Крымские лагеря наши
Две детские базы на полуострове скоро перейдут в собственность Петербурга, на них с рабочим визитом побывала детский омбудсмен Светлана Агапитова.
Дети из 18-й школы-интерната и центра для детей 10, отдыхающие в лагере «Таврида», в основном жаловались Светлане Агапитовой на разбавленную и невкусную столовскую еду
Крым в этом году стал настоящим местом паломничества петербургских детей. Цифры говорят сами за себя: если в прошлом году в лагеря на полуострове в северной столице было приобретено 1700 путёвок, то в этом – 10 400. Мнение о том, как ребята проводят свои каникулы на базах на побережье, недавно составила и уполномоченный по правам ребёнка в Петербурге. Светлана Агапитова посетила шесть лагерей, в которые направляются дети по социальным путёвкам и воспитанники учреждений для детей-сирот.
«Таврида» и «Дельфин» плывут к Петербургу
Пять лагерей, в которых побывала уполномоченный, расположились в Бахчисарайском районе и Евпатории. Шестым стал образцово показательный «Артек». Последний, по понятным причинам, оставим за скобками данного материала и уделим внимание проблемным лагерям. Ведь, как убедилась петербургский уполномоченный, ложки дёгтя на базах отдыха порой не компенсирует даже такая бочка мёда, как Чёрное море. А к ахиллесовой пяте крымских лагерей, судя по рассказам Агапитовой, можно отнести прежде всего питание и организацию досуга. По условиям проживания базы отдыха на побережье в принципе даже могут сравниться с нашими областными – среди минусов то же отсутствие душа в корпусах, а иногда даже туалетов. Но обо всём по порядку.
Светлана Агапитова привезла из Крыма позитивную новость – сейчас решается вопрос о передаче двух лагерей – «Тавриды» и «Дельфина» – в ведение Петербурга. То есть город, взяв под своё крыло эти две базы, будет обязан довести их до ума и сделать комфортными для юных петербуржцев. Тем интереснее было узнать, что за крымское наследство достанется северной столице. Поэтому остановимся на них подробнее.
Эти два лагеря можно найти на сайте центра оздоровления и отдыха «Молодёжный» (подведомственная комитету по образованию организация, отвечающая за загородный отдых детей). В описании сказано, что оздоровительно-спортивный лагерь «Дельфин», расположенный в Бахчисарайском районе, предоставляет для проживания два жилых корпуса с пятиместными комнатами и удобствами на этаже. Сайт рассказывает о разнообразных спортивных площадках, а также о богатой культурно-развлекательной программе – фестивалях национальных культур, конкурсах, викторинах, спартакиадах и семи кружках на любой вкус... На деле же перед омбудсменом развернулась не столь радужная картина.
Отдыхающие просятся в Ленобласть
На момент приезда Светланы Агапитовой в «Дельфин» не прошло и пяти дней, как сменился директор. Прошлого, пояснили омбудсмену, уволило руководство Крыма за плохую организацию работы.
– С появлением нового директора многое улучшилось, – рассказал «НВ» руководитель пресс-службы УПР в Петербурге Олег Алексеев, который сопровождал Светлану Агапитову в поездке, – появились вожатые из Севастополя и Орла, открылись кружки и даже питание стало получше. Хотя с работой столовой – история отдельная. В «Дельфине» питание обеспечивает некое предприятие «Сбалансированное питание». Отдыхающие здесь ребята из 27-го колпинского Центра для детей-сирот описали свои впечатления от столовой коротко и внятно: «Сок разбавляют водой», «мало мяса и фруктов», «котлета плавает в каше»… Кстати, с жалобами на это предприятие Светлана Агапитова столкнулась не только в «Дельфине»…
По словам сотрудника аппарата, материальная база «Дельфина» оставляет желать лучшего. Корпуса не новые, но добротно построены. Ведь когда-то этот лагерь считался лучшим на побережье. К слову, на территории бывшего лесопитомника он был возведён в 1979 году.
– Кровати и постельное бельё тоже нуждаются в замене, – пояснила пресс-служба уполномоченного. – Туалеты хоть и находятся в корпусах, но выглядят довольно спорно. Это так называемый вокзальный тип – не совсем «дырка», ибо подключён к канализации, но точно не унитаз, так как по технологии использования – всё та же «орлянка»…
Ремонт в корпусах сделан довольно странно. Стены выкрашены примерно на метр от пола, а выше и до потолка – побелка, которая мажется, стоит лишь прикоснуться к стене. Правда, у пачкающихся стен и плохого питания есть ощутимая компенсация. Прямо с балкона открывается сказочный вид на море, за который согласны заплатить многие туристы. И почти каждое утро к пляжу приплывают дельфины, видимо и давшие название лагерю.
