Запретить нельзя очистить
Все водоёмы Петербурга из-за качества воды снова оказались непригодными для купания. «НВ» выясняло, можно ли сделать их безопасными.
Региональное управление Роспотребнадзора вынесло неутешительный вердикт: купаться категорически не рекомендуется не только во всех водоёмах Петербурга, но ещё и в озёрах пригорода. Мониторинг провели на 23 пляжах – ни на одном качество воды гигиеническим нормативам не соответствует. На свой страх и риск окунуться, конечно, никто не мешает, но можно подхватить кишечную или энтеровирусную инфекцию, вирусный гепатит А и другие малоприятные болезни. К сожалению, за последние несколько лет власти города, похоже, не предпринимают попыток вернуть к жизни популярные места отдыха петербуржцев. «НВ» выясняло, почему городские водоёмы не становятся чище и что нужно сделать, чтобы в них вновь разрешили купаться.
По данным Роспотребнадзора, даже самые чистые в последние годы водоёмы – Ольгинский пруд, Суздальские озёра и озеро Безымянное в Красном Селе – в этом сезоне непригодны для купания.
– Если в прошлом году озеро Безымянное было благополучным по микробиологическим показателям и неблагополучным по санитарно-химическим, то в этом году ситуация поменялась: санитарно-химические показатели в норме, а вот микробиологические – нет, – рассказала Ольга Кубракова, исполняющая обязанности начальника отдела надзора за коммунальными объектами Управления Роспотребнадзора по Петербургу. – То есть его всё равно нельзя рекомендовать для купания.
Интересные изменения произошли и с Суздальскими озёрами (недалеко от станции метро «Озерки»), одним из любимых мест отдыха горожан. Ещё в мае, по словам специалиста, вода всех трёх водоёмов соответствовала микробиологическим нормам, а в июне здесь обнаружили возбудителей кишечных инфекций. Ольгинский пруд (недалеко от парка «Сосновка») тоже в начале сезона признали безопасным для плавания, но в результате и он из списка разрешённых водоёмов исчез. Тенденция не радует: водоёмы чище не становятся. Но почему так происходит?
В Роспотребнадзоре назвали сразу несколько факторов. Большинство из них, увы, неотъемлемая часть жизни города-миллионника. Это и количество жителей, и расширение города к западу вдоль Финского залива, и промышленность, и хозяйственное использование водоёмов, и сточные воды, и банально грязные пляжи, и даже отсутствие парковок. К тому же дно акваторий редко чистят от растений, коряг и мусора. Возможно, всё дело в том, что на очистку прудов и озёр просто нет средств?
Чтобы понять, в какую сумму обойдётся приведение в порядок, к примеру, небольшого пляжа на реке Охте рядом с деревней Капитолово (в 8 километрах от Петербурга), «НВ» обратилось в одну из фирм, которая занимается очисткой водоёмов. Специалист объяснил, что по телефону оценить масштаб работы и даже примерно понять, во сколько это обойдётся, невозможно.
– Тут даже фотографиями не отделаешься, – рассказал Алексей. – Охта – речка непростая, возможно, потребуется берегоукрепление. Нужно выезжать на место и смотреть.
Однако, чтобы понять порядок цен, достаточно вспомнить, как в Петербурге расчищали, к примеру, один из прудов в Полюстровском парке. Подрядчики не только приводили в порядок воду, но и проверяли, нет ли здесь взрывоопасных предметов, восстанавливали водорегулирующую систему, а также укрепляли откосы. Словом, проводили целый комплекс работ, что обошлось городской казне в 22 миллиона рублей, – удовольствие не из дешёвых. Председатель Северо-Западного отделения Международного Зелёного Креста Юрий Шевчук подтверждает: улучшить состояние воды в озере или пруду с помощью чистки можно, однако это дорого и посему нецелесообразно.
– Мы можем взять любой автономный водоём и попробовать его очистить, – рассказал эколог. – К примеру, Суздальские озёра. В принципе можно повысить жёсткость воды, чтобы ушли зелёные водоросли – они в жёсткой воде не живут. Можно очищать дно и так далее, но по затратам это сопоставимо с созданием аквапарка. К тому же в аквапарк можно продать билеты, а на озеро – нет. Разве что только сделать сопутствующие услуги чуть дороже.
