Что это движется там по реке?
«НВ» выясняло, кто виноват в том, что петербургские реки и каналы покрыты плёнкой мазута, илом и прочим мусором
Петербург, по праву считаясь Северной Венецией, сейчас, в разгар лета, казалось бы, должен хвастаться перед туристами своими сказочными видами с реками и каналами. Но вот беда – не получается. Второй месяц Нева, Фонтанка и Мойка покрыты пятнами мазута. Надзорные органы, которые блюдут природную безопасность, пришли к выводу, что виновники – владельцы речных трамвайчиков. Именно они, по версии инспекторов, сбрасывают так называемые льяльные воды, то есть загрязнённые нефтепродуктами (например, мазутом или маслом).
А происходит это потому, что часть речной воды, которая используется для работы судовых установок, попадает в производственные помещения кораблика, где смешивается с различными веществами. Сбрасывать льяльные воды не запрещено, но они должны быть очищены. Так, Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов допускает сброс нефтесодержащих трюмных вод, очищенных до нормы 15 миллиграммов на литр.
В Петербурге для очистки жидкости существуют специальные станции. Они стоят, например, у причалов на Малой Невке и Фонтанке. К слову, эти установки за май и июнь выкачали из речных трамвайчиков 27 тонн нефтеводяной смеси.
Но проблема в том, что не все судовладельцы заключили договоры на утилизацию. А может, кто-то подходит к делу прагматично: мол, солью мазут в реку – никто не заметит. И расчёт нарушителей оправдывается: чиновники же сетуют, что поймать нарушителей не получается. В комитете по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности разводят руками: чтобы оштрафовать, нужно увидеть, как человек сливает жидкость. Иначе доказать, что нефтяное пятно принадлежит именно ему, а не кому-то ещё, невозможно.
Но эти случаи, по мнению экологов, – капля в море. Главный вред экологии невской акватории наносят заводы, которые сбрасывают промышленные жидкостные отходы. Отряды «Гринписа» ежегодно фиксируют одни и те же нарушения из одних и тех же труб, но воз и ныне там. Наиболее загрязнённой рекой по-прежнему остаётся Охта.
Этот беспредел не оставляет равнодушными и простых петербуржцев. Эколог-любитель Александр Анисенков постоянно выкладывает в социальных сетях фотографии всё новых и новых нарушений. Например, едва ли не каждые выходные в Обводный канал сливают нефть. Причём исключением не стал даже недавний День России. «Любоваться» радужными волнами приходится с Ново-Каменного моста, по которому Лиговский проспект пересекает Обводный канал.
– Я каждый раз звонил 112, мне отвечали, что выехали, доложили в прокуратуру, даже приходили ответы с благодарностью за активную гражданскую позицию. А как сливали, так и сливают! – посетовал Анисенков корреспонденту «НВ». – А ведь найти виновника при минимальном желании элементарно.
И всё же в городском «Водоканале» уверяют: власти всерьёз задались целью избавить город от сточных вод. В апреле завершили прокладывать канализационный коллектор под Адмиралтейской набережной – от Дворцового проезда до Сенатской площади. На этом участке, по данным госпредприятия, насчитывалось шесть так называемых выпусков – труб, вода из которых вливалась в Неву. Отныне стоки станут попадать в новый коллектор, а по нему идти на Центральную станцию аэрации, где пройдут полный цикл очистки.
Да и чиновники не намерены опускать руки и обещают продолжить бороться с осквернителями рек и каналов. Так, в Петербурге планируют изменить законодательство таким образом, чтобы сотрудники комитета по природопользованию самостоятельно могли возбуждать административные дела и штрафовать нарушителей. Пока же специалисты станут ходить в рейды и пытаться очистить каналы от нефтяной плёнки. Конечно, говорят чиновники, это мера временная. Но, как известно, нет ничего более постоянного, чем она.
тем временем…
В Выборгском районе пропал пруд
В Муринском ручье ниже улицы Руставели периодически появляется пена, и она, по словам жителя тех мест Александра Ткачука, «источает более чем неприятный запах». Особого ущерба для природы, правда, пена не представляет – в ходе проверки Росприроднадзором вода оказалась нетоксичной, но в ней в 4,9 раза превышена предельно допустимая концентрация «анионных поверхностно-активных веществ», то есть, грубо говоря, мыла. Но всё-таки «Водоканал» за это штрафовали – по статье «Нарушение правил охраны водных объектов».
В реке Волковке, протекающей вдоль Купчино, по словам местного активиста Павла Швеца, постоянно находят покрышки, там плавает нефть, берега не убираются. А в Выборгском районе один из прудов и вовсе… пропал. Он находился севернее воинского кладбища «Дом лесника», на противоположной от Ферменского пруда стороне улицы Первого Мая. Чиновники комитета по природопользованию предположили, что туда сбросили мусор (например, строительный), а потом засыпали. Но полиция районного УМВД отказала комитету в возбуждении уголовного дела, и недавно пруд просто исключили из государственного водного реестра. Сейчас его «гладь» покрыта подлеском.