«Пригородные железнодорожные перевозки находятся в ведении регионов»
Почему популярность электричек растёт, но количество маршрутов сокращается
О возрождении прежней популярности электричек говорить, наверное, рано, но и её снижения больше не наблюдается. Этому народному виду транспорта удалось, к счастью, избежать судьбы петербургского трамвая, который прежние городские власти посчитали устаревшим, ненужным в эпоху всеобщей автомобилизации и демонтировали сотни километров путей. Сейчас бы и рады вернуть всё вспять, да время упущено.
У электричек тоже был период, когда, казалось, они стали ненужными, но их всё же оставили – в первую очередь как социальный вид транспорта для «безлошадных» пенсионеров. А сейчас ими всё охотнее пользуются и вполне обеспеченные люди – потому что удобно. Нет риска застрять в пробке, не приходится дышать выхлопными газами, строго по расписанию можно доехать до самого центра города, у каждого вокзала есть станции метро. Да и электрички (как, кстати, и трамваи) сейчас уже нового поколения. Об этом и многом другом – наш разговор с генеральным директором Северо-Западной пригородной пассажирской компании (СЗППК) Виталием Григорьевым.
– Виталий Витальевич, как сейчас с пассажиропотоком – растёт или снижается?
– В этом году немного снизился – на 1,4 процента. Но связано это с тем, что в некоторых регионах, которые мы обслуживаем – а всего у нас шесть областей Северо-Запада, – был сокращён ряд пригородных поездов.
– И это логично, потому что на многих участках, например Малая Вишера – Окуловка, в шести вагонах электрички едут десять пассажиров. Какой смысл гонять порожняк? А если в некоторых малолюдных районах электричкам нет замены, почему бы не пускать там хотя бы двухвагонные составы?
– На самом деле это должны решить власти регионов. Организация обслуживания населения железнодорожным транспортом пригородного сообщения по закону относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Поэтому и график движения пригородного железнодорожного транспорта составляется в соответствии с заказами руководства регионов. Также местные власти прописывают маршруты движения электричек, размеры составов. Мы имеем договоры и выполняем заказы на организацию транспортного обслуживания населения с Петербургом, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской областями и Республикой Карелия. Если у граждан есть предложения, требования или жалобы на графики и маршруты электричек – обращаться с ними нужно в первую очередь к руководству своих регионов.
– Кто сейчас постоянно пользуется электричками в Петербурге и Ленинградской области – дачники, студенты, жители пригородов, едущие на работу в город?
– Согласно данным, полученным в ходе исследования по определению степени удовлетворённости потребителей, проведённого в I квартале 2015 года, основная доля пассажиров – 54 процента – пользуется услугами пригородного железнодорожного транспорта для поездок на работу – с работы. На втором месте – для поездок с личными целями: к родственникам, друзьям, на дачу – таких 25 процентов.
– На линию выходит всё больше новых комфортных электричек, однако премьер Дмитрий Медведев недавно, будучи в Тихвине, раскритиковал качество подвижного состава и призвал выпускать вагоны нового поколения. Известно, какими они будут и когда появятся?
– Вопрос это в первую очередь финансовый. Вследствие высокой стоимости подвижного состава и отсутствия возможности его единовременной закупки в больших объёмах замена эксплуатируемого парка происходит последовательно, по мере выбытия старого состава. Поэтому рано говорить, что нам предложат вагоностроительные заводы, к примеру, через пять лет. Тем не менее и работающие сегодня электрички отличаются в лучшую сторону от тех, что возили пассажиров в советское время. Новый подвижной состав оснащается системами поддержания микроклимата салонов, видеонаблюдением, герметизированными межвагонными переходами, вспомогательными устройствами для проезда инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, экологически чистыми туалетными комплексами, позволяющими пользоваться ими на всём пути следования пригородного поезда. Плюс к тому – высокая шумоизоляция и лучшая плавность хода.
В нынешнем году мы ожидаем поставку двух новых электропоездов серии ЭТ-4А (их преимущества я уже перечислил), которые будут обслуживать Лужское направление. Кроме того, приобретаем два дизель-электропоезда серии ДТ-1, которые планируется запустить на участке Дно – Псков. Наличие двойного питания позволяет использовать поезд на неэлектрифицированных, электрифицированных и смешанных участках пути. В результате чего повышается уровень комфорта проезда пассажиров из-за исключения пересадки на подвижной состав другого вида тяги. Применение дизель-электропоезда позволяет существенно улучшить транспортное обслуживание населения, проживающего в районах, как у нас принято называть, малодеятельных участков железных дорог. У них те же удобства, что у классических электричек, и комбинированный выход, допускающий эксплуатацию на участках с высокими и низкими платформами.
