Коровы подружились с «Джуно»
Корма на ферме в хозяйстве «Наводово» раздают роботы-пылесосы, а компьютеры следят, как животные поели и сколько дали молока
Сотрудники пресс-службы правительства Архангельской области предложили мне съездить на молочную ферму в деревню Никифоровская Шенкурского района. Я согласился скорее из чувства благодарности: коллеги не раз и не два помогали мне во время командировок в Поморье, предлагали интересные темы и адреса. Но эта поездка изначально не вдохновляла. Переться за 500 километров от областного центра, чтобы посмотреть пусть на автоматизированную, но небольшую молочную ферму в 700 голов… Да в Устьянском районе той же Архангельской области я видел хозяйства и по две тысячи бурёнок! Но поехал – и не пожалел.
Внедорожник нёсся в Шенкурский район часа четыре. И всю дорогу заместитель министра сельского хозяйства региона Евгений Андронов нахваливал крестьянское хозяйство «Наводово» и его владельца Андрея Виткова. Денег у бюджета и особых льгот коммерсант не клянчит, механизировал, вернее, роботизировал два своих коровника, производит молоко такого высокого качества, что Шенкурский молокозавод настойчиво просит Виткова расширить объёмы выпуска.
…По проходу фермы двигался пузатый пылесос, похожий на бочонок с крышкой, и довольно громко гудел. Конечно, не как трансформатор, а как подержанный «жигуль» на холостых оборотах. С каждым проходом аппарат всё дальше отодвигал сено от центра к стойлам, прямо к ноздрям жующих коров. Те ни на гул, издаваемый роботом-пылесосом «Джуно», ни на шум его щёток не реагировали.
– Пугливых бурёнок, шарахавшихся от вида робота и его звуков, мы перевели в коровник, корма в который подаются по старинке, – комментирует владелец фермы Андрей Витков. – Мы отыскали два бэушных итальянских робота «Джуно», которые умеют распределять корма, в интернете. Заплатили за каждый 15 тысяч евро! Они появились у нас в феврале этого года.
Роботы-пылесосы – самый эффектный пример автоматизации крестьянского хозяйства «Наводово», но далеко не единственный. Например, в октябре 2014 года на ферме запустили оборудование для роботизированного доения. Процесс приучения к железным «дояркам» выдался сложным как для молочного стада, так и для работников фермы. Люди поначалу дневали и ночевали в коровнике, помогая животным привыкнуть к роботам. Впрочем, освоились достаточно быстро. А преимуществ у робота много. Металлическая «доярка» не устаёт, по заложенной до секунды программе помоет вымя, полностью высосет молоко из каждой доли вымени. После обслуживания каждой коровы, кстати, робот моется сам. Вот почему в «Наводово» нет проблем со стерильностью и сбытом. Автоматизация фермы повысила жирность наводовского молока, а за продукт высшего сорта и дотации повыше. Правда, они всё равно копеечные: меньше 5 рублей за литр. Но хозяин фермы ни на что не жалуется.
– Мы производим более 9000 литров молока в сутки, – дал справку Андрей Витков. – Их все забирает Шенкурский молочный завод, который находится в нескольких километрах от фермы. Ничего, кроме молока, мы не производим и не собираемся, не планируем пока увеличивать дойное стадо. В ближайших планах развитие собственной кормовой базы, дальнейшая механизация и автоматизация всех процессов. Только после этого я подумаю об увеличении объёмов производства.
…У каждой коровы на шее висят чипы с индивидуальным номером, который дублирует бирка на ушах. Если какая-нибудь бурёнка не пришла на дойку, её номер пульсирует красным светом. Если не съела положенную норму корма – опять загорается красный. Число доек отслеживается автоматически.
– Самым большим плюсом роботизации фермы я считаю исключение из процесса человеческого фактора, – говорит главный зоотехник крестьянского хозяйства «Наводово» Татьяна Панкратова. – Если я на кнопочку нажала и задала корове пять килограммов комбикорма, никто уже не даст ей другую дозу. Ежедневно я вижу, сколько каждая бурёнка дала молока, сколько съела или не съела корма, почему не съела – всё это отслеживается. Есть животные, которые подходят на дойку самостоятельно, но есть и те, кого надо подгонять.
