Северо-Запад

Концы в воду?

22 июля

Родственники погибших на «Кольской» считают, что главные виновники трагедии остались за рамками следствия

Многие находящиеся на «Кольской» снимали единственный сопровождающий их буксир. Увы, почти все фотографы погибли


В атмосфере скандала в Мурманске начались слушания уголовного дела о гибели буровой  платформы «Кольская». Редкий случай, когда потерпевшие и обвиняемые не противостоят друг другу, а единым фронтом борются с представителями следствия. Родственники погибших считают, что следствие укрыло тех, кого можно назвать убийцами буровиков и экипажа, а на скамью подсудимых отправило стрелочников.

То, что противостоянию быть, стало ясно ещё на стадии предварительного следствия. Слишком жадно и активно родственники искали информацию о трагедии, слишком много всплыло на поверхность нарушений в деятельности руководства компании-судовладельца «Арктикморнефтегазразведка». 

При этом большинство участников судебного процесса склоняются к мнению, что шансов выжить у людей, находящихся на борту буровой, не было изначально. Корпус «Кольской» был в трещинах, перегон осуществлялся в сезон штормов, потому что бурение начали слишком поздно и боялись срыва контракта с заказчиком. К тому же руководство компании сделало всё так, как будто ещё до трагедии догадывалось, что с платформой может  произойти  что-то нехорошее. В частности, непосредственное кураторство от дирекции было возложено на людей, недавно приступивших к своим обязанностям и не имевших должного профессионального уровня. 

Разногласий между правоохранительными органами и потерпевшими добавило и то, что официальное заключение Ростехнадзора называло виновниками трагедии нескольких человек, а у сахалинского следствия  по итогам их осталось только двое – главный инженер ОАО «АМНГР» Леонид Бордзиловский и бывший и. о. заместителя гендиректора по безопасности мореплавания Борис Лихван. Почему-то среди попавших на скамью подсудимых  не оказалось экс-директора предприятия Юрия Мелихова и его первого заместителя Василия Васецкого. 

Потерпевшие сделали всё, чтобы судебный процесс прошёл в Мурманске. Однако, когда слушания были назначены, некоторые из членов семей погибших обнаружили, что сахалинские следователи не признали их статус, что лишало их права участвовать в рассмотрении дела. Не менее неприятным стало и то, что людям о начале судебных заседаний сообщили лишь за день-два. И у потерпевших,  многие из которых находились в отпусках или вообще живут в других городах, было очень мало шансов успеть к началу судебного  процесса. В итоге родственники уверены, что делается всё, чтобы их вмешательство в процесс было как можно меньше.  

Недовольны потерпевшие и качеством следствия. В рамках предварительного слушания они прямо заявили журналистам об исчезновении из уголовного дела ряда важных документов. Один из них – описание технического состояния буровой. Кроме того, как заявляют потерпевшие, в некоторых материалах дела появились вклеенные страницы, а на некоторых листах подписи подделаны. Но самое главное, с чем  люди не согласны, – то, кого следствие называет официальными виновниками. Родственники считают Лихвана и Бордзиловского стрелочниками, которые если и причастны к гибели буровой, то весьма незначительно, а главные убийцы их близких ушли от ответственности. Именно поэтому  и на предварительных слушаниях, и на первом судебном заседании они подавали ходатайства о возвращении дела на дополнительное расследование. Такой же позиции придерживаются и адвокаты обвиняемых Бордзиловского и Лихвана. К слову сказать, оба представителя руководства «АМНГР» своей вины не признают и заявляют, что следователи основывают свои выводы лишь на тексте их должностных инструкций. Защитники Бордзиловского и Лихвана также настаивали на отводе прокурора, представляющего гособвинение.  

 

Но пока весь этот накал страстей на правосудие впечатления не произвёл. Служители Фемиды навстречу протестующим против результатов следствия идти не спешат. По крайней мере, ни одно из их ходатайств удовлетворено не было. Чем закончится  судебный процесс, пока неизвестно, однако обе стороны активно настаивают на своей правоте. 

