Культура

Сегодня – День Достоевского

04 июля

Почему Петербург чествует своего великого жителя в начале июля, хотя Фёдор Михайлович  родился в ноябре

Если на Невском проспекте вы увидите старуху-процентщицу Алёну Ивановну с шарманкой, которая будет требовать от вас денег, не пугайтесь. Смело обращайтесь за помощью к Раскольникову, а если и он не спасёт вас от вздорной женщины, требуйте покровительства от самого Достоевского… В конце концов, сегодня – его день.

–День Достоевского в Петербурге проходит уже в шестой раз, но многие до сих пор путаются: «Родился в ноябре, а отмечают в июле!» – рассказывает директор Музея Достоевского Наталья Ашимбаева. – Всё просто: отдать дань уважения великому писателю хочется, но устраивать масштабные акции на улице в ноябре – уже холодно. Поэтому организаторы отталкивались от фразы, с которой начинается знаменитый роман «Преступление и наказание»: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей коморки…»

Действо праздника началось уже вчера вечером программой «День До». В саду Фонтанного дома Музея Анны Ахматовой прошло заседание «Поэтического клуба Лебядкина», посетители которого узнали, чем стихи этого персонажа из романа «Бесы» схожи с поэзией обэриутов. А в финале программы с концертом выступили участники «АукцЫона».

В этот же день к празднику подключилась и Библиотека Лермонтова: в «Шанхайском саду» китайская пагода преобразилась в павильон «Дневники писателя», в котором художники делали иллюстрации к цитатам Достоевского, а во внутреннем дворике библиотеки появилась инсталляция «Дерево спасения мира» – оно росло за счёт листочков, на которых люди писали советы, как сделать мир лучше.

Сегодня же главными площадками праздника станут Невский проспект, Манежная площадь и Малая Конюшенная улица. В 12.00 в Некрополе мастеров искусств пройдёт возложение цветов и зажжение свечей в память о писателе, в 13.00 на Манежной площади покажут экранизацию романа «Преступление и наказание» 2007 года.

В 14.00 в разных местах стартуют одновременно несколько событий.

Во-первых, у памятника Достоевскому на Владимирской площади пройдёт флешмоб «Достоевский online», участники которого поднимут телефоны, смартфоны, планшеты с портретом писателя или выдержками из его текстов. После этого здесь же начнётся сбор экскурсионных групп: волонтёры программы «Молодёжь – Достоевскому» покажут дом, где жил Макар Девушкин, откроют тайну Свидригайлова, а также объяснят, зачем Достоевского спускали на руках по строительным лесам и кому он признался в поедании куличиков… из песка.

Во-вторых, с 14.00 до 17.00 сам писатель в компании Пушкина и Гоголя будет гулять по Невскому проспекту. Заметить их удастся не только потому, что это будут огромные куклы ростом под четыре метра (перо в руке Пушкина больше первоклассника), но и потому, что их сопроводят артисты труппы «Кукольного формата», которые сыграют произведения Глинки и Перголези на дудках и свистульках. Кстати, в этот день можно будет побывать в гостях у Фёдора Михайловича… не заходя в здание. А всё потому, что к празднику преобразится Музей Достоевского – размещённые на нём баннеры создадут впечатление, что у дома отсутствует внешняя стена, так что прохожие смогут разглядывать «интерьеры» квартиры. А витрина «Буквоеда» на Невском и вовсе станет каморкой Раскольникова, который тут же, «за стеклом», будет терзаться от тяжёлых дум в течение аж трёх часов. Здесь слушатели и зрители смогут точно узнать мысли Раскольникова и почувствовать себя телепатом: в витрине будет стоять микрофон, подойдя к которому любой желающий в порядке живой очереди сможет прочесть страницу текста из малоизвестной редакции романа, где события ведутся от первого лица.

Если вам хочется ещё большего погружения в роман – добро пожаловать (опять-таки в 14.00) на перекрёсток Невского и Садовой, где историю преступления Родиона Романовича разыграет театр музея «Ужасы Петербурга». В это же время в Библиотеке Маяковского пять профессоров-филологов расскажут о писателях – последователях Достоевского в современной литературе, а на Большой Московской развернётся выставка «Эпоха. Дневник писателя», во время которой актёры труппы «Алые паруса» разыграют диалог Достоевского-публициста и его современников.

В рамках Дня Достоевского в городе пройдёт ещё ряд мероприятий – впрочем, объяснить их связь с фигурой писателя уже достаточно трудно. С 15.00 до 17.00 на Манежной площади артисты театра «Открытое пространство» устроят базар со скоморошьими закличками, громкими трещотками и громыхающими кибитками. А в 15.30 на Малой Конюшенной улице Инженерный театр «АХЕ» представит постановку по книге Бориса Виана «Пена дней». «У Достоевского в известном рассказе в крокодиле живёт чиновник, у Виана внутри Хлои – цветок, вот и связь», – лаконично «объяснил» выбор спектакля постановщик Максим Исаев.

