Сделать селфи – и умереть
Патологическое увлечение фотографированием самих себя становится новой массовой манией
На базе Московского научно-практического центра наркологии создаётся специальная психологическая служба для людей, страдающих психологической зависимостью от… селфи. Психологи и психиатры давно обращали внимание на то, что у многих любителей автофотографирования это увлечение становится болезненным и они нуждаются в помощи специалистов. Поначалу эти опасения казались преувеличенными, но теперь число несчастных случаев, причиной которых были попытки сделать снимок в опасных местах, и депрессий из-за неудачных автопортретов превысило все мыслимые пределы.
Рассказы о жертвах увлечения селфи могут показаться выдумкой любителей чёрного юмора, но, к сожалению, являются печальной правдой. Молодой парень в зоопарке сунул руку в клетку с медведем, протягивая зверю лакомство, а другой рукой собрался сфотографировать, как он кормит хищника, – и в результате остался без руки. Другой парень одной рукой приставил к виску заряженный пистолет, а другой стал делать снимок: нажав на кнопку мобильника, он машинально нажал и на спусковой крючок и погиб. Девушка попыталась сфотографировать себя за рулём и тоже погибла, не справившись с управлением и врезавшись во встречную машину. Другая девушка решила сфотографироваться на включённый в розетку для подзарядки планшет, лёжа в ванне, и уронила его в воду – смерть от удара током была мгновенной. А сколько людей разбились, упав с карнизов, высоких деревьев, обрывов или стен разных архитектурных памятников, забравшись туда для того, чтобы сделать особенно эффектное селфи!
Но несчастные случаи не единственный вред от модного увлечения. Не меньшую опасность представляют вызванные им психологические проблемы. Некоторые, в большинстве своём подростки и молодёжь, увлекаются фотографированием себя настолько сильно, что не могут прожить без автопортретов в буквальном смысле ни дня и даже ни часа. Они начинают фиксировать на мобильник каждый миг своей жизни, каждое дело, которым занимаются: утром снимают себя только что проснувшимися, затем делают «самострел» (такое жаргонное название получили селфи в России) в ванной с зубной щёткой, затем – перед зеркалом с расчёской и так далее до вечера, завершающегося фотографией себя любимого в кровати. Если же такой зависимый человек по каким-то причинам не может сделать очередной снимок, например у него разрядился телефон, – это страшно его расстраивает или вызывает сильнейшее раздражение и гнев.
Селфи-зависимые люди постоянно выкладывают сделанные снимки в интернет, чаще всего в одну или несколько социальных сетей – и ждут одобрения от виртуальных друзей. Если же у них нет доступа в Сеть, если их фотографии критикуют или даже просто недостаточно хвалят, это тоже вызывает злость или слёзы. В конце концов человек полностью зацикливается на поисках места для оригинального автопортрета и на ожидании восторженных отзывов, забрасывает все остальные дела, работу, учёбу и близких людей, забывает поесть, не высыпается… При этом даже хвалебные комментарии к фотографиям начинают казаться ему недостаточно восторженными. В результате – нервное истощение, тяжёлая депрессия, иногда попытки самоубийства, в том числе и удачные…
Именно такой была история молодого жителя Великобритании по имени Дэнни Боумен, после которой западные психологи впервые заговорили о селфи-зависимости и её опасности. С 15 лет Дэнни делал по 100–200 фотографий в день и выкладывал их на свою страницу на сайте Facebook, пытаясь создать «идеальный снимок». Через четыре года бросивший школу и растерявший всех друзей юноша понял, что идеал недостижим, посчитал все свои фотографии неудачными и попытался покончить с собой. Его чудом спасли, и теперь он проходит курс лечения от этой зависимости.
