Оказывается, на платных парковках можно зарабатывать?!
Близкая к Смольному «Группа ЛСР» (в её руководстве много высших городских экс-чиновников) невольно и, видимо, из самых лучших побуждений поставила нынешнюю городскую администрацию в неловкое положение в вопросе о платных парковках. Правда, обе стороны, как и положено воспитанным людям, этой неловкости старательно не замечают. Ведь цена ей – всего несколько десятков (или сотен) миллионов бюджетных рублей и некоторые репутационные потери пары комитетов администрации Петербурга. В общем, мелочи.
Речь идёт о только что озвученном предложении «Группы ЛСР» взять на себя масштабный проект транспортного переустройства зоны вдоль Обводного канала: строительства там развязок, мостов, тоннелей, что в итоге превратит набережные канала в современный транспортный коридор и комфортабельный маршрут для объезда центра. Расходы, оцениваемые в 37 миллиардов рублей, «Группа ЛСР» готова взять на себя. В ответ же она просит у города всего лишь право устройства и эксплуатации в течение ближайших 25 лет платных парковок в центре города.
Предложение честное и выгодное всем: городу, автомобилистам, самой «Группе ЛСР». Неловкость же в следующем: крупная успешная коммерческая компания, выступая с таким предложением, признаёт, что платные парковки в центре Петербурга – золотое дно. Для владения таким бизнесом ей не жалко и 37 миллиардов. Между тем позиция Смольного была и остаётся совершенно иной: платные парковки – это чуть ли не социальный и затратный проект, призванный навести порядок на улицах города, поэтому он нуждается в бюджетном финансировании.
В минувшем году на монтаж оборудования, создание систем фото- и видеофиксации, мониторинга и прочие прибамбасы было потрачено больше 100 миллионов рублей. В текущем году планируется освоить 343 миллиона рублей, в будущем – 445 миллионов. Всего же парковочный проект только центра в районе Невского, Лиговского и Литейного проспектов оценивается в 2,2 миллиарда рублей. Один миллиард должен дать Минтранс, ещё один – Всемирный банк и 200 миллионов – бюджет Петербурга. Но поскольку Всемирный банк сейчас избегает российских проектов, его долю готов взять на себя городской бюджет.
Нужно признать, что инициатор проекта – комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) – в прошлом и нынешнем годах провёл просто блестящую пиар-компанию. Искусно подогревался интерес к «пилотному проекту» – первым платным парковкам на Итальянской и Караванной улицах. Публику заставляли волноваться так, словно речь шла о крупном научном эксперименте. На пресс-конференциях руководство комитета подробно рассказывало, как дорого стоят разметка дорог, умные паркоматы, системы связи.
И никто почему-то не задался вопросом: зачем выкладывать казённые миллиарды, если можно передать работу по организации парковок коммерсантам и потом ещё стричь с них деньги в пользу города? А если им нужны будут инвестиции для обустройства обочин и закупки паркоматов, пусть берут кредиты у банков. При чём здесь бюджет?
Почему вообще этим коммерческим проектом занимается некая дирекция при ГУПе (государственном унитарном предприятии) «Центр автостоянок и гаражей», который, в свою очередь, числится при КРТИ?
Признаться, автор этих строк писал об этом уже не раз, но чиновники этого принципиально не читали, а некоторые градозащитники обвиняли меня, что я якобы вообще против платных парковок. С ними и в самом деле вопрос спорный.
Платные парковки – вещь, признаемся, необходимая. Но сами по себе проблемы пробок не решают. Они лишь часть программы, куда должно входить развитие общественного транспорта, реконструкция дорожной сети, децентрализация города – разгрузка центра от офисов – и многое другое…
Но в программе КРТИ всё сводится к освоению сначала бюджетных денег, потом – денег автомобилистов: 60 рублей за час стоянки, 12 тысяч рублей за месячный абонемент, 108 тысяч за годовой, 3 тысячи – штраф для «зайцев». Кто же при таком бизнесе будет стараться развивать общественный транспорт или выводить офисы на окраины – это ведь снизит загрузку парковок…
Чем лучше предложение «Группы ЛСР»? Хотя бы тем, что город получит долгожданные платные парковки, не тратя на них свои деньги. Плюс мы бесплатно получим новый удобный транспортный коридор. Правда, ничего не получат аккредитованные при комитетах ГУПы и дирекции, но это их проблема.
Владимир Новиков, редактор отдела экономики «НВ»