Некоторые корма коровы и тёлки получают в моносмеси, которая готовится в большом миксере. Он смешивает и измельчает сенаж, силос, комбикорм, витаминно-минеральные добавки. Базовый объём моносмеси на сутки – четыре килограмма на голову. Животноводы отмечают, что роботы-дояры позволяют всё контролировать, они не балуются приписками. Появилась прозрачность в показателях надоев и качестве молока, но в автоматизированной дойке есть и свои минусы.
– На роботизированной ферме мы не можем содержать коров столько, сколько на привязи, – комментирует главный зоотехник «Наводово». – И здесь коровы стареют быстрее. Если какая-то захромала – с этой фермы её переводим на соседнюю, где содержится дойное стадо на привязи из 200 голов. Их три раза в день доят люди. А на ферме с роботами должны находиться только здоровые особи. Ведь робот не пропустит в молокопровод бракованный продукт, если в молоке есть хоть капля крови или корова заболела маститом. Огромным минусом беспривязного содержания являются рога, что нередко приводит к травматизму. Спилить рога у взрослой особи – проблема, а у телят – проще простого. 250 нетелей, которые содержатся на соседней ферме, – и все без рогов.
Удивительно, технологическая революция в хозяйстве «Наводово» проведена менее чем за год. Новая технология поставила животноводов перед выбором: осваивать компьютерные программы или уходить. Число крестьян в хозяйстве в 2015 году сократилось почти вдвое, до 22 человек, включая механизаторов и сторожей.
– Сколько у вас зарабатывают люди?
– 1000 рублей в смену, – помедлив, ответил хозяин наводовской фермы.
– А сколько часов длится смена?
На этот вопрос Андрей Витков ответил уклончиво.
прямая речь
Игорь Орлов, губернатор Архангельской области:
–Поморье хоть и находится в зоне рискованного земледелия, но перспективы у нас неплохие. В молочном хозяйстве крепко стоят на ногах компания «Родина» в Устьянском районе, а ферма в деревне Никифоровская Шенкурского района вообще может служить образцом грамотного ведения хозяйства в нынешних непростых экономических условиях. Существует стереотип, что сельское хозяйство можно развивать только на юге нашей области. Это не всегда так. Холмогорская порода коров, например, известна на всю страну, а ведь Холмогоры находятся всего в 90 километрах от Архангельска. Семенной картофель, который в СССР считался лучшим, выращивается там же. В регионе всегда хорошо росли ячмень и рожь, в последние годы фиксируются приличные урожаи овощей закрытого грунта. Пока Поморье обеспечивает себя по мясу на 39 процентов, молоку – на 51, но мы значительно улучшим показатели уже в ближайшие год-два. В прошлом году мы сдали две крупнейшие молочные фермы, одну из которых в Устьянском районе вы видели. В 2015 году началась модернизация крупной агрофирмы «Вельская», в регионе активно развивается племенное животноводство.
Евгений Андронов, заместитель министра агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области:
– Будущее АПК нашего региона за такими крестьянскими хозяйствами, как «Наводово». Вы заметили, что его собственник ни разу не пожаловался на «объективные» причины? Ни на низкую отпускную цену молока, ни на высокие тарифы на электроэнергию, ни на маленькие бюджетные дотации. Андрей Витков руководит своим крестьянским хозяйством практично, технологично, развивает только те направления и процессы, которые позволяют оптимизировать расходы. Да, не всем работникам нравится автоматизация и роботизация в «Наводово». Ведь людей приходится сокращать, а в Архангельской области, особенно в глубинке, проблема трудоустройства является главной. Но, увы, приходится резать по живому. Зато молоко в этом хозяйстве такого качества, что Шенкурский молочный завод привозит его даже в столицу Поморья, почти за 500 километров! А торговые сети охотно его берут, и без всяких поборов. Сейчас в «Наводово» начинают создавать собственную кормовую базу, обновляют механизированный парк. После этого, надеюсь, молочное стадо в хозяйстве начнёт расти. Думаю, что продукция этого крестьянского хозяйства будет пользоваться повышенным спросом Шенкурского молочного завода даже при удвоении, а то и утроении объёма выпуска.
Сергей Тачаев, спецкор «НВ», Архангельск – Петербург