Город

«Никто не хочет надругаться над кошельком пассажира!»

17 июля

В следующем году владельцы маршруток смогут сами устанавливать цену за проезд, не согласовывая её с городскими чиновниками. Чем это грозит петербуржцам?


Теперь горожанам придётся привыкать к новой стоимости проезда. Но долго ли она продержится?

С 15 июля в Петербурге с 36 до 40 рублей повысились цены на проезд в большинстве маршруток. Для кого-то рост на 11 процентов стал незаметным, кого-то он заставил отказаться от этого вида транспорта. Большинство же пассажиров маршруток хоть и недовольны ростом своих транспортных затрат, но пересаживаться в социальный транспорт не торопятся. Однако успокаиваться рано. Скорее всего, с Нового года горожанам придётся столкнуться с очередным повышением платы за проезд. Какой именно она станет, сказать сложно, поскольку устанавливать цену будет уже не Смольный, а сами перевозчики. Такое право им дал президент, подписавший на днях закон № 220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров…».

Для перевозчиков в законе есть немало ценного, на чём они давно настаивали. Так, например, закон прописывает вопросы регулирования маршрутов перевозок, допуска бизнеса к их осуществлению, организацию контроля и многое другое. В общем, в сфере наземного пассажирского транспорта общего пользования станет гораздо больше порядка. Нас же, простых пассажиров, волнуют прежде всего цены. И вот тут появляется принципиальное новшество – понятие регулярных маршрутов с регулируемым и нерегулируемым тарифом. 

Сейчас Смольный устанавливает тарифы и на социальных маршрутах, и на коммерческих. Причём крупные перевозчики, выигрывающие конкурсы, как правило, получают маршруты в «пакете». На социальных они держат чётко определённую городом единую плату, получая из городской казны субсидию за перевезённых льготников, а коммерческие маршруты, по логике, должны обеспечивать им компенсацию недополученных доходов и прибыль. Однако несколько лет назад власти стали устанавливать предельные тарифы и для коммерческих перевозок, после чего транспортники пожаловались на падение доходов, ибо рост тарифов не поспевал за ростом затрат. Теперь у коммерсантов появляется возможность вести бизнес по действительно рыночным правилам. 

Как гласит новый закон, при регулярных перевозках по нерегулируемым тарифам размер платы с пассажиров устанавливается самим перевозчиком. Чиновники же только утверждают трассу и контролируют качество работы компании. Если власти захотят, чтобы таким транспортом пользовались льготники, они должны будут платить перевозчику субсидии. 

– Регулируемый тариф в том его понимании, в каком мы его наблюдаем с 2012 года в отношении коммерческих перевозок, – это ненормальная ситуация, – пояснил «НВ» председатель Ассоциации перевозчиков пассажиров Василий Киселёв. – Когда государство регулирует следствие, а не причину – это просто пыль в глаза и политический пиар. В коммерческих перевозках оно никакого участия не принимает. Но проблема даже не в том, что предприятия влачат жалкое существование, а в том, что уже многие годы существует серьёзная разница между расходами предприятий пассажирского транспорта и возможностями потребителя, который у нас, к сожалению, беден. Поэтому перевозчики вряд ли пойдут по пути европейских коллег с их тарификацией, которая в пересчёте на наши деньги составляет 200–300 рублей за одну поездку. Такого быть не может, мы прекрасно понимаем, что существует понятие реального потребления услуги. Если услуга не потребляется – а это обязательно произойдёт при чересчур высоких ценах, – мы, перевозчики, тут же разоримся. Никто не хочет надругаться над кошельком пассажира! Государство же, со своей стороны, может влиять на цену проезда, но, к сожалению, ничего не делает для этого. Сколько лет мы бьёмся по поводу транспортного налога! Или почему нельзя выйти на федеральный уровень и заявить, что в городе есть вопросы, связанные с повышением стоимости ОСАГО для общественного транспорта? Вот это и есть настоящие механизмы воздействия на тариф. 

Некоторые специалисты считают, что способ повлиять на размер платы в маршрутках у городских властей всё равно есть. Пусть даже это пресловутый административный ресурс, который можно пустить в ход во время конкурсной процедуры. В конце концов, в законе прописаны условия, при которых договор на перевозку может быть расторгнут. А при желании найти «нарушение условий» можно. Но опять-таки лишь в том случае, если чиновникам позарез необходимо действовать нерыночными механизмами в исключительно коммерческой сфере. Сами граждане, отказавшись от поездок в маршрутках, повлияют на цены куда эффективнее, а заодно и у перевозчиков не будет поводов обижаться на власть. 

Как пояснили «НВ» в городском комитете по транспорту, сейчас закон изучается юристами, поэтому пока однозначно сказать, как будет действовать город, затруднительно. Тем более что положение о нерегулируемых тарифах – это лишь малая часть вводимых новелл. 

 

Анна Кострова. Фото Алексея Лощилова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+3
Слабый дождь