Страна и мир

Владимир Путин дал российский ответ на санкции Запада

20 июня

Корреспонденты «НВ» продолжают освещать работу Петербургского экономического форума

Владимир Путин констатировал, что экономический кризис в России удалось в целом взять под контроль, и призвал к ускорению модернизации и импортозамещения

 

Второй день Петербургского международного экономического форума был поделён надвое: период до выступления президента РФ Владимира Путина на пленарном заседании и само выступление с последующей дискуссией. Период «до» состоял из обсуждений на панельных сессиях, в ходе которых западные (в том числе американские) бизнесмены констатировали: санкции Запада против РФ не сильно сказались на сотрудничестве в высокотехнологичных отраслях бизнеса – и высказали надежду, что «вскоре они всё-таки будут отменены, главное – до этого дожить».

Но, конечно, главным событием форума было выступление Владимира Путина. Его лейтмотивом стала простая мысль: Россия в ответ на ограничения Запада не намерена закрывать свой рынок и уходить в самоизоляцю, а наоборот, она расширяет свободу для бизнеса, давая ему новые льготы и стимулы. По мнению президента, глубокого кризиса в экономике РФ не произошло, страна уверенно проходит через полосу трудностей, хотя нефть по сравнению с прошлым годом ощутимо подешевела, а ВВП в I квартале сократился более чем на 2 процента. Но государству удалось сохранить контроль над инфляцией, госбюджет устойчив, банковская система адаптировалась к трудностям, стабилизировался курс рубля.

По словам главы государства, сегодня объём Резервного фонда РФ равен 76,25 миллиарда долларов, ситуация в экономике стабильна, безработица зафиксировалась на уровне 5,8 процента. А затем, вопреки прогнозам скептиков, Владимир Путин заговорил как раз о системных реформах – он пообещал снижение административной нагрузки на малый и средний бизнес. Глава РФ констатировал: страна стремится к тому, чтобы создать предсказуемые условия для ведения бизнеса, – это мораторий на изменение налогов, амнистия капиталов, налоговые каникулы и всевозможные льготы для предпринимателей. Одной из главных новостей, озвученных президентом, стало решение правительства зафиксировать налоговые ставки на четыре года…

Ключевым заявлением российского лидера стало следующее.

– На внешние ограничения мы отвечаем не закрытием экономики. Мы отвечаем на это расширением свободы, повышением открытости России! И это не лозунг – это содержание нашей реальной политики, той работы, которую мы ведём по созданию условий для бизнеса, по поиску новых партнёров и открытию новых рынков, участию в реализации крупнейших интеграционных проектов, – заявил он, вызвав бурные аплодисменты зала.

В конце концов, не секрет, что в зале было немало людей, которые втайне опасались сценария, при котором российские власти в ответ на беспрестанные ограничения и недружественные шаги Запада дадут симметричный ответ. Однако эти ожидания, к счастью, не оправдались – и у крупных инвесторов явно отлегло от сердца.

По словам Путина, Россия будет создавать предсказуемые условия для инвесторов.

– Наша позиция заключается в том, чтобы создать максимально свободные, предсказуемые, благоприятные условия и возможности для инвесторов, для того чтобы вкладывать в Россию было выгодно, – сказал глава государства.

Теперь обратим взгляд на другие события второго дня форума. Одной из самых интересных встреч, к которой было приковано внимание участников, стала дискуссия в рамках «Валдайского клуба». На ней, помимо первого вице-премьера правительства Игоря Шувалова, собрались представители европейской элиты, ещё недавно занимавшие ключевые позиции в формировании политики ЕС, – экс-президент Чехии Вацлав Клаус, бывший премьер-министр Франции Франсуа Фийон, а также экс-глава МИД Италии Франко Фраттини.

Речь француза, можно сказать, стала ударной – просто в силу того, что он высказал всё, о чём так не любят в последнее время говорить европейцы. Фийон предложил собравшимся подумать о том, почему интеграция России и остального мира сегодня распадается на глазах, а «Большая восьмёрка» быстро – и без особенных надежд на восстановление – превратилась в «семёрку».

