Все дома в сад?
Жилые здания для сотрудников Верховного суда предлагается разместить на территории судебного квартала на Петроградской стороне, пожертвовав прибрежным садом
Буквально на днях «НВ» со ссылкой на автора проекта Максима Атаянца сообщало, что никакого жилья в составе комплекса Верховного суда на проспекте Добролюбова, 14, не будет («Судебный квартал представили на суд» от 5 июня 2015 года). Как вдруг Управление делами президента объявило конкурс на аудит размещения жилых зданий по этому адресу. Быть ли обещанному прибрежному саду, разбирался корреспондент «НВ».
Разместить служебное жильё для сотрудников Верховного суда на этой территории предполагалось изначально. Такое требование было заложено в исходные данные архитектурного конкурса на лучший проект судебного комплекса, который прошёл в 2013 году на сайте Президентской библиотеки. Однако со временем под напором профессионального сообщества петербургских проектировщиков от жилых зданий решили отказаться. Управление делами президента пообещало найти и купить у девелоперов другие земельные участки, вне проспекта Добролюбова.
Максим Атаянц, победитель конкурса, взамен предложил разбить сад. Архитектор сознательно использовал именно этот термин, поскольку для Петербурга, по его мнению, характерны именно прибрежные сады, а не парки (можно вспомнить Летний, Румянцевский, Адмиралтейский сады). Его планировали разбить сразу за зданием Театра танца Бориса Эйфмана и закрыть таким образом культурное учреждение от Малой Невы.
В мае, выступая на «градозащитных вечерах» в Библиотеке имени Маяковского, Максим Атаянц во всеуслышание подтвердил, что никаких жилых домов в составе проекта не будет, а само строительство стартует в июне. Там же он презентовал окончательные визуализации – с прибрежным садом и обращённым в него Театром танца Бориса Эйфмана.
Однако на днях строительная дирекция Управления делами президента объявила конкурс на «публичный технологический и ценовой аудит инвестиционного проекта по объекту «Жилые дома… для сотрудников аппарата Верховного суда РФ и судебного департамента при Верховном суде РФ» по адресу: город Санкт-Петербург, проспект Добролюбова, дом 14». В документе говорится, что предполагается возвести 800 с лишним служебных квартир и столько же мест для парковки. Этажность и количество зданий не оговариваются.
По информации Управделами, квартиры будут предоставляться сотрудникам суда на время их работы, а после увольнения, соответственно, забираться. Также там пояснили, что за прошедшие полтора года Смольный не нашёл адекватных участков для размещения жилья вне судебного комплекса. Впрочем, это было ясно с самого начала, потому что все «вкусные» наделы давным-давно распроданы, о чём и говорил в 2013 году губернатор Георгий Полтавченко. И именно поэтому чиновники Управделами обратились к девелоперам. Говорят, переговоры велись с владельцами земель на Петровском острове (его основной застройщик – компания «Ховард», известная по скандальному проекту чересчур высокого элитарного дома в переулке Джамбула), но, получается, они не увенчались успехом.
Сам Максим Атаянц считает преждевременным хоронить идею сада. По его словам, этот конкурс чисто технический, он необходим законодательно, так как без него федеральная казна не выделит денег.
– Поскольку жилые дома где-то так или иначе строить надо, то заказчик сейчас просто оценивает экономические варианты их размещения где-то на других площадках или компактно в рамках судебного квартала. То есть окончательное решение пока не принято, – пояснил Атаянц.
Собственно, по этой причине пока архитектор не планирует приступать к корректировке проекта. Как Атаянц признался корреспонденту «НВ», он ещё даже не размышлял на тему площадки для домов и не может однозначно говорить, что они появятся именно вместо обещанного театрального сада.
Председатель отделения Всероссийского общества охраны памятников Петроградского района Людмила Семыкина видит в новом повороте «манипулирование общественным мнением». Ведь петербуржцев сначала порадовали обещанием разбить сад (а десятки тысяч петербуржцев, судя по сбору подписей, хотели отдать квартал под парк), а затем на финальной стадии от зелени отказались. Более того, у Семыкиной появилось недоверие к инициаторам судебного квартала. Ведь и второй «подарок» для горожан – общедоступная пешеходная озеленённая набережная Малой Невы – может не сбыться. Градозащитница напомнила, что на Крестовском острове ради создания коттеджного посёлка для судей Конституционного суда Управделами незаконно перекрыло свободный доступ к береговой полосе Малой Невки и реки Крестовки. И не хотелось бы, чтобы эта грустная история повторилась и с судебным кварталом.
Владислав Воробьёв