Марина Калинина, собкор «НВ» в Мурманской области

 

прямая речь

Наталья Дмитриева, дочь ответственного за буксировку на борту платформы Михаила Терсина:  

– Мы возмущены происходящим. Ростехнадзор назвал виновных. Это Юрий Мелихов и его правая рука Василий Васецкий. Именно они ставили подписи под приказами на буксировки, а сами слиняли. И теперь судят людей, которых назначили их замами буквально перед самым началом транспортировки платформы.  Кроме того, мы не слишком уверены в чистоплотности проводимого следствия. Так, один из сотрудников, проводивших расследование, вскоре был уволен из органов следствия. К сожалению, нам не удалось отправить уголовное дело на доследование. Суд посчитал, что это не нарушает прав потерпевших.

 

Леонид Бордзиловский,  бывший главный инженер «АМНГР»:

 

– Я не считаю, что 22 строчки, выдернутые из моей должностной инструкции, являются доказательством моей вины. Кроме того, я не являюсь субъектом, обещавшим соблюдать правила безопасности морских судов. Надеюсь, что суд разберётся в моих должностных обязанностях и примет грамотное решение. Я вину не признаю. Ни один из пунктов обвинения не соответствует действительности. И надеюсь, что смогу доказать свою невиновность. 


из документов

Отказ в ходатайствах сторон защиты и потерпевших имеет законные основания. Так, защита Бордзиловского настаивала на прекращении в отношении него уголовного преследования за отсутствием состава преступления. Однако без судебного исследования доказательств по делу невозможно определить, какие были возложены на обвиняемого обязанности. На предварительном слушании было рассмотрено ходатайство представителя потерпевших о признании недопустимыми доказательств и об исключении из списка доказательств заключений документальной судебной экспертизы и комплексной технико-эксплуатационной экспертизы причин гибели СПБУ «Кольская». В удовлетворении данного ходатайства судом было отказано, поскольку на момент его подачи указанные выше заключения экспертов ещё не были представлены стороной обвинения и не исследованы в судебном заседании в качестве доказательств по делу. В дальнейшем, при рассмотрении дела по существу, участники процесса не лишены возможности вновь заявить свои ходатайства.

Из сообщения пресс-службы Первомайского суда города Мурманска


реплика

Главный виновник – жадность

Дмитрий Шандлоренко, редактор отдела «Северо-Запад» 

К гибели «Кольской» привело множество разнообразных причин. Но, в принципе, ситуацию можно разложить на два блока. Первый – собственно затопление буровой платформы и второй – большое число жертв: из 67 человек в живых осталось лишь 14!

Бесспорно, буровая ушла под воду потому, что её перегоняли в сезон штормов, да ещё и не обеспечив необходимым числом буксиров. Люди, отдавшие приказ о перегоне, следствием виноватыми не считаются…

Жертв же могло быть гораздо меньше, если бы руководство компании согласилось 28 человек, не участвующих в буксировке, отправить на берег. Хотя начальник платформы просил это сделать. 

Вторая причина массовой гибели людей – поздний вызов спасателей, которые попросту не успели прибыть к месту катастрофы. Дело в том, что по правилам обратиться к ним могли только руководители компании, находившиеся в комфортных условиях на берегу. Но они этого не сделали и, более того, запретили капитану подавать сигнал бедствия. Запоздалый SOS всё-таки был подан, но положение стало уже безысходно катастрофическим…

Конечно, сыграли свою роковую роль и другие факторы – от далеко не лучшего состояния буровой до того, что  руководить перегонкой были назначены люди, не имеющие  необходимой квалификации. Но это всё-таки менее значимые причины трагедии.

Другое дело, что у конгломерата роковых обстоятельств есть одно общее: за всеми ними стоит чьё-то неодолимое желание сэкономить любой ценой. Людей не вывели. Не хотели тратиться на вертолёты. Вместо трёх буксиров отправили один – так в три раза дешевле. Не вызвали спасателей – пожалели денег на их услуги. И прочее, прочее, прочее…  В конце концов, само время перегона «Кольской» – совершенно не подходящее для этого – было следствием всё той же неодолимой жажды денег. 

 

В общем, люди снова гибли за металл. Но те, кто получил этот самый грешный металл, остались за рамками внимания следствия. Может, потому, что металла собрали достаточно?

 

Курс ЦБ
Курс Доллара США
94.09
0.232 (-0.25%)
Курс Евро
100.53
0.253 (0.25%)
Погода
Сегодня,
19 апреля
пятница
-2
20 апреля
суббота
0
21 апреля
воскресенье
+2