Как же получилось, что безобидное на первый взгляд увлечение у многих людей переросло в опасную для жизни аддикцию? Среди психологов, изучающих эту проблему и пытающихся помочь пострадавшим, на этот счёт есть разные мнения. Некоторые считают, что попасть в зависимость от постоянного фотографирования себя могут личности с низкой самооценкой, которым необходимо как можно чаще получать одобрение от окружающих. Такие люди могут добиваться похвал разными способами – и проще всего для них как раз фотографировать себя в разных местах и необычных позах. Не обязательно даже ездить по интересным местам и сниматься на их фоне – в социальных сетях будут одинаково бурно обсуждать и селфи из экзотических стран, и «самострелы», сделанные дома. В результате лёгкость такого способа завоевать чужое внимание привлекает многих закомплексованных людей.
Есть и другая точка зрения: неодолимая тяга к фотографированию себя возникает у личностей со слишком завышенной самооценкой, так называемых нарциссических личностей. Таким людям тоже жизненно важно, чтобы о них говорили как можно больше хорошего, а если этого не происходит, они становятся агрессивными, злятся на тех, кто отказывается их хвалить.
– Селфизм, или увлечение селфи, – частный случай социомедийного нарциссизма и виртуального сетевого эксгибиционизма. В этом проявляются детские черты поведения – эгоцентризм и самолюбование, – считает психотерапевт Марк Сандомирский.
Наконец, существует предположение, что любители автопортретов – люди так называемого демонстративного склада характера. Они чувствуют себя счастливыми, только когда оказываются в центре всеобщего внимания, но для них неважно, хвалят их при этом или ругают. Главное, чтобы о них вообще говорили.
Хотя не исключено, что повальное увлечение селфи – это просто мода и, как любая мода, она через некоторое время перестанет быть массовой.
– Кто-то начал, и все стали повторять, – уверена психолог Наталья Варская. – Через некоторое время популярность селфи пойдёт на спад. И в целом психологи рекомендуют избавляться не от конкретного навязчивого увлечения, а от причины, из-за которой человек может стать зависимым от чего-либо.
авторитетно
Это уход от работы над собой
Родион Чепалов, психолог-консультант:
– В России есть проблемы похлеще селфи: «бьёт муж», «не могу найти работу», «уходит из дома ребёнок», «готовится к суициду сестра» и так далее. Проблема с селфи скорее характерна именно для благополучной Америки, где комариный укус – уже повод для обращения к врачу.
Помимо естественного интереса к собственной личности чрезмерное увлечение селфи может говорить о «подозрительных особенностях индивидуальности». В безостановочном селфи я вижу свидетельство нарциссизма, самовлюблённости и эгоизма.
Также непрекращающееся селфи можно трактовать как уход от работы над собой – в лень, пресыщенные развлечения, бесполезный досуг. Неумение себя занять, отсутствие интереса к окружающему миру, концентрация только на удовольствиях и желании быть крутым ни к чему хорошему не приводят. Выход из «селфомании» – это осознанная жизнь с разумным соотношением труда и отдыха.
Так клиповое мышление проявляет себя
Игорь Лях, психотерапевт:
– Признак навязчивости у людей, которые выкладывают в Instagram каждый шаг своей жизни, есть. Однако однозначно определять его как обсессивно-компульсивное расстройство я бы не стал. Сам факт фотосъёмки себя не является психическим отклонением, но может говорить о кризисе самоопределения. Чаще всего селфи делают люди с демонстративным складом характера: такой человек показывает себя окружающим. Это, как правило, позитивные портреты, всё достаточно красиво и ярко.
Нередко в самофотографировании проявляется попытка уловить своё «я» и построить представление о себе самом. Эта проблематика наиболее характерна для подростков. Раньше человек смотрелся в зеркало наедине с самим собой, а сейчас он может делать это с помощью камеры мобильного телефона и определять себя не только самостоятельно, но и с участием социума. В селфи могут отражаться и кризисы личностного роста на всех этапах жизни.