– Ещё одна ваша новика – рельсовый автобус РА-2, который ходит по маршруту Санкт-Петербург – Приморск? В чём его преимущества?
– Он был запущен больше года назад на участке Санкт-Петербург – Выборг через Приморск. Это был первый опыт его использования, и он себя оправдал. Раньше на данном маршруте курсировали поезда с локомотивной тягой – тепловоз с одним или двумя вагонами. Рельсовый автобус намного экономичнее таких поездов. Несмотря на небольшие размеры, он отличается высокой вместимостью – может перевозить до 590 человек, а количество сидячих мест – 222 – примерно в полтора раза больше, чем у прежнего состава. Он отличается плавным и мягким ходом, высокой скоростью – до 100 километров в час, значительно снижен уровень шума и вибрации при движении и, что тоже важно, РА-2 экологически более чист, чем обычный локомотив, его выбросы в окружающею среду в восемь раз меньше. Руководство Ленинградской области требует повышения уровня транспортного обслуживания населения, мы охотно идём навстречу.
– Принято решение убрать из электричек продавцов ширпотреба, которые навязчивой рекламой своих товаров раздражают пассажиров. Но все знают, что контролёры и охрана с этими с продавцами на дружеской ноге. Как решить проблему?
– Контролёры-кассиры не обладают статусом работников правоохранительных органов. Обеспечением общественной безопасности на вокзалах Петербурга и в пригородных электропоездах занимается Управление на транспорте МВД России по Северо-Западному федеральному округу. На него также возложены функции контроля за выполнением действующего законодательства, предотвращением преступлений и административных нарушений. Если пассажир считает, что в отношении его или других граждан совершаются правонарушения, в том числе и несанкционированная торговля, он может обратиться за помощью к сотрудникам полиции, патрулирующим территорию вокзала или электропоезда.
– Не планируется ли уменьшение количества электропоездов на главном направлении Октябрьской дороги из-за увеличения количества «Сапсанов»?
– Нет, количество поездов, курсирующих на участке от Петербурга по главному ходу, остаётся прежним, отмен не планируется.
– Почему меняется сбор за продажу билета в вагоне: недавно его вообще не было, потом сделали сразу 100 рублей, сейчас понизили до 63? Откуда такое непостоянство?
– С 1 января сбор за покупку билетов в вагоне взимается с тех пассажиров, которые сели в поезд со станций, где работают кассы. Смысл этой меры понятен всем, но после многочисленных обращений граждан, которые посчитали новшество слишком суровым – ведь некоторые люди просто не успевали купить билет на станции, – руководством СЗППК было принято решение о снижении с 11 февраля 2015 года суммы сбора за оформление со 100 до 63 рублей. Пассажиры со станций, где нет кассы, покупают билеты в поезде по обычной цене.
– Наши читатели присылают много мелких, но для них важных вопросов, ответьте на них хотя бы кратко. Почему убрали «дятла» (дизель-электропоезд ДТ-1) Санкт-Петербург – Псков с возможностью съездить в Псков и вернуться в тот же день?
– Компания занимается пригородным движением, а пригородное сообщение, по распоряжению Министерства транспорта РФ, распространяет своё действие только на расстояние 200 километров. Псков находится на большем расстоянии от Петербурга. Но для удобства пассажиров дизель-электропоезд в Луге меняет нумерацию и стоит там один час, а потом отправляется в Псков. Сейчас пассажирам не нужно высаживаться из вагонов и переходить на другую платформу, как было раньше. Если пассажир желает продолжить поездку дальше на дизель-электропоезде, то на Балтийском вокзале он покупает два билета: один до Луги, а второй от Луги до Пскова, либо оплачивает проезд от Луги разъездному кассиру.
– За последнее время пригородное движение закрыто на участках: Лебяжье – Краснофлотск, Окуловка – Неболчи, Сланцы – Гдов, Хвойная – Пестово. Есть ли шансы на восстановление? Будет ли пригородное движение на строящейся линии на Каменногорск?
– Все вопросы о восстановлении каких-либо маршрутов пригородных поездов, продлении или создании новых находятся в компетенции регионов, ведь, как говорилось выше, все пригородные железнодорожные перевозки находятся в их ведении, и если они решат что-то менять, они должны включить это в заказ с соответствующим субсидированием перевозчику. СЗППК работает только согласно заказам субъектов РФ. Но стараемся делать это как можно лучше.
Беседовал Станислав Донин