Общество

Дешёвое такси избавит от пробок

10 июля

Чем завершится ожесточённая борьба, которую петербургские перевозчики ведут со своими интернет-конкурентами, – уничтожением рынка или снижением цен?


Так улицы могут выглядеть в будущем, если большинство автомобилистов пересядут на общественный транспорт, включая дешёвое такси


Таксисты возмущаются: рынок начинают захватывать мобильные приложения. Волны митингов и забастовок прокатились по многим городам и России, и Европы. А в Петербурге перевозчики предложили властям попросту запретить деятельность интернет-сервисов. Претензий к новым игрокам на рынке две. Первая (существенная): снижая цены, они, дескать, убивают рынок. Вторая (это уже скорее повод): они не платят налогов и не могут обеспечить должный уровень сервиса.

На первый взгляд может показаться, что всё это – сугубо внутренние разборки бизнесменов. Однако если вдуматься, то от того, чем закончится эта история, зависит ни много ни мало будущее Петербурга. Ведь если в результате всех передряг у нас будет доступное для большинства горожан такси, то это в корне изменит облик северной столицы: на дорогах не будет пробок, во дворах и на обочинах – столпотворения машин, тонны железа перестанут ползать по Петербургу, источая выхлопные газы, ревя моторами и визжа клаксонами. Изменится вся атмосфера города, улучшится экология. Ведь что такое дешёвое такси?.. И что происходит на улицах Петербурга сегодня?..

Сегодня одна и та же жестяная коробка (личный автомобиль гражданина N) ночью стоит во дворе на окраине, днём – на обочине в центре, а утром и вечером заполняет собой улицы. И всё ради того, чтобы перевезти одно-единственное туловище (гражданина N) на работу и обратно. А один таксист, который с утра до вечера развозит горожан по их делам (если он загружен работой), заменяет десятки личных автомобилей. И если таких таксистов станет много, если они будут востребованы, если горожане будут отдавать предпочтение им, а не личному транспорту, то и ездить эти такси будут по свободным дорогам. Отчего цены на их услуги будут и дальше только падать – повысится КПД. То есть это вам уже не былое такси, которое было безумно дорого именно потому, что машины больше стояли, чем ездили.

Нет, понятно, что, даже если такси будет стоить копейки, от личного авто откажутся далеко не все. Но «все» и не надо. Надо лишь, чтобы отказались те, кто пользуется личным авто без нужды. А таких – большинство. Причём многие из автомобилистов на дух не переносят общественный транспорт (метро, маршрутки). Но такси – другое дело. Поэтому главное – чтобы оно было дешёвым.

 

 


…Итак, сегодня благодаря новым технологиям, чтобы вызвать машину, не нужно звонить в таксопарк или голосовать на трассе. Достаточно нажать пару кнопок на смартфоне – и через несколько минут вам её подадут. И цены на такие перевозки держатся на сказочно низких отметках – даже ниже, чем у привычных перевозчиков, у которых они в последние годы тоже совсем не кусаются: 100 рублей (минимальный заказ) против 200–250 рублей.

Мириться с такой ситуацией старые перевозчики не хотят. На днях некоммерческое партнёрство «Петербургское такси» (в него входят многие, но не все крупные перевозчики) обратилось к губернатору с просьбой запретить в городе деятельность интернет-сервисов по вызову такси. Беспокоят таксистов три самых известных приложения: Uber, GetТaxi и «Яндекс.Такси». Однако пресс-секретарь губернатора Андрей Кибитов сообщил, что Георгий Полтавченко не будет запрещать деятельность интернет-сервисов, потому что подобные вопросы – компетенция федеральных властей.

Но старые перевозчики сдаваться не намерены. По мнению Александра Холодова, директора НП «Петербургское такси», низкие цены – это не что иное, как демпинг, искусственное занижение стоимости с целью избавиться от конкурентов на рынке.

– У нас, – говорит Александр Холодов, – есть закон о защите прав конкуренции, по которому запрещено устанавливать тарифы меньше себестоимости с целью демпинга. Это называется монопольно низкая цена. Доказательство того, что цена поездки у них меньше рыночной, – это то, что они доплачивают водителям за такие поездки. Если мы говорим про Uber, у компании 43 миллиарда долларов капитализации, она может себе позволить десять лет возить всех бесплатно, пока рынок такси полностью не умрёт.

