Профессиональные жалобщики против Общественного совета
Петербуржцы, недовольные работой полиции, получили возможность высказать все свои претензии в адрес правоохранительных структур
Председатель Общественного совета ректор СПбГУ Николай Кропачев старался призывать участников встречи к конструктивному диалогу
Посредниками пришлось стать членам Общественного совета при Главном управлении МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Обмен мнениями проходил в медиа-центре Балтийской медиа-группы. Результаты эксперимента оказались неоднозначными, но поучительными: и силовикам, и обычным гражданам нужно, как выяснилось, учиться культуре общения.
Встреча членов Общественного совета с теми, кого принято называть «жалобщиками», была действительно экспериментальной. До этого совет, куда входят несколько десятков известных петербуржцев: руководители вузов, редакторы крупных СМИ, религиозные лидеры, главы общественных объединений, юристы, врачи, артисты, не собирался в полном составе для того, чтобы выслушать чьи-то устные заявления. Есть почтовый и электронный адреса, по которым принимаются письма граждан, личный приём тоже проводится – на юридическом факультете Санкт-Петербургского госуниверситета (это инициатива ректора СПбГУ – председателя Общественного совета Николая Кропачева). Тем не менее какими-то жёсткими регламентами совет не связан и сам выбирает форму работы.
Почему решено было устроить встречу в формате «лицом к лицу»? С одной стороны – на этом настаивала группа людей, считающих себя пострадавшими от действий или бездействия полиции. Большинство из них уже обращались в совет раньше, некоторые не по одному разу, но их дела оказались достаточно сложными, быстро разобраться в них не удалось, и это вызвало у пожилых петербуржцев ещё более сильное недовольство.
– Мы все сначала действовали поодиночке, но познакомились друг с другом, когда ходили на приёмы в совет, в прокуратуру и в другие инстанции. Сначала несколько человек стали помогать друг другу, а потом к нам постепенно присоединились остальные – сработало «сарафанное радио». Сейчас нас 13 человек, – объяснила, как образовалась их группа, одна из пенсионерок, пришедшая на встречу в медиа-центре БМГ, – Мария Тимошенко.
Ситуация накалялась, обиженные пенсионеры вели себя всё более эмоционально, в конце концов они собрались устроить у приёмной Общественного совета пикет. И тогда работающие там юристы предложили им ещё раз попробовать выяснить всё мирным путём, проведя общую встречу, на которой каждый из них сможет рассказать, на что жалуется.
– Они приехали к нам с плакатами, потребовали, чтобы мы их выслушали, и мы сказали, что, разумеется, выслушаем всех, но не на улице, где никто никого толком не услышит, а в спокойной обстановке, где всем будет удобно, – рассказала член Общественного совета преподаватель юрфака СПбГУ Елена Доброхотова.
С другой стороны, членам совета тоже хотелось вживую пообщаться с людьми, которые, по их словам, по много лет добиваются правды и никак не могут её найти. Общение получилось запоминающимся.
– Мы у края пропасти! – с ходу, без предисловия начала своё выступление пенсионерка Татьяна Фёдоровна Г. (фамилию не публикуем по этическим соображениям. – Прим. ред.). – Следственный комитет и ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области не работают. В N-ском районе области (название опускаем) преступная группа из 28 человек оформляет липовые документы на недвижимость. У меня изъяли дачу родителей – 24 сотки, неправильно оформив документы на наследство!
Из дальнейшего выступления обиженной пенсионерки выяснилось, что полицейский главк и СК шлют по поводу её участка отписки, адвокаты только тянут из людей деньги и ничего не делают, в общем, не исключено, что все они – «члены преступного сообщества»…
Выступление Татьяны Фёдоровны мы даём в заметно смягчённом виде, потому как воспроизводить многие звучавшие обвинения просто не имеем права.
Далее члены Общественного совета узнали – от другой пострадавшей – о «преступном бездействии начальника ГУ МВД» и о разгуле бандитизма в городе, доказательством чему, по мнению заявителя, является сложная обстановка в коммунальной квартире, в которой она проживает. Также женщина сообщила о том, что ей угрожали «карательной психиатрией». А именно – когда она в очередной раз вызвала наряд полиции, те приехали, выслушали и сказали, что ей лечиться надо. Ещё одна участница – тоже ветеран коммунальной квартиры и многодетная мать. Она поведала, что город выделил ей, как очереднице, квартиру, которую она, разумеется, отдала детям, сама же осталась в коммуналке, чтобы продолжать числиться нуждающейся. А её взяли и сняли с очереди, хотя у неё ещё дочка без квартиры и самой ей надоело жить в коммуналке. Из ещё одной «квартирной» жалобы члены Общественного совета узнали, что один из строительных трестов города занимается геноцидом своих бывших работников.
Впрочем, это цветочки. Очередной выступающий, заявив для начала, что Общественный совет, к которому он апеллирует, нужно распустить, поведал и вовсе жуткие вещи: о секретном кладбище, вблизи которого его знакомые нашли отрезанную голову, о том, что в Петербурге регулярно пропадают люди – в газетах ведь печатают объявления о розыске. А поскольку исчезают и молодые, не исключено, что их используют «на органы».