Однако, когда Светлана Агапитова разговорилась с ребятами 27-го колпинского центра, выяснилось, что добрая половина готова отказаться от отдыха на море в пользу базы в родной Ленобласти. Стремящиеся уехать даже составили список и попросили уполномоченного посодействовать.
– Конечно, я узнаю о возможности перевести тех, кто хочет в лагеря Ленобласти, но обещать этого не могу, – предупредила ребят Светлана Агапитова. – Что же касается питания и досуга, то надеюсь, что новый директор наведёт порядок. У неё огромный опыт работы в детских лагерях, и думаю, что всё у вас наладится.
В этом же лагере проводят лето воспитанники 167-го центра образования. Девушки, встретившиеся омбудсмену, пожаловались, что в библиотеке практически нет книг на русском языке и на экскурсии их никто не возит. Помимо неутолённого интеллектуального голода отметили они и некачественную столовскую еду.
Неоспоримый плюс «Дельфина» – сказочный вид на море, который открывается не толькос балконов детских комнат, но и со спортивной площадки лагеря
«Вязкая каша «Артек» не по вкусу юным петербуржцам
Во втором будущем приобретении Петербурга – «Тавриде», – что расположилась в Евпатории, тоже не всё безоблачно. Этот лагерь состоит из одного здания, в котором разместились и жилые корпуса, и столовая, и медпункт. Строение хоть издалека и напоминает дворец, но, по словам омбудсмена, ему требуется серьёзный ремонт.
– Мебель в комнатах нуждается в срочной замене, – делится впечатлениями Олег Алексеев. – Шкафы без полок не очень удобны в эксплуатации, хотя такие встречаются почти в каждом лагере, видимо, это необъяснимая крымская традиция.
Как поведали омбудсмену отдыхающие дети из 18-й школы-интерната и центра для детей № 10, их досугом никто не занимается. Поэтому основной вид развлечений – пляж и море. В плохую погоду думать, чем занять детей, приходится приехавшим с ними воспитателям. Даже мячи и наборы для бадминтона они привезли с собой.
Но настоящую бурю негативных эмоций у детей, как и в «Дельфине», вызывает столовая. «Они варят суп на воде, а должен быть на бульоне», «этой едой невозможно наесться, только живот набиваешь», «я съел 4 тарелки супа, 2 вторых, а через полчаса в комнате уже хлеб хомячил», «всё разбавляют водой, даже сгущёнку – она не бывает такой жидкой, что мы – сгущёнки не видели?» и т. д. Так нелестно, по словам омбудсмена, дети отзываются о местном питании. Поэтому недостающие калории дети набирают за счёт хлеба, который можно купить в ларьке неподалёку по 10 рублей за буханку.
– Воспитатели подтвердили эти грустные описания, – рассказала пресс-служба уполномоченного. – А посетив столовую, мы сами познакомились с легендарной «вязкой кашей «Артек», которая встречается в каждом втором лагере. Помимо котлеты в ней ещё плавал кусок огурца… Зрелище действительно малоприятное. А судя по тому, что многие порции были вообще не тронуты, – на вкус не очень. Борщ на первое тоже не пользовался спросом. Приглашённая заведующая столовой объяснила ситуацию тем, что у питерских детей очень взыскательный вкус, а борщ вовсе не вегетарианский – в нём есть яйцо… Только вот обнаружить его не удалось.
Довольно нелепо смотрелся на столах и нетронутый «компот из сухофруктов». Неужели в разгар лета в Крыму не нашлось свежих фруктов для компота? Выяснилось, что и здесь работает всё та же организация «Сбалансированное питание». Судя по отзывам, резюмирует руководитель пресс-службы, баланс производится исключительно водой…
– Мне не понятно, почему люди сами не задумываются о том, что приготовленную пищу практически не едят? – в свою очередь посетовала Светлана Агапитова. – Что проще – вышел в обеденный зал, посмотрел и сделал выводы. Мы переговорили с директором об основных проблемах. Я понимаю, ремонт, мебель – дело затратное и не быстрое. Но с питанием и досугом можно же навести порядок более оперативно. Что же это за оздоровление, если дети хлеб буханками едят? Я переслала руководству «Тавриды» циклическое меню, разработанное нашим Управлением соцпитания. Тем более эту базу Петербург планирует закрепить за собой.
Шведский стол? Легко!
По иронии судьбы остальные три лагеря, что посетила Агапитова, вселяли больше оптимизма, чем вышеупомянутые «Дельфин» и «Таврида».
Например, «Бригантина», где в этом году отдыхают воспитанники детского дома № 3, как и многие подобные базы, принадлежит крупному предприятию. Лагерь был «рождён» ещё в советские времена, о чём свидетельствуют монументальные скульптуры на территории.
