формах, созданных природой, он видит искусственные объекты. Небольшой процент вероятности существования древней цивилизации, которая могла оставить на Марсе артефакты, всё-таки существует, но её следы пока не найдены.

Не исключено, что такой артефакт обнаружит кто-нибудь из читателей вашей газеты, если станет участником соответствующего проекта гражданской науки. В интернете выложены миллионы фотографий поверхности Марса, сделанные космическими аппаратами. Для того чтобы их изучать, не требуется ничего, кроме желания и усидчивости. А ещё в том же интернете – опять-таки по фотографиям, выполненным космическими телескопами, – можно искать далёкие галактики, сигналы внеземных цивилизаций, особые звёзды, экзопланеты… Десять миллионов человек уже участвуют в проектах гражданской науки. Найти сайты этих проектов просто. Правда, в основном они англоязычные, но есть проекты и на русском языке, и даже сайты для детей.

– Как вы оцениваете вероятность того, что на Энцеладе, спутнике Сатурна, будет обнаружена жизнь?

– Вода в космосе встречается почти повсюду в твёрдом и газообразном состоянии, но нигде в космосе жидкая вода пока не найдена. Наличие такой воды – это почти гарантия существования жизни. Почти все крупные спутники Солнечной системы состоят в основном изо льда. Энцелад покрыт ледяным панцирем, над которым поднимается туман из водяного пара, и, возможно, в его недрах скоро обнаружат воду, а возможно, и жизнь. Вполне вероятно, на этом спутнике Сатурна есть нечто похожее на подлёдные озёра у нас в Антарктиде. Напомню: на Земле жизнь зародилась в течение считаных миллионов лет после того, как планета остыла и на ней появилась жидкая вода.

– Не случайно учёные сейчас так интересуются кометами и астероидами…

– Некоторые из них очень тёмные. И при этом имеют низкую плотность воды и льда – меньше 1 грамма на кубический сантиметр. Значит, эти объекты либо очень пористые, либо состоят из пушистого снега. Твёрдых веществ такой плотности во Вселенной немного – это прежде всего вода, аммиак и метан. Учёные сейчас пытаются доказать, что эти три вещества встречаются во Вселенной довольно часто. До исследований Солнечной системы считалось, что метан может создаваться почти исключительно живыми организмами. А потом в космосе обнаружили огромное количество метана. Многие кометы и карликовые планеты тоже покрыты органическими веществами.

– Как вы относитесь к теории о том, что кометы – переносчики жизни во Вселенной?

– Жизнь не очень нуждается в переносчиках. Если природа создаёт воду и органические вещества, то в этих условиях в считаные миллионы лет возникают живые организмы. Им нет смысла перебираться с одной планеты на другую. В последние десятилетия неравновесная термодинамика достаточно продвинулась, чтобы предложить конкретные пути химической эволюции. И доказала, что возникновение живых организмов является одним из этапов такой эволюции. Для этого не требуется вмешательства ни комет, ни инопланетян.

– А что требуется для возникновения разума?

– Разум на Земле возник благодаря очень серьёзным конфликтам. Они существуют до сих пор, но человечество предпочитает их игнорировать. Процесс возникновения разума досконально изложен в книге Чарльза Дарвина 140 лет тому назад. Но никто, кого я знаю, не удосужился прочитать 700 страниц этого научного труда. Люди не хотят признавать очевидный путь возникновения разума – им этот путь не нравится.

– Если жизнь в космосе зарождается в сходных условиях, значит, на экзопланетах могут жить разумные существа, похожие на нас?

– Пока это только теория, но представители всех наук говорят, что в подходящих условиях должна быстро возникнуть органическая жизнь. Затем в результате эволюции появятся разумные существа. Кстати, мы много знаем об инопланетянах. Радио для общения с ними на Земле существует уже более 60 лет. Но наша цивилизация так быстро меняется, что, вероятно, ещё через полвека она уже не захочет контакта. Период развития разума, который мы называем цивилизацией, находящейся на том же уровне, что и мы, измеряется десятилетиями, при оптимистичном взгляде – столетиями. Если мы проведём расчёты по формуле Дрейка (формула для вычисления числа внеземных цивилизаций), то получится, что мы – единственная цивилизация на этом уровне развития в нашей Галактике.