Если вы обнаруживаете навязчивое желание размещать собственные портреты или менять аватарки очень часто, возможно, ваша личность сейчас трансформируется. Не стоит трактовать кризисы только как негативные моменты. Когда человек влюбляется, у него тоже может быть такой порыв. Это вовсе не обязательно психиатрия. В силу обстоятельств человек теряет достоверное представление о себе и с помощью фотографий пытается его вернуть. Вы сами можете проанализировать, от чего и к чему вы идёте. Если же вы заметили, что меняете аватар или делаете селфи чаще, чем три раза в день, или каждый день в течение недели, стоит проконсультироваться с психологом, а он уже поможет определиться, стоит ли вам обращаться к психиатру.
«Мыслю картинками, сообщаю о себе картинками» – так клиповое мышление проявляет себя. Благородные люди во все времена писали дневники, тем самым регистрируя изменения своей личности. Но для того чтобы пользоваться дневником или вести текстовый блог, нужно обладать достаточным словарным запасом, иметь понятийное мышление, уметь осознавать происходящее. Письмо – это осознание себя, фотография – лишь сиюминутная фиксация.
Для многих это просто способ поделиться радостью
Александр Нечаев, психотерапевт:
– Двадцать первый век – век потребительства и нарциссизма. Люди всё больше времени уделяют карьере и всё меньше общаются живьём, всё меньше пытаются строить глубокие отношения. Они не привязываются друг к другу и поэтому, конечно, видят друг в друге не личность, а набор функций. Нарциссизм в той или иной мере присущ каждому – любовь к себе тоже должна быть в нашей жизни. Проблемы начинаются, когда человек нарциссичен вне нормы, его эго разрушается и он не способен глубоко и по-настоящему любить кого-то, кроме себя. Люди, которых недолюбили в детстве, сейчас отчаянно нуждаются в похвале и внимании: когда человек делает селфи и получает лайки, у него создаётся иллюзия того, что он получает любовь и похвалу от других. Очень часто такие фото делают бессознательно, с целью поднятия самооценки, однако результат получается противоположный – это только обостряет внутреннюю пустоту, а небольшое количество лайков может привести к депрессии. У пользователя появляется фантазия: «Скоро я сделаю идеальное селфи! Мне поставят лайк, мне напишут, меня полюбят!»
Хотя, если человек делает селфи, это не обязательно означает, что он чрезмерно нарциссичен. Для многих это просто способ поделиться радостью, чем-то хорошим в его жизни.
только факты
- Составители Оксфордских словарей английского языка выбрали слово selfie главным английским словом 2013 года. По их мнению, частота употребления слова в англоязычном интернете возросла за год на 17 тысяч процентов. Появилось и множество производных: helfie (фотографии причёсок), welfie (фотографии, сделанные во время работы или тренировки), drelfie (автопортреты, сделанные в нетрезвом виде), shelfie и bookshelfie (фотографии интерьеров, мебели и книжных полок).
- В октябре 2014 года в Роспотребнадзоре предупредили о возможности распространения педикулёза среди подростков из-за чрезмерного увлечения селфи. В памятке по профилактике педикулёза, опубликованной Управлением Роспотребнадзора по Курской области, говорится, что совместные съёмки группы подростков или пары способствуют передаче вшей при соприкосновении головами. Аналогичная проблема появилась и у врачей США. Так, специалист по педикулёзу из Калифорнии Мэри Маккуиллан отмечала увеличение вшей среди подростков, которые «липнут друг другу головами каждый день, чтобы сфотографироваться на мобильный телефон».
- Заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан Аббясов заявил, что фотографирование паломниками самих себя на фоне исламских святынь в Мекке с публикацией и обсуждением этих снимков в социальных сетях не может одобряться, если это отвлекает верующих от правильного совершения хаджа.
- В 2015 году МВД России выпустило специальную памятку, в которой указало любителям экстремальных фото, что нельзя делать подобные снимки с оружием в руках, на железнодорожном транспорте, крышах зданий, мостах, за рулём автомобиля. Между тем точная полицейская статистика несчастных случаев от селфи не ведётся.
Татьяна Алексеева, заместитель редактора отдела социальных проблем «НВ». Фото «Интерпресс»