В заключение праздника на Манежной площади в 18.00 состоится спектакль ФМД-Театра «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время…». Раскольников, Соня, Мармеладов и другие герои, представленные в стилистике XIX века, столкнутся с теми же персонажами, но уже XXI века, а в финале спектакля появится современный Достоевский. Завершит спектакль выступление известной петербургской группы Billy’s Band.

 

классик и современники

«Он был награждён вечной юностью»

Татьяна Москвина, драматург, публицист, прозаик, лауреат премии «Золотое перо»:

– С Достоевским я повстречалась в 11 лет и с тех пор не расстаюсь. Он для меня – нечто вроде ментального отца. Достоевский привёл меня в мир, где я поселилась и провела всё отрочество и юность. Я не читала его книги, а жила в них. «Преступление и наказание» – типовая серенькая книжка с гравюрой петербургского двора-колодца на обложке – была у меня вся в закладках: «Убийство», «Первая встреча с Порфирием», «Первая встреча с Соней», «Вторая встреча с Порфирием»… То есть я перечитывала отдельные сцены, после того как несколько раз подряд прочитала весь роман. Не могла расстаться с ним.

Бывают художники, награждённые «вечным детством». А Достоевский был награждён вечной юностью – не прекращающейся для него порой духовных поисков, тревог и вопросов.

Не зря так молоды его главные, заветные герои! Если человеку за сорок, он в системе Достоевского, как правило, уже «поконченный». Он циник, развратник явный или тайный, он напитался пороками мира. Старики (если это не святые старцы) – воплощённый ужас. Чем моложе персонаж – тем лучше, ближе к истоку, ближе к Богу. И дальше уже идут детишки Достоевского в ангельском чине.

Образы и ритмы прозы Достоевского идеально подходят подростковому дисбалансу психики. Вот ты в жизненной иерархии никто и ничто, какой-нибудь жалкий ученик, которым все норовят командовать, но в душе пробуждаются огромные силы, разрывает скорлупу и встаёт на дрожащие лапы твоё великое «Я» – и как тут приходятся кстати люди Достоевского, которые в свои юные годы уже успели вместить в себя 2000-летний опыт страданий и мудрствований человечества!..

«С Пушкиным умнеет всё то, что может поумнеть», – сказал в своей пушкинской речи (на открытии памятника поэту) Александр Островский. С Достоевским всё то, что поумнело с Пушкиным, может поумнеть уже ураганно, с гигантским раздвижением умственных горизонтов…

 

Андрей Рубанов, прозаик, киносценарист, финалист премии братьев Стругацких:

– Кто-то сказал: герои Достоевского никогда не работают. Даже симпатичные нам персонажи: и Митя, и Алёша, и Родион, и князь Мышкин – не трудятся, не производят ничего, даже траву не косят (а Левин у Толстого, как сейчас помню, тридцать страниц напролёт косил траву с мужиками). Герои Достоевского, в общем, занимаются одним и тем же: отстаиванием собственного человеческого, личного достоинства, все эти Мармеладовы и Смердяковы, и отвратительный Версилов, и папаша Карамазов, и все содержанки и проститутки – все дерутся за собственную честь, за то, чтоб их уважали. И вы знаете, мне эти несчастные, униженные и оскорблённые, люди на грани, проститутки, мещане, спившиеся разночинцы и студенты гораздо дороже и ближе, чем сверхблагополучные герои Льва Толстого, которые от этого сверхблагополучия не знают, куда деться, ищут себе занятие: ходят на войну, возвращаются с войны, влюбляются, женятся, разводятся, думают, что скажут в свете.

Александр Мелихов, прозаик, публицист, лауреат литературных премий:

– Достоевского часто укоряли: мол, слишком много мелодрамы – роковые красавицы, роковые страсти, криминальные сюжеты… Но ведь мелодрама – душа искусства. Сказка, красота, мечта – это то, что мы все ищем в произведениях, вне зависимости от уровня нашей искушённости и начитанности. Когда я впервые прочёл Достоевского («Преступление наказание»), это было ощущение полного бреда – и полной правды. Ни одной метафоры, ни одного красивого словечка – практически буквальное воспроизведение жизни. Впечатления такой силы на меня не производила больше ни одна книга ни до, ни после.

Более всего потрясает в Достоевском сочетание в его произведениях реализма и романтизма, доходящее до символизма. Вспомним: «Братья Карамазовы» начинаются как миф: было у отца три сына. Один символизирует одно, другой – что-то другое. Но ведь они не превращаются в ходячие символы, как у Метерлинка, скажем. Это живые люди, погруженные в сверхгустую реалистическую среду. Ни у кого нет такой густоты деталей, примет жизни.

Светлана Жохова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.44
0.651 (-0.7%)
Курс Евро
99.58
0.952 (-0.96%)
Погода
Сегодня,
19 апреля
пятница
-1
20 апреля
суббота
0
21 апреля
воскресенье
+4
Облачно