– Я уверен, во многом это произошло из-за того, что в рамках продолжения своей «восточной политики» ЕС не учла ни российской истории, ни её психологии. В итоге мы вновь входим в стадию взаимоизоляции, – констатировал он. – Сегодняшняя ситуация на Украине напрямую противоречит тому, чем ещё недавно мечтала быть Европа. Международное давление, направленное на скорейшее прекращение конфликта на Юго-Востоке Украины, должно быть многократно усилено. А сегодняшняя Россия, на мой взгляд, достаточно сильна, чтобы выстоять в нынешней ситуации, – резюмировал французский экс-премьер.

Миролюбивую позицию европейцев полностью разделял и первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов:

– Программа «Восточного партнёрства» была глубочайшей ошибкой со стороны ЕС, и именно эта риторика привела к тем последствиям, которые мы сейчас наблюдаем на Украине. Тем не менее, несмотря на текущую обстановку, Россия не отказывается от идеи создания «большой Европы от Лиссабона до Владивостока», от формирования общего экономического пространства с Евросоюзом.

Напомнив, что вообще-то внешняя политика – вотчина МИД и Сергея Лаврова, он тем не менее рассказал, как на его глазах менялась позиция Евросоюза в отношении партнёрства с Россией.

Шувалов сообщил, что до 2005 года, когда к управлению Еврокомиссией пришли Жозе Мануэл Баррозу и его команда, Европа намеревалась строить единое с Россией экономическое пространство, была выработана «дорожная карта» по воплощению этой идеи в жизнь. Но при Баррозу в Брюсселе вдруг заговорили о том, что «Европа не может так зависеть от России». Нынешняя же санкционная риторика Запада, по мнению Шувалова, бесперспективна:

– Ставя такие предварительные условия РФ, от нас ничего не добиться. И в любом случае капитал не обманешь – европейцы хотят работать с русскими, а русские – инвестировать в Европу. А значит, бизнесмены из Евразийского и Европейского союза будут требовать от правительств создания общего экономического пространства. Ещё год назад санкции против РФ выглядели солидно, как свежекупленное мороженое. Но теперь оно полежало на солнце и вовсю растекается.

– Неправильно, что политика и экономика сейчас так связаны, потому что в итоге страдают простые люди, россияне и европейцы, – резюмировал Шувалов.

В целом по итогам беседы авторитетные политики пришли к такому выводу: «однополярный мир» уходит в прошлое и без участия Москвы невозможно принятие важнейших решений на мировой арене. А модератор дискуссии, старший партнёр компании «МакКинси» Ермолай Солженицын искренне пожалел, что на дискуссию не позвали ни одного ярого «атлантиста» из европейской элиты. «Вот тогда была бы «движуха», а так получилось какое-то странное единодушие», – констатировал он.

Не менее любопытная беседа состоялась в рамках панельной сессии «Россия – Северная Америка: новые вызовы и новые стратегии сотрудничества». Тон дискуссии задал президент Американской торговой палаты в России Алексис Родзянко – он заявил, что «за год американский бизнес адаптировался к режиму международных санкций», но предложил не оставлять нынешние геополитические проблемы следующему поколению.

– Вторая половина 2014 года прошла в попытках понять, что означают санкции на практике и какие остаются возможности работать в этих условиях. В первом полугодии 2015 года стало окончательно понятно, что бизнес вполне может в них развиваться.

– Что касается наших отношений, то мы видим проблески надежды на улучшение взаимоотношений. Появилось больше понимания того, что необходимо в любых обстоятельствах сохранить деловые связи. Да, официальные лица США не представлены на этом форуме. Но крупные бизнесмены на форуме присутствуют, и это само по себе немало. Наша задача – помочь улучшить инвестиционный климат в РФ. И мы готовы это делать даже более энергично, чем в 2014-м, – заключил Родзянко.