Кстати, кроме механической чистки с помощью илососов и другой сложной техники на этом рынке есть ещё одна интересная услуга – биочистка. В воду выливают специальный состав из микроорганизмов, который, если верить предпринимателям, абсолютно безвреден. Микроорганизмы очищают воду, в буквальном смысле съедая всё лишнее. В результате, как обещают продавцы, ила становится меньше, вода – чище.
Можно поспорить, насколько такой метод полезен для водоёма, однако сам факт его существования говорит о том, что технологии в сфере очистки воды развиваются. Всё чаще на загородных трассах можно встретить объявления с предложениями очистить частный садовый пруд, немало фирм, которые берутся и за большие озёра. Так, может быть, Петербургу стоит также внимательно относиться и к городским водоёмам и, как советуют специалисты, чистить их хотя бы раз в пять лет? Ведь сегодня, глядя на табличку – «Купаться запрещено!», многие петербуржцы всё равно лезут в воду. Не потому, что они не думают о своём здоровье, а потому, что догадываются: иногда проще запретить, чем содержать в достойном состоянии.
авторитетно
«Вредных веществ в окружающей среде становится больше»
Юрий Шевчук, председатель Северо-Западного отделения Международного Зелёного Креста, член Общественной палаты Ленинградской области:
– Есть несколько причин загрязнения водоёмов, которые, в сущности, одинаковы как для города, так и для области. Первая – Петербург находится в самом конце водной цепи, водообмен в которой занимает 14 лет. Это означает, что та вода, которая сейчас течёт в Неве и в том числе из наших водопроводных кранов, много лет назад вышла, к примеру, из родника Карелии или болота Новгородской области. Затем путешествовала по Свири, Ладоге, Неве и так далее, и за эти годы ничего хорошего в неё не попало. Существует, конечно, система самоочищения, но она начинает давать сбои, поскольку вредных веществ в окружающей среде становится больше.
Вторая причина – это колоссальный износ маленьких очистных сооружений, которые очищают канализационные стоки от многоэтажных зданий, посёлков и мелких городов. Проблема существует во всей огромной зоне водосбора Ладожского и Онежского озёр: у нас, в Вологодской области, в Карелии, на половине территории Финляндии, частично в Псковской области и так далее. В Ленинградской области предпринимаются неимоверные усилия, чтобы отремонтировать очистные сооружения, однако сегодня в ремонте нуждаются больше половины из них. Стоимость ремонта зашкаливает за 100 миллиардов рублей, когда весь бюджет области – 86 миллиардов.
Третья причина, это я вам скажу как эколог, – природа человеку враждебна. Около 150 заболеваний, которые передаются от зверей и птиц к человеку, поджидают как раз в водоёмах. Паразиты, гельминты, клещи с болезнью Лайма – им мы нужны, а больше никому в природе мы не нужны. Лучший способ отдохнуть в жару – это пойти в аквапарк, купаться в чистой воде, специально очищенной и проверенной докторами.
Вы можете сказать: мои знакомые купались и не заболели, хотя доктора запрещали. Во-первых, может быть, ваши знакомые вам просто не рассказали про дизентерию, которая их охватила. Во-вторых, возможно, они изначально достаточно здоровые люди, поэтому и не заболели. К тому же не всегда последствия заметны сразу. К примеру, сине-зелёные водоросли вырабатывают токсины, которые вызывают поражение печени. Наглотавшись заражённой воды, вы поймёте, что заболели, только через 5–6 лет.
Также там, где нет антропогенных загрязнений, обязательно будут природные, потому что в водоёмах купаются утки, разносят что-то на своих лапках, а у каждой второй рыбы – куча паразитов. При купании вода легко попадает в организм даже через микроскопические ранки на коже и поры. Вы можете сказать, что врачи перестраховываются. Да, конечно, они исходят из того, что далеко не все люди у нас с железным здоровьем. Они предупреждают о возможных опасностях.
Полина Огородникова. Фото Анастасии Дудиной