Город

Фонтан – не фонтан?

27 июня

Эксперты считают, что в ходе реставрации петергофских фонтанов разрушаются подлинные конструкции XVIII–XIX веков


Так Марлинский каскад выглядел полтора месяца назад – реставрация идёт полным ходом



А это – фото каскада 2006 года

 

 


Петербургское отделение Всероссийского общества охраны памятников (ВООПИиК) всерьёз обеспокоено работами, которые ведутся на территории садово-паркового ансамбля Петергофа. По мнению защитников культурного наследия, во время реставрации Менажерных фонтанов и Марлинского каскада уничтожаются элементы памятников Петровской эпохи, а новые не имеют ничего общего с историческими. Соответствующие письма уже отправлены в региональное управление Министерства культуры и городской комитет по охране памятников (КГИОП).

«У экспертного и градозащитного сообщества нет достоверной информации о происходящем. Нам неизвестно, согласованы ли проекты реставрации петергофских фонтанов и ведётся ли за работами должный надзор, проведена ли консервация основания памятников, сохраняются ли демонтированные подлинные фрагменты, была ли подготовлена и согласована историко-культурная экспертиза и представлена ли она в интернете, как того требует федеральный закон № 73», – говорится в письме.

Первыми тревогу забили сотрудники петербургского комитета ИКОМОС – Международного совета по памятникам и достопримечательным местам. К ним, в свою очередь, обратился Александр Кречмер – историк архитектуры и специалист по дворцово-парковому строительству Петровской эпохи, бывший специалист КГИОП.

– Я был на празднике открытия фонтанов 16 мая и ужаснулся, – говорит Александр. – Дело в том, что строительные конструкции и каменная отделка фонтанов и каскадов относительно хорошо сохранились после Великой Отечественной войны. Большие изменения произошли в 1970-х годах. Сегодня же вместо предполагаемой реставрации фактически ведётся новое строительство! В Марлинском каскаде из исторического осталась лишь мраморная облицовка XVIII века, знаменитый пудожский камень заменяется полированным серым гранитом. Во-первых, памятник архитектуры может быть заменён копией только при полной его утрате. Во-вторых, если при реконструкции исторические материалы заменяются не аналогичными, а изменяющими вид объекта, то о хорошем качестве новодела не может быть и речи. Результат таких работ – суррогат!

При этом специалист проводит параллель между Петергофом и скандальной реставрацией Летнего сада: там подлинные фонтаны находятся на глубине метра под землёй, а наверху были созданы новоделы.

– В Летнем саду предположительное восстановление фонтанов можно допустить, – считает Александр Кречмер. – Основной целью работ там было воссоздать первоначальную планировочную структуру, вернув неотъемлемые части регулярного сада Петра Великого. Если в Летнем саду фонтаны построены над подлинными основаниями, защищёнными песчаными подушками, то в Петергофе новое строительство ведётся на исторических местах и отметках, что недопустимо.

Вообще история вокруг реставрации фонтанов в Петергофе – памятнике федерального значения – получается почти мистической. Экспертному сообществу о ней почти ничего не известно – даже хронологические рамки чётко выставить не получается, поскольку работы идут поэтапно на протяжении последних лет. Однако, по словам заместителя председателя петербургского ВООПИиК Александра Кононова, таких грубых нарушений раньше не было.

– Этот проект не обсуждался вообще, не выносился на Совет по культурному наследию, – поясняет Александр Александрович. – Кто ведёт работы, есть ли разрешения – мы не знаем. Поэтому, собственно, мы и направили запросы в госорганы.

Тем временем, по имеющейся информации, никакой историко-культурной экспертизы через экспертный отдел ведомства не проходило, единственное, что было согласовано, – исторические справки по объектам.

Неужели возможно, чтобы работы с памятником такого уровня проходили без согласования? Увы, подтверждают эксперты, возможно. Такие случаи уже были, например на Миллионной, 10.

– Я надеюсь, что здесь согласованный проект существует, – отмечает Александр Кононов. – Но, во-первых, это процедура многоступенчатая. Согласованный проект ещё не разрешение на производство работ. Может быть нарушение какой-то стадии. Или на практике строительные решения могут отличаться от принятых на бумаге. Хочется всё это понять. Я не исключаю, что всё это безобразие происходит по согласованному уполномоченным органом проекту. Тогда пусть так честно и скажут.

«НВ» обратилось за разъяснениями в ГМЗ «Петергоф». Однако там ответили, что директор Елена Кальницкая находится в отъезде, и в её отсутствие комментировать ситуацию не стали. Правда, обещали дать ответ по возвращении начальницы – на следующей неделе. КГИОП и управление Минкультуры по СЗФО на письма ВООПИиК тоже пока никак не отреагировали. Между тем с тех пор, как история стала достоянием общественности, прошло уже больше месяца, в течение которого работы продолжались.

 

 

 



Нижний парк.

 

Внизу – Западный Менажерный фонтан до реставрации, вверху – во время. 

По данным специалистов, для отделки бортов фонтанных чаш используются гранитные плиты, что искажает вид памятника, меняет его архитектурный образ 

 

Анастасия Ложко. Фото Александра Кречмера
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
25 ноября
понедельник
+1
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+3
Слабый дождь