Судя по персоналиям, американские компании и правда в этом году обратили куда меньше внимания на призыв посла США на Украине Джеффри Пайета «проигнорировать Петербургский форум». В президиуме сидели представители многих компаний-«мейджоров» рынка – топ-менеджеры «Кока-Колы», «Марса», «Майкрософт», «Кинросс Голд Корп.» и «Боинга». Их общее мнение ярче всего выразил Сергей Кравченко, глава «Boeing Russia».

– У нас в России запущены программы на общую сумму в 27 миллиардов долларов, и, разумеется, никто не намерен останавливать их из-за того, что вдруг испортился политический климат. Санкции лишают нас главного – стабильности и предсказуемости. Санкции – это просто набор законов, создающих нам помехи. Правительства и России, и Америки должны помнить: наши проекты создают сотни тысяч рабочих мест по обе стороны океана, причём в очень чувствительной, высокотехнологичной отрасли. Мы считаем так: интересы бизнеса и хорошие человеческие взаимоотношения превыше всего! И, думаю, вместе мы переживём этот период и победим! – заявил Кравченко.

Отдельное внимание на ПМЭФ было уделено гостям из Азиатско-Тихоокеанского региона, в котором Россия намерена активно продвигать свои интересы. В ходе дискуссии «Тихоокеанский век: смещение центра на восток» гости из Китая и Австралии сообщили, что «Россия – это единственная страна, которая наряду с США способна воздействовать и на запад, и на восток и является связующим звеном между ними». При этом, по их мнению, поведение России на мировой арене выглядит вполне адекватным, чего нельзя сказать о США.

– У Китая и Соединённых Штатов хорошие отношения. США боятся каких-то потрясений в Азии и хотят избежать возникновения новых проблем. Но если Китай для американцев – прогнозируемая страна, мы играем пассивную роль в отношениях, и Штаты знают, чего от нас ждать, то действия США далеко не всегда понятны и адекватны. И это нас пугает, – признался Ронни Чан, президент Hang Lung Properties.

Он отметил также, что в Америке «нет свободы слова», а глупые выводы не владеющих ситуацией людей, опубликованные однажды, спустя некоторое время почему-то становятся фактами.

– Мы уже давно не слышим от Америки ничего разумного. У Штатов слишком много денег, они не думают о новой стратегии развития мира, а также о том, как откликнутся их слова в будущем. Они думают лишь о решении текущих проблем, которые более дальновидная страна решала бы ещё на подлёте, – добавил Чан.

Более миролюбиво был настроен экс-премьер Австралии Кевин Радд, который предложил «не ссориться и строить мосты».

– Искусство наводить мосты нужно перенести в отношения между странами и людьми. Мы пытаемся понять, как видят мир Азия, Россия, США, и хотим собрать этот пазл воедино, – сказал он.

Политики и бизнесмены, собравшиеся на теледебатах, посвящённых структурным реформам в России, обсудили, как лучше бороться с кризисом и какой толчок необходим российской экономике для начала нового роста. Министр финансов РФ Антон Силуанов считает, что для успешной борьбы с кризисом стране остро необходимы крупные иностранные инвестиции. А для их привлечения государство собирается в числе прочего использовать облигации, привязанные к уровню инфляции.

– Нам нужен рост, основанный на инвестициях. Мы приведём в порядок финансовую систему, а вслед за ней подтянется и экономика, – пообещал министр и добавил, что потерпеть придётся ещё около года.

 

Владимир Путин: «Прежде всего мы хотим обеспечить рост нашей экономики»

 

Иван Максимов, Софья Иваненко. Фо­то Алексея Дружинина / ТАСС
Курс ЦБ
Курс Доллара США
91.78
0.234 (-0.25%)
Курс Евро
98.03
0.692 (-0.71%)
Погода
Сегодня,
30 апреля
вторник
+12
Слабый дождь
01 май
среда
+11
Облачно
02 май
четверг
+10
Облачно