Но ведь низкие цены не только у Uber… Однако, по мнению Александра Холодова, GetTaxi и «Яндекс.Такси» тоже находятся в гонке за клиентами и вынуждены снижать цены вслед за Uber.

– Наши потери от коротких поездок компенсируются за счёт оборота, – объясняют представители компании Gett (сервис GetTaxi). – Существует тариф для пассажиров и тариф для водителей. Для пассажира это 50 рублей подача машины и 18 рублей за минуту поездки. С водителем другая история – он всегда будет получать свои минимальные 350 рублей за поездку, а после 20 минут у водителя включается поминутная тарификация. Но в итоге всё выравнивается, ведь помимо коротких поездок есть и продолжительные.

Словом, система почти как в супермаркетах на распродажах: одни товары продаются с огромной скидкой, стоимость других компенсирует эти потери. Причём следует признать: даже длинные поездки через интернет, как правило, получаются дешевле, чем у традиционных перевозчиков (если только вы не застряли в пробке), которые считают не время в пути, а километры.

В общем, противники мобильных приложений рисуют мрачные перспективы: избавившись от конкурентов, говорят они, новые игроки потом резко поднимут цены. Однако, как видим, конкуренция идёт и среди тех, кто работает в интернете.

…Но есть и вторая проблема – качество машин и водителей, которые сотрудничают с интернет-сервисами. А кроме того, возникает вопрос: платят ли такие такси налоги?

– Есть определённые правила игры, я говорю про законодательство, – говорит Александр Холодов. – Я считаю, что этим компаниям не место в Петербурге. Если мы возьмём Uber, то на их сайте написано, что они работают по законодательству Нидерландов. И им наплевать, есть ли у таксиста разрешение на перевозку и прочие документы.

Но это Uber. А вот в том же Gett уверяют, что у них всё по закону.

– ООО «ГетТакси Рус» – это самостоятельное юридическое лицо, зарегистрированное в Российской Федерации, – говорит Виталий Крылов, генеральный директор Gett в России. – ООО «ГетТакси Рус» ведёт свою деятельность с соблюдением всех законов РФ и осуществляет выплату всех налогов, предусмотренных действующим законодательством России. При этом компания работает только с лицензированными, официальными перевозчиками во всех городах своего присутствия, включая Санкт-Петербург.

Представители компаний «Яндекс.Такси» и Uber также ранее сообщали в петербургских СМИ, что их партнёрами (то есть таксистами) в России могут стать только юридические лица или индивидуальные предприниматели.

Однако, как рассказал корреспонденту «НВ» Илья Шатилин, журналист, проработавший несколько месяцев водителем Uber в Петербурге, при заключении договора от него не требовали лицензии на перевозку пассажиров, машину не проверяли перед выходом на линию, да и в целом начать зарабатывать таким способом обыкновенному автомобилисту без специальных документов оказалось довольно легко.

– Я зарегистрировался в качестве водителя, – рассказывает Илья. – Это очень просто: заходишь на сайт, заводишь учётную запись водителя, заливаешь пару фотографий машины, а также сканы документов на неё и своих прав. Через некоторое время тебе звонят и приглашают на встречу. После презентации расписываешься в договоре с агрегатором, и уже на следующий день тебя активируют – можно начинать работать.

Что же касается качества услуг, то потребитель может косвенно его контролировать, выставляя оценки в приложении, из которых составляется рейтинг того или иного водителя и его машины.

Так или иначе, вопросы к новому для Петербурга бизнесу остаются. И их можно и нужно решать – порядок навести, конечно, следует. Но давайте вспомним, как несколько лет назад петербургские таксисты жаловались на «бомбил», на частных извозчиков. Претензии были те же: возят как попало, налоги не платят, рынок погубят… И что в итоге, погубили? Нет, просто официальные перевозчики на фоне частного «демпинга» были вынуждены снизить цены. И их бизнес, как видим, не умер, а, напротив, отменно развивается. И продолжает снижать цены. А «бомбилы» с городских улиц просто ушли. Они теперь никому не нужны – потому что в условиях конкуренции официальные таксисты были вынуждены наладить свою работу так, чтобы это было доступно и удобно для пассажиров. И в конце концов, никто не мешает традиционным перевозчикам разработать собственное приложение для смартфонов.