– Помимо скульптур на утопающих в зелени 7,5 гектара расположились три капитальных и два летних жилых корпуса, – поделился увиденным Олег Алексеев. – Обновления и ремонты проводятся по мере возможности, однако уже существует инвестиционный проект развития и капитального ремонта, правда, точные сроки пока не известны. Может, корпуса и не выглядят фешенебельными, но всё необходимое в них есть. Пляж занимает почти 1,5 гектара, охраняется от посторонних и содержится в чистоте. На территории есть спортивные площадки, работают секции бисера, мягкой игрушки и прочих традиционных «лагерных ремёсел».
Но козырем лагеря омбудсмен считает столовую с заказным меню. Говоря проще, это шведский стол, где ребёнок имеет возможность выбора. Можно самостоятельно составить себе салат из наиболее любимых овощей. Два супа, рыбное, мясное или куриное блюдо на второе и несколько видов гарнира. В количестве никто не ограничивает. Такой гастрономический праздник можно увидеть разве что в «Артеке».
Четвёртый лагерь в крымской программе омбудсмена – «Радуга» – является «детским оздоровительным пансионатом Управления делами президента РФ», поэтому не может быть плохим по определению. Здесь проводят лето питерские центры для детей-сирот № 26 и № 53, хотя в списках дислокации здесь значился не 53-й, а 8-й.
– Скромные 5 гектаров тонут в ухоженной, живописной зелени и щедро украшены цветочными клумбами, – рассказывает сотрудник аппарата.– Основные жилые корпуса стоят в центре и соединены между собой многочисленными переходами. По словам одного из вожатых, здание напоминает знаменитую школу Хогвартс из вселенной Гарри Поттера. Есть и дополнительный двухэтажный корпус. Одновременно в «Радуге» могут жить более 400 отдыхающих.
Расположенный неподалёку от «Тавриды» лагерь «Салют» приютил под своими крышами воспитанников 8-го и 27-го центров для детей-сирот, а также 67-й школы-интерната, которой, согласно спискам комитета по образованию, здесь не значилось. Зато наконец отыскалась «восьмёрка», которая частично числилась в «Радуге». Каких-то серьёзных жалоб, по словам омбудсмена, у ребят не было. Питание даже хвалили, с особой теплотой отзываясь о блинчиках и оладьях, которые можно есть сколько влезет.
резюме
«У меня хорошее впечатление от крымских лагерей»
Некоторые ребята из сиротских учреждений отправились в этом году в Крым на всё лето. На мой взгляд, это позитивная тенденция и это направление отдыха надо развивать. Нашим северным детям просто необходимо погреться на южном солнце, накупаться в море, поесть местных фруктов. Тем более что стоимость социальной путёвки – 24 тысячи рублей – вполне сопоставима с отдыхом в Ленобласти. Только вот с билетами пока не всё гладко – дорого и не всегда есть возможность их оплатить.
Немного слабее там поставлена организация досуга – оно и понятно, ведь едут-то главным образом ради солнца и моря. И всё же, надо понимать, что бывают и пасмурные дни, и вообще, за три месяца даже море может поднадоесть. Кроме того, в Крыму есть что посмотреть, а с экскурсиями далеко не всегда всё благополучно. Я сталкивалась с жалобами на компанию «Земля-Тур», и к ним есть много вопросов. Например, в договоре с одним из наших учреждений прописаны экскурсии, а фактически их нет. Когда директор попыталась прояснить этот момент, представитель фирмы в грубой форме отказался беседовать.
В отдельных лагерях не всё благополучно с питанием. Но, к счастью, это не повсеместная проблема. К примеру, к работе по «заказному меню» и нашим загородным базам стоило бы поучиться у крымских коллег.
Сейчас решается вопрос о передаче «Тавриды» и «Дельфина» в ведение Петербурга. Лагеря требуют существенных вложений, и поэтому нужно определиться, кто хозяин, чтобы они могли нормально развиваться. Иметь свою базу в Крыму, безусловно, хорошо, но это потребует определённых усилий.
Хотелось бы больше ясности, какое учреждение в каком лагере отдыхает. Постоянно сталкиваюсь с ситуацией, что, изучив списки, едешь к одним детям, а находишь там других.
В целом у меня хорошее впечатление от крымских лагерей, хотя и посетить получилось далеко не все. Конечно, есть над чем поработать, но это не относится к разряду неразрешимых проблем. И что особенно вселяет оптимизм за малым исключением, я почти не встретила там равнодушных людей. Нашим детям там рады, есть желание и стремление сделать отдых лучше и качественнее.
Светлана Агапитова, уполномоченный по правам ребёнка в Петербурге
Татьяна Мелехова. Фото предоставлены пресс-службой УПР в Петербурге