Мы пересказываем эти жалобы без всякой иронии. Потому что у многих из этих людей действительно когда-то были нарушены их права. Многие истории тянутся ещё с 1990-х годов. У кого-то они связаны с квартирами, которые были потеряны в результате махинаций, с очередью на бесплатное жильё. Ещё несколько человек, живущие в коммуналках, жалуются на плохое поведение соседей: те, по словам пенсионеров, в буквальном смысле пытаются выжить их из квартиры, запугивают их самих и их родственников, а иногда и распускают руки. А одна из пришедших на круглый стол женщин, Вера Рубан, рассказала и вовсе абсурдный случай: её перепутали с умершим в 1992 году сыном, вписав в свидетельство о смерти не его, а её имя. Теперь ей приходится доказывать, что она жива и имеет право на пенсию, – но оформить все подтверждающие это документы почему-то тоже оказалось невозможно. Во всяком случае, добиться этого у Веры Матвеевны не получилось до сих пор.
Хотя жалобы многих участников встречи в медиацентре звучали абсурдно, но, возможно, лишь потому, что вместо реальной помощи и защиты, вместо квалифицированных разъяснений в случаях, когда их претензии были необоснованными, они годами получали отговорки, отписки, нередко нарывались на грубость полиции, обман со стороны адвокатов. Когда такое повторяется раз за разом, это не улучшает характер. Люди, пришедшие на встречу, уже мало кому верят, заранее во всём разочарованы и заранее настроены агрессивно. Возникает замкнутый круг: на приёмах в ГУ МВД, в прокуратуре и других инстанциях жалобщики вместо того, чтобы спокойно поделиться своими бедами, сразу обвиняют руководство полицейского главка, Следственного комитета и прокуратуры в совершении тяжких преступлений. Ответная реакция правоохранителей вполне предсказуема: или формальное обещание разобраться, или совет пойти полечиться. Что в итоге приводит к ещё большим обидам людей.
Проблема понятна, но вот что с ней делать? Председатель Общественного совета ректор СПбГУ Николай Кропачев старался призывать участников встречи к конструктивному диалогу:
– Мы готовы вас выслушать. Но говорите по делу, пожалуйста, излагайте конкретные факты – мы только тогда сможем вам помочь, если вы нам тоже чуть-чуть поможете.
Пытался остудить страсти заместитель главы совета – президент Торгово-промышленной палаты Петербурга Владимир Катенёв.
– Мы проверим всё, что вы сказали, но имейте в виду: если это неправда, получится, что вы обвинили людей в преступлении, – предупреждал он тех, кто говорил о «сговоре всего начальства МВД с преступниками и мошенниками». – Нельзя никого ни в чём обвинять без доказательств!
Однако собравшимся обиженным гражданам явно нравился именно такой формат: они – всех обвиняют, а «начальство» (хотя члены Общественного совета таковым не являются) вынуждено их слушать и пытаться вникнуть в суть вопросов.
Кончилось всё тем, что члены Общественного совета приняли у пенсионеров заявления, а тех, кто не успел написать их перед встречей, попросили принести их в ближайшие дни. Кроме того, Николай Кропачев заверил их, что они могут прийти в совет ещё раз, теперь уже по одному, и рассказать о своих случаях более подробно – делиться своими проблемами во время круглого стола оказалось не очень удобно, а некоторым и вовсе не хватило на это времени.
Как видно по приведённым выше разговорам, проблемы с обиженными гражданами лежат не только в юридической области, но и в сфере коммуникаций, то есть умения говорить и слушать. С одной стороны – сотрудники полиции, как до этого и милиции, не блещут манерами. Когда от человека, который считает себя пострадавшим, отделываются фразами: «Разберёмся! Не положено! Не мешайте работать! Жалуйтесь куда хотите!», то даже у самого спокойного могут не выдержать нервы.
С другой – многим жалобщикам со стажем нравится выступать в роли неких народных прокуроров, обличителей, и они не хотят отказываться от этой роли, даже если это мешает удовлетворению их жалоб.
Какого-то очевидного решения этой проблемы нет. Возможно, нужно больше психологов во всех службах, которые работают с заявлениями граждан (СПбГУ, в котором есть целый факультет психологии, готов помочь). Нужна психологическая подготовка и курсы хороших манер и для сотрудников полиции. В голливудских фильмах любят показывать, как полицейские, выслушивая претензии американской пенсионерки, вежливо ей козыряют, повторяя каждую минуту: да, мэм, обязательно, мэм, мы непременно найдём вашу кошку. В жизни там, конечно, не такая идиллия, но полиция старается соблюдать некие стандарты общения с гражданами.
Вежливость, конечно, не отменяет необходимости рассматривать все заявления граждан по существу, но заметно упрощает этот процесс. Общественный совет ещё вернётся к этой теме. А жалобы и заявления участников встречи в медиа-центре БМГ будут ещё раз рассмотрены в юристами приёмной совета и переданы для решения вопросов в суды, структуры полиции и других правоохранительных служб.
Владимир Новиков, Татьяна Алексеева. Фото Алексея Лощилова