Сегодня, как говорят представители IT-компаний, меняются сценарии использования такси: если раньше поездки были в основном в аэропорты или на вокзалы, то сегодня люди всё чаще ездят на работу, в центр города, на деловые встречи, в выходные – от одного ночного клуба к другому. Новые технологии позволяют этот процесс оптимизировать – передать работу диспетчера компьютерной программе. На рынок приходят новые игроки с новой ценовой политикой. И главное – с появлением альтернативных перевозчиков на рынке начинают мощнее работать законы конкуренции. А конкуренция – гарантия максимально низких цен. 


расклады
 

А такси-то уже сейчас дешевле!..

Услуги такси – из разряда того немногого в нашей жизни, что в последние годы не только не дорожало, но и даже дешевело. Способствовало этому и повышение конкуренции, и то, что диспетчеры научились нагружать водителей работой. В результате уже сейчас такси в Петербурге стало вполне доступным. Более того берусь доказать, что если вы не любитель каждые выходные ездить на рыбалку, если у вас нет дачи у чёрта на куличках и если вы ездите не на ржавом ведре, то уже сейчас такси обойдётся вам дешевле, чем личное авто.

Итак, вы купили машину за 600–700 тысяч рублей. Во сколько она вам обойдётся?

Страховка. 4800 руб./год = 400 руб./мес.

Бензин (при годовом пробеге 20–25 тысяч км). 7000 руб./мес.

Техобслуживание. 12 000 руб./год = 1000 руб./мес.

Смена летней резины на зимнюю и обратно (два раза в год). 6000 руб./год = 500 руб./мес.

Замена изношенной резины (летней – раз в три года, зимней – раз в два года). 12 000 руб./год = 1000 руб./мес.

Гараж (аренда). 3500 руб./мес.

Штрафы, техосмотр, налог и прочие расходы. 7200 руб./год = 600 руб./мес.

Амортизация (за пять лет стоимость автомобиля снизится почти в два раза). 60 000 руб./год = 5000 руб./мес.

Итого: 19 000 руб./мес.; 228 000 руб./год.


228 тысяч рублей в год – это:

– каждые выходные лета на такси на дачу: 26 поездок (туда и обратно) по 1500 рублей – 39 000 рублей;

– каждый рабочий день 15 километров до работы (для примера: это расстояние от Весёлого посёлка до Петроградской стороны) и 15 километров обратно (460 поездок по 400 рублей – это 184 000 рублей);

– 5000 остаётся на общественный транспорт (пару раз в неделю на метро).

 

Считал Степан Морозов


P. S. Поверить в то, что такси, если пользоваться им разумно, обходится дешевле, чем личная машина, трудно. А всё потому, что тратить на такси труднее чисто психологически. Ведь все расходы на личную машину – они обязательные, и автомобилисты воспринимают их как неизбежность, как оплату коммунальных счетов. А вот платить или не платить за такси – это надо решать каждый раз. То есть психологически человеку труднее заказать такси до дачи за 1500 рублей, чем залить на 2000 бензина или «переобуть» машину за 3000.

И ещё… Автомобилисты любят говорить, что личная машина даёт им ощущение свободы. Не понимаю… Какая же свобода во всей этой головной боли?! Как объехать пробку… Где припарковаться… Сколько рюмок выпить в гостях…

 

ракурс

Не наступать на французские грабли

Михаил Логинов, обозреватель «НВ»

Почти одновременно парижские и питерские таксисты возмутились деятельностью сервиса Uber. Французские таксисты жгли покрышки, блокировали дороги, избивали не только конкурентов-частников, но и их клиентов. Их питерские коллеги ограничились письмом в Смольный. Реакция властей была принципиально разной. Президент Франции публично назвал деятельность интернет-такси незаконной, представителей компании Uber на несколько часов задержала полиция. Наша исполнительная власть просто ответила таксистам, что вопрос не в её компетенции. А значит, у нас и дальше можно будет спокойно заказывать такси по интернету. Честное слово, после этого американский или китайский турист, выбирая между двумя европейскими городами, приедет именно в Питер. 