Скорость света конечна. Если мы хотим общаться с другими цивилизациями, мы должны находиться от них на расстоянии сигнала, идущего за меньший период времени, чем тот, пока мы остаёмся современной цивилизацией. Допустим, в течение ста лет мы остаёмся такими и тогда можем искать братьев по разуму на расстоянии 50 световых лет от нас, а это очень мало. Если стандартная космология верна, это тоже понижает шансы встретить разум на том же уровне развития.

– Неужели учёные хотят лишить человечество прекрасной надежды на встречу с братьями по разуму?

– Американские индейцы тоже надеялись на встречу с добрыми бледнолицыми пришельцами, но мы знаем, чем это для них закончилось. Любая встреча двух разумов при современном уровне развития земной цивилизации закончится конфликтом. Людям лучше надеяться на то, что никаких инопланетян во Вселенной нет. Любая развитая цивилизация, нуждающаяся в ресурсах, конечно, наложит лапу на такую планету, как Земля. Оптимистичных вариантов два: либо инопланетян не существует, либо они не нуждаются в ресурсах. А если им не нужны ресурсы, то они не нуждаются и в общении с нами.

– Кстати, о ресурсах. Почему темпы освоения космоса, и в первую очередь Солнечной системы, не соответствуют тем, которые были предсказаны фантастами?

– Человечество сейчас затормаживается в своём развитии. Двигатель развития человечества – конфликты. Во время Второй мировой войны было сделано очень много открытий, человечество полвека пожинало их плоды. Потом люди долго прилагали усилия к тому, чтобы уменьшить количество конфликтов. Поэтому запас научных открытий уже исчерпывается.

Когда фантасты писали об освоении человечеством Солнечной системы, их вдохновляла идея использовать этот мощный источник ресурсов. В последние годы пришло осознание того, что нельзя потреблять космические ресурсы, оставаясь на Земле. При их потреблении на планете образуется дополнительная энергия и отходы, а это приведёт к катастрофическим изменениям климата и окружающей среды. Чтобы потреблять космические ресурсы, надо жить в космосе и адаптироваться к радиации. Но люди, прожив в космосе пять лет, уже не смогут жить на Земле – у них изменится организм.

– Значит, освоение планет Солнечной системы фактически не имеет смысла?

– Проблема в том, что человечество продолжает наращивать потребление ресурсов. Если это продолжится такими темпами, то к концу XXI века нам надо будет «перемалывать» по планете в год! Кроме того, через несколько столетий распространение человечества и «перемалывание» планет будут ограничены скоростью света. Поскольку человечество осознало, что уровень потребления уже сейчас нужно сокращать, нет смысла осваивать ресурсы в космосе. Индия и Китай, у которых мало природных ресурсов, запускают космические аппараты на Луну и Марс. В России ресурсов много, поэтому никаких космических аппаратов к планетам она не запускает со времён СССР.

Если допустить, что во Вселенной существуют иные цивилизации, то выживают только те из них, которые вовремя осознают, что надо сокращать потребление. Все цивилизации, которые на столетие старше, опытнее и мудрее нашей, должны были ограничить потребление ресурсов. Это означает, что исчезают внешние проявления этой цивилизации – она не шумит в радиодиапазоне, не создаёт источников света, не меняет планеты. Из этого следует, что мы вряд ли найдём инопланетян: они потребляют так мало ресурсов, что никак не проявляются. Это всё равно что слону искать очень тихих мышат, которые к тому же пытаются от этого слона спрятаться.

Учёные прослушали тысячи звёзд, похожих на Солнце, и никаких шумящих в гигагерцевом диапазоне планет не обнаружили. Эти исследования подтвердили гипотезу: разумных существ, находящихся на нашем уровне развития, в нашей Галактике нет.

Беседовала Наталья Григорьева. Ри­су­нок Оль­ги Бы­стро­вой