Фонтан – не фонтан?
Эксперты считают, что в ходе реставрации петергофских фонтанов разрушаются подлинные конструкции XVIII–XIX веков
Так Марлинский каскад выглядел полтора месяца назад – реставрация идёт полным ходом
Петербургское отделение Всероссийского общества охраны памятников (ВООПИиК) всерьёз обеспокоено работами, которые ведутся на территории садово-паркового ансамбля Петергофа. По мнению защитников культурного наследия, во время реставрации Менажерных фонтанов и Марлинского каскада уничтожаются элементы памятников Петровской эпохи, а новые не имеют ничего общего с историческими. Соответствующие письма уже отправлены в региональное управление Министерства культуры и городской комитет по охране памятников (КГИОП).
«У экспертного и градозащитного сообщества нет достоверной информации о происходящем. Нам неизвестно, согласованы ли проекты реставрации петергофских фонтанов и ведётся ли за работами должный надзор, проведена ли консервация основания памятников, сохраняются ли демонтированные подлинные фрагменты, была ли подготовлена и согласована историко-культурная экспертиза и представлена ли она в интернете, как того требует федеральный закон № 73», – говорится в письме.
Первыми тревогу забили сотрудники петербургского комитета ИКОМОС – Международного совета по памятникам и достопримечательным местам. К ним, в свою очередь, обратился Александр Кречмер – историк архитектуры и специалист по дворцово-парковому строительству Петровской эпохи, бывший специалист КГИОП.
– Я был на празднике открытия фонтанов 16 мая и ужаснулся, – говорит Александр. – Дело в том, что строительные конструкции и каменная отделка фонтанов и каскадов относительно хорошо сохранились после Великой Отечественной войны. Большие изменения произошли в 1970-х годах. Сегодня же вместо предполагаемой реставрации фактически ведётся новое строительство! В Марлинском каскаде из исторического осталась лишь мраморная облицовка XVIII века, знаменитый пудожский камень заменяется полированным серым гранитом. Во-первых, памятник архитектуры может быть заменён копией только при полной его утрате. Во-вторых, если при реконструкции исторические материалы заменяются не аналогичными, а изменяющими вид объекта, то о хорошем качестве новодела не может быть и речи. Результат таких работ – суррогат!
При этом специалист проводит параллель между Петергофом и скандальной реставрацией Летнего сада: там подлинные фонтаны находятся на глубине метра под землёй, а наверху были созданы новоделы.
– В Летнем саду предположительное восстановление фонтанов можно допустить, – считает Александр Кречмер. – Основной целью работ там было воссоздать первоначальную планировочную структуру, вернув неотъемлемые части регулярного сада Петра Великого. Если в Летнем саду фонтаны построены над подлинными основаниями, защищёнными песчаными подушками, то в Петергофе новое строительство ведётся на исторических местах и отметках, что недопустимо.
Вообще история вокруг реставрации фонтанов в Петергофе – памятнике федерального значения – получается почти мистической. Экспертному сообществу о ней почти ничего не известно – даже хронологические рамки чётко выставить не получается, поскольку работы идут поэтапно на протяжении последних лет. Однако, по словам заместителя председателя петербургского ВООПИиК Александра Кононова, таких грубых нарушений раньше не было.
– Этот проект не обсуждался вообще, не выносился на Совет по культурному наследию, – поясняет Александр Александрович. – Кто ведёт работы, есть ли разрешения – мы не знаем. Поэтому, собственно, мы и направили запросы в госорганы.
Тем временем, по имеющейся информации, никакой историко-культурной экспертизы через экспертный отдел ведомства не проходило, единственное, что было согласовано, – исторические справки по объектам.
Неужели возможно, чтобы работы с памятником такого уровня проходили без согласования? Увы, подтверждают эксперты, возможно. Такие случаи уже были, например на Миллионной, 10.
– Я надеюсь, что здесь согласованный проект существует, – отмечает Александр Кононов. – Но, во-первых, это процедура многоступенчатая. Согласованный проект ещё не разрешение на производство работ. Может быть нарушение какой-то стадии. Или на практике строительные решения могут отличаться от принятых на бумаге. Хочется всё это понять. Я не исключаю, что всё это безобразие происходит по согласованному уполномоченным органом проекту. Тогда пусть так честно и скажут.
«НВ» обратилось за разъяснениями в ГМЗ «Петергоф». Однако там ответили, что директор Елена Кальницкая находится в отъезде, и в её отсутствие комментировать ситуацию не стали. Правда, обещали дать ответ по возвращении начальницы – на следующей неделе. КГИОП и управление Минкультуры по СЗФО на письма ВООПИиК тоже пока никак не отреагировали. Между тем с тех пор, как история стала достоянием общественности, прошло уже больше месяца, в течение которого работы продолжались.
Нижний парк.
Внизу – Западный Менажерный фонтан до реставрации, вверху – во время.
По данным специалистов, для отделки бортов фонтанных чаш используются гранитные плиты, что искажает вид памятника, меняет его архитектурный образ
Анастасия Ложко. Фото Александра Кречмера