Так или иначе, в итоге традиционные такси с шашечками и лицензиями обречены на вымирание – как пишущие машинки в эпоху принтеров. И это – частный, хотя и очень характерный случай. Реалии нашего мира меняются быстро и неожиданно. Например, многие из нас застали времена, когда в отделениях почты на столах стояли чернильницы и стальные перья. Между тем уже скоро даже шариковые ручки будут нужны лишь для подписи. Потом и её заменят электронной.

Больше всего сюрпризов принёс интернет. Ещё лет пятнадцать назад для большинства он был местом для анекдотов, трёпа и фотографий интересных девочек. Десять лет назад выяснилось, что в интернете можно найти почти забытого одноклассника и увидеть фильм, ещё не вышедший на экраны. Пять лет назад оказалось, что брать из дома или офиса билеты на поезда и самолёты дешевле и комфортнее, чем в кассе. Сегодня же благодаря интернету можно сэкономить на заказе такси – причём и деньги, и время.

Само собой, интернет будет и дальше перестраивать традиционную экономику. Некоторые посреднические услуги – например, диспетчеры в таксопарках – упразднятся. Зато вернутся некоторые подзабытые формы сервисных отношений.

Например, лет тридцать назад у многих москвичей и ленинградцев был знакомый дед-пчеловод из Тамбовской или Ростовской области. Он ухаживал за своей крылатой скотинкой, а раз в год привозил в город несколько огромных бидонов мёда – товара, которого в магазинах просто не встречалось. О существовании дедушки узнавали от знакомых – с обязательным уверением, что «всё честно», что его пчёлы порхали с гречки на клевер, а не среди мисок сахарного сиропа. И приглашали в квартиру с товаром.

Сейчас такая услуга почти забылась – в магазинах полно мёда в самых разных упаковках плюс повсюду в продаже фермерские товары. Но кто-то хочет, чтобы мёд ему принесли на дом. Причём со скидкой – и не одну баночку, а три литра. Спрос рождает предложение, и пасечники не будут сдавать мёд в фермерские магазины, а выйдут с товаром в виртуальное пространство. Желающие увидят фотографии мёда и самой пасеки, а отзывы прежних клиентов подтвердят, что этому продавцу доверять можно. И никаких расходов на аренду торговых площадей и бухгалтерию. 

Мир стал настолько глобальным, что новые технологии и порождённые ими новые формы экономики придут одновременно ко всем. И очень важно, как их встретят. Так, как в Париже встретили интернет-такси, – это наихудший вариант. 

История России – во многом история «догоняющего развития». Но в этом, как ни странно, были и свои плюсы. Тот, кто чуть отстал, может наблюдать, как лидеры спотыкаются и наступают на грабли. Например, в России, в отличие от средневековой Европы, не было цехов с их жесточайшей регламентацией. В Париже кожевенники и резчики по кости могли иметь лишь одного подмастерья. А булавочники по вечерам не имели права делать булавки, а только затачивать уже сделанные. Россия таких ограничений не знала. Поэтому, когда в XVIII веке в сёлах Подмосковья и Ярославской губернии появились ткацкие мануфактуры, их грубое полотно оказалось вполне конкурентно с иностранными тканями. Поставить в сарае станки, посадить за них мужиков и баб, не обременённых сельским трудом, и продавать продукцию в России или везти в Иран и Турцию. Французские производители, жившие под прессингом цеховых регламентов и внутренних таможен, могли только позавидовать.

Сейчас, в нынешних непростых экономических условиях, особенно важно присмотреться к поискам любых конкурентных преимуществ. Не так важно, кто изобрёл новый сервис или технологическую цепочку. Важно, где эта хозяйственная новинка смогла вжиться в экономику и принесла отдачу. Государство не должно следить, чтобы всё было «по старинке». Хотя бы потому, что «по старинке» не будет в любом случае. Наоборот, необходимо помочь новому утвердиться у нас. Чтобы наш город прославился не только Эрмитажем и белыми ночами, но и недорогим туристическим сервисом. Включая дешёвое такси.



Полина Огородникова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
23 ноября
суббота
-1
Облачно
24 ноября
воскресенье
+1
25 ноября
понедельник
